AFTERPARTY на троих

Выставка «AFTERPARTY» троих художников - Юрия Боринца, Сергея Григоряна и Юрия Бакая - динамично и смело ворвалась в еще не до конца обжитое пространство Центра современного искусства и продемонстрировала возможные пути преодоления эстетической скуки и уныния. Создание совместной выставки – это переживание отношений, столкновение характеров и вкусов. Следовательно, это три эстетики, три кардинально разных способа миропереживания.



Фрагмент экспозиции

Коротко о характерах: Боринец – хулиган, экспериментатор в живописи и примерный семьянин, отец троих детей; Бакай - ученый-инженер с карандашом за ухом и штанген–циркулем в руке, фотограф и путешественник; Григорян - мечтательный романтик, педантичный юноша с зачатками здорового прагматизма, специалист по росписям в модных местах города. Хотя художники в разные годы и закончили местный Институт искусств, способ мышления каждого из них не имеет ничего общего с художественной идеологией, пропагандируемой местными преподавателями.

 

Фрагмент экспозиции


Юрко Боринец несомненный лидер и по количеству выставок, и по энергетике живописного жеста, и по экспрессивности изобразительных средств и методик, и по действенной, беспокойной позиции. Спешит жить. Для картин Боринца, кажется, сюжет не имеет значения - балет, спайдермен, пес, еще пес, лицо, пейзаж, ABC... Названия преимущественно отсутствуют. Важной остается экспрессия графического образа, плакатная минималистичность и выразительность, раскованность и легкость движения кисти. Художник обходит концептуализм в своих произведениях, не желает отворачиваться от чувственного мира, пытается пользоваться конкретикой окружающей его среды. В своих крупноформатных работах на бумаге он стремится донести до зрителя сообщения, сюжеты которых будто перенесены с экранов немого, будто подкрашенного кино. Боринец быстро и насильственно преодолевает сопротивление материала резким, коротким главным ударом, за которым следует целая серия других, формирующих орнаментику задуманного, сохраняющих и точно передающих накопленную энергию. Как будто существует страх, что ее надолго не хватит. Несколько джебов и хук слева напоследок. Работа сделана. Завораживающая ритмика орнаментов, ограниченная несколькими цветами палитра, цезуры незакрашенного фона - дикарско-шаманская живопись человека XXI века, который бережно относится к своему и нашему времени, говоря о вневременности. Художник подчеркивает важность общения не только с коллегами, но и со зрителями, ценителями его творчества, поэтому выставки, презентации, тусовки, поездки в другие города на другие выставки, -  неотъемлемый элемент его самореализации.

 

Юрий Боринец, АВС


Сергей Григорян вычитал (выдумал) интересные исторические факты и посвятил свои объекты двум  местным событиям почти столетней давности. По мнению художника, Станислав (Ивано-Франковск) начала ХХ в. был известным религиозным центром (местом паломничества к иконе Матери Божьей Ласковой Станиславской) со значительным количеством синагог, костелов, церквей, кирх и, одновременно, -  прогрессивным авиационным центром. В городе располагался отряд молодых летунов (школа пилотов LOOP im . Gen. Tadeusza Kasprzyckiego, вторая по величине в Польше) с аэродромом в окрестностях. «Это исторический пример почти утопического общества, в котором прекрасно уживались высокие технологии и христианские нормы гуманизма», - из авторской экспликации. Таким образом ангелы и самолеты слились в забавных фанерных объектах, расписанных темперой и разукрашенных вакуумными радиолампами для убедительной техногеничности. Ангелы худы до прозрачности, почти обнажены, но с выраженными признаками пола. Левкасная основа отсутствует, закрашивание фрагментарное. Подвешены на тросах, украшены шурупами, болтами, петельками и прочими металлическими мелочами. Визуальный дух техногенности вступает в оппозицию к невидимому духу метафизики. Наука художественным способом соеденяется с сакральностью. Избыток надуманного, искусственного, а иногда и ошибочного дизайна совсем не раздражает, а, наоборот, провоцирует множество  советов и пожеланий от сопереживающих. «Если бы они еще и двигались - добавь кинетики; Надо чтобы лампы светились, мигали; Слишком плоско, хочется объема; и т.д. ». Хорошо, что произведения «высаживают» на советы других, как бы провоцируя. На то оно и искусство.

 

Работа Сергея Григоряна


Две технологично-трэшевые инсталляции Юрия Бакая демонстрируют творческий процесс, который можно увидеть в мастерских художников. Первая инсталляция - работа над проектом светильника, а точнее - хаос в дизайнерской мастерской, будто перенесенный в пространство галереи. На самом деле речь идет об имитации, ведь создание инсталляции на подобную ​​тему, передача атмосферы - горы нарезанного стекла, пачек бумаг с эскизами проекта, инструментов, карандашей, металлических опор, пленок, картонных коробок -  требует от зрителя внимательности, которая поможет увидеть и уловить идею ландшафтного светильника, принцип его действия, инновационность, уже не говоря о функциональности. Металл и стекло, холод и жесткость, преломления света и загадочность теней. Сила света, возможности проникновения, погружения, рассеивания, отражения; рефлексы, зеркальность, прозрачность, хрупкость, гладкость, окраска тона, холодно-тепло, все это позже будет формировать эмоциональный ряд реципиента.

 

Инсталляция Юрия Бакая


Вторая инсталляция этого же автора - «Обойма ангелов» - шкафчик-коробочка с 48 вмонтированными в него электрозвонками, которые беспощадно визжат, как только нажмешь на включатель. Это также фрагмент, «работа в процессе», незавершенная проекция того, что задумал художник. Советские дверные звонки, по мнению автора, чем-то похожи на церковные колокола, ведь они так же предупреждают о приходе чего-то/кого-то.

 

Юрий Бакай, "Обойма ангелов"


На следующее утро после открытия атмосфера выставки действительно говорила о некой неупорядоченности мыслей, которая обычно остается после вечеринок. Местные СМИ оценили ее как экспериментальную и заключили, что ЦСМ должен таким заниматься. Выставка удалась, действительно, ничего подобного Франковск уже давно не видел: сумбур, эклектика, неупорядоченность и драйв, что особенно сказалось во время открытия под ритмичное музыкальное сопровождение от Dj Edo и друзей. Музыка удачно подогревала и повышала градус общения между зрителями и художниками, навевала собственные настроения, толкала к движениям, создавала беспокойство. Многие старожилы принялись вспоминать времена расцвета «Станиславского феномена», выставку «Рубероид», акцию «За Импреза» и др.

Открытие состоялось еще до событий на Майдане, однако своей отстраненной энергетикой и эстетикой перекликается с событиями в стране. Нужны перемены. Искусство догоняет жизнь, или наоборот, протаривает дорогу к ней? 

 

 

Анатолий Звижинский