Агора в Гамбурге

В выставочном пространстве сообщества гамбургских художников "Фраппант" прошла не совсем обычная выставка.

Небольшая по объему, она, тем не менее, содержательно − по разнообразию подходов, техник, авторов − приближается к какой-нибудь международной биеннале. Это, собственно, и было задумкой куратора и художника Алехандро Сото (Alejandro Soto).

Называется выставка "Агора−2" − это уже вторая выставка этого проекта, а, Агора, как известно, название местa в древней Греции, где происходил свободный обмен мнений свободных людей.

"На большинстве групповых выставок в нашем городе, − говорит Алехандро,− представлено сообщество хорошо и давно знающих друг друга авторов, работающих в одном ключе. Я решил пойти по противоположному пути, и пригласил совершенно разных художников, самых разных возрастов, из разных стран, и работающих в разных видах искусства. Им было предложено высказаться на тему "Город. Пространство. Природа". Техника и размер не ограничивались. Тема предоставляет широкие возможности для интерпретации, и как экспозиция показала, к ней можно подойти с самых разнообразных точек зрения".

Сесацией вернисажа стала "ходячая" видеоинсталляция музыканта и художника Игнацио Мендеса (Ignacio Mendez) "Пандора". К посетителям подходил "ларец Пандоры" и предлагал себя открыть. В ларце обнаруживался экран, на котором в случайном порядке проходят апокалипсические события последних лет: пытки в Гуантанамо, кровавые арабские революции, цунами и тому подобное. Причем, как и ужасы действительности, этот "актуализированный" ларец Пандоры не ждет зрителя, а сам навязывает ему себя. 

Остроумно и неожиданно воплотил Пайо Дугонич (Payo Dugonic) в своей пространственной инсталляции тему сложных и извращенных отношений между цивилизацией и природой.

В инсталляции использованы настоящие рога косуль, но ни одна косуля не была убита специально для создания этой работы! При таком разнообразии объектов существовала опасность, что экспозиция может распасться, не воспримется как единое целое. Этого не произошло благодаря живописным работам, которые держали, как бы "цементировали" экспозицию.

Этим цементирующим элементом было совпадение в понимании художниками города, как некоего структурированного космоса, в котором жесткая "заданность" не противоречит случайным, стихийным событиям или явлениям. В этом смысле можно сказать, что художники понимают город, или шире – цивилизацию – именно как Агору − возможность свободного сосуществования разных, иногда противоречащих друг другу, структур, явлений, мнений.

Выставка проходила с 31 марта по 8 апреля, Frappant, Hamburg. 

 

 

Вера Вайсберг,

Гамбург