10 работ украинских художников, актуализированных Еврореволюцией

События на Майдане не только дали толчок художникам на создание новых, «революционно» окрашенных работ, но и реактуализировали то, что было создано в спокойные времена. Екатерина Сергацкова сделала подборку работ, которые, на ее взгляд, усилил Евромайдан.

  

Никита Кадан

«Постамент. Практика вытеснения» (2009-2011)



На постаменте нет памятника: для него просто не осталось места. Инсталляцию можно расшифровать как изящную издевку над традиционной практикой манипулирования общественным сознанием через памятник. Памятники меняются, а постамент остается. 8 декабря общество столкнуло с постамента очередной символ этого манипулирования, и теперь постамент, на котором долгие годы стоял гранитный Ленин, упирается в многозначительную пустоту.

 

Никита Кадан

«Контролируемые случайности» (2013)



Акварельные зарисовки, на которых Кадан запечатлел столкновения повседневные столкновения людей с правоохранителями, были показаны на выставке «Перед казнью». Название выставке дала работа Николая Гроха 1985 года, созданная им после поездки в Кампучию и повествующая о камбоджийском геноциде 1975-1979 годов. В нынешних «майданных» реалиях приобрела особую актуальность.

 

Алексей Сай

Wellcome attitude (2010)



Создавая серию, название которой можно перевести как «Добро пожаловать, позиция», Алексей Сай вряд ли вкладывал в нее тот посыл, который обнажился именно сейчас. Фигурки офисных работников он делал, базируясь на форме солдатиков, продающихся в любом детском магазине. Если три года назад армия «белых воротничков» воспринималась как символ бесхребетной толпы, то теперь она приобрела совершенно иной смысл: Евромайдан – это, по сути, восстание «офисного класса», который наконец проснулся и обрел голос.

 

Владимир Кузнецов

«Колиивщина. Страшный суд» (2013)



В работе, которая была уничтожена в канун открытия выставки «Великое и величественное», Кузнецов успел показать ад. Это раскаленный чан, в котором варятся продажные попы и милиционеры. Кажется, этот мурал материализуется прямо сейчас у нас на глазах, и, кстати, неоконченную часть работы – рай – теперь довольно легко представить.

 

Роман Минин

«Гори все синим пламенем» (2012)


Роман Минин, «Гори все синим пламенем», 2012



Роман Минин, «Костры Майдана», 2013


Роман Минин создал уже несколько серий фотографий, на негативах которых маркером дорисовывает пламя то деревьям, то харьковским многоэтажкам. Приехав в Киев на Майдан, он решил дорисовать пламя людям. Так появилась новая серия – «Костры Майдана».

 

Николай Ридный

Вода камень точит (2013)



Номинант премии Pinchuk Art Prize Николай Ридный создал работу, которая приобрела дополнительную остроту в связи с печальными событиями на Майдане и Банковой. Милицейские кирзачи, выточенные из камня и увеличенные втрое, могут стать одним из символов насильственных поступков украинских властей. Название же можно расшифровать так: если камень – это режим, то вода – народ, который способен – хоть и не сию минуту, но постепенно - сгладить каменные углы.

 

Жанна Кадырова

«Памятник неоткрытому памятнику» (2011)


Когда «свободовцы» снесли с постамента памятник Ленину, арт-сообщество загудело: что же можно теперь сотворить на месте сбитого с ног советского вождя? Среди вариантов неоднократно прозвучало: «Памятник неоткрытому памятнику» Кадыровой, который сейчас стоит в одном из скверов Шаргорода.

 

Андрей Ермоленко

«Герой нашего времени» (2013)



На избиение журналистов во время оппозиционного митинга Вадимом Титушко Андрей Ермоленко откликнулся фотографически точным портретом спортсмена в золотой рамке, увенчанного битами и кастетом. Во время Евромайдана фамилия Титушко стала нарицательной, а его образ – гиперузнаваемым.

 

Олекса Манн

«Вызывай бога революции» (2011)



В работе «Вызывай бога революции» Манн встает в агрессивную позицию: победит тот, кто нападает. В контексте нынешнего мирного протеста «портрет» анархического божества способен поднять боевой дух.

 

Станислав Силантьев

«Один из них твой враг, другой – брат» (2011)



Серия абсурдистских работ «Agrikutura», созданная в примитивистской манере, была впервые показана во Львове, где выставку запретило местное начальство из объединения «Свобода» - за «очернение украинских символов» и «оскорбление достоинства народа». Теперь же изображенный на полотнах Силантьева Тарас Григорьевич Шевченко предлагает оглядеться вокруг и выбрать, кого же ныне стоит считать врагом, а кого – братом.

 

Василий Цаголов

Призрак революции (2012)



На полотне Цаголова изображена толпа пенсионеров, бегущих с вилами и флагами, а вместе с ними – скелеты, даже после смерти не потерявшие боевой дух. Работа создавалась как ироническая, аккуратно высмеивающая «призрак революции», который «бродит по планете». Правда, в контексте украинской революции полотно приобретает серьезный оттенок: защищать свои права на Майдан наряду с молодежью вышли старики, и на голове у них строительные каски, в руках – деревянные палки, а рядом с ними невидимо, но почти осязаемо – призраки тех, кто взялся бы за вилы, да не дожил до этих дней.

 

+ Bonus

Елена Артеменко

Comfortable protest (2012-2013)


Невероятно актуальной для украинских условий сейчас оказалась работа российской художницы Елены Артеменко «Комфортный протест», за которую она была номинирована на Премию Кандинского. Объект представляет собой мультифункциональный «набор революционера», в котором есть все необходимое для того, чтобы протестовать в комфортных условиях: аптечка, зонт, пластиковый экспресс-транспарант и балаклава. Все упаковано в нечто вроде рюкзака, который нетрудно носить с собой на митинги, и который может также служить в качестве стула.

 

 

 

Екатерина Сергацкова