«АмнезіЯ project»: вспоминать, забывая

Вчера, 7 февраля, в зале киевской Малой оперы прошла презентация проекта Александра Михеда «АмнезіЯ project». «АмнезіЯ» - безусловно, оригинальный для украинского искусства проект. Одно произведение разворачивается сразу во многих плоскостях. Это и желание свести на одной платформе сторонящихся друг друга писателей, живописцев и музыкантов, и акция в поддержку незаслуженно забытого помещения Малой оперы, и исследование средствами искусства феномена памяти.


Главы текста подаются на сайте проекта вместе со специально написанным музыкальным треком и специально созданным художником произведением (так называемая «подача»). Такой способ презентации позволяет добиться эффекта полного погружения в произведение – можно сказать, погружения в «коллективную» память авторов, где музыка замещает звуковые впечатления, живопись – визуальные, а текст организовывает смыслы и создаёт минимально необходимый нарратив. Читая фрагментарный текст, следуя за точечными событиями и изворотами мыслей Михеда, мы внезапно врезаемся взглядом в полароидное фото Алексея Шинкаренко – такая же уникальная точка, момент времени, пойманный объективом камеры. Наше чтение почти незаметно оберегается от шумовых вторжений музыкой OY Sound System. «АмнезіЯ project» в каком-то смысле можно назвать тотальным произведением искусства – настолько узко фокусируется восприятие зрителя-читателя-слушателя.

Хоть авторы и подчёркивают «равноправие» каждой сферы искусства, всё же на практике это выходит не совсем так. Музыка и живопись в восприятии всё же стремятся к тексту, ведь по большей части именно он поддерживает пусть даже фрагментированную, но длительность – музыка оформляет фоновое настроение, а фотографии и картины слишком моментальны, чтобы длиться. Но справедливости ради скажем: каждая составляющая проекта неотделима от остальных, все части взаимосвязаны и дополняют друг друга.

И всё же главный интерес представляет память – на это направляет нас само название проекта. На первый взгляд, странно назвать проект про память именно таким термином, ведь амнезия представляет собой как раз отсутствие памяти. Или это всё же не так?

Феномен памяти разрабатывается в «АмнезіЇ» в разных подходах и формах. С одной стороны, это прямые текстуальные отсылки к теме. Герой книги Михеда помнит и забывает сам, наблюдает за тем, как это делают другие; память выступает здесь как гарантия идентичности («У нас, в Італії, діти в перших класах вивчають історію […] Щоби ми пам’ятали, хто ми») и даже как мусор («Маленька дівчинка […] грається в творця, напихуючи снігову людину різними непотрібом, ніби пам’яттю»). Сама книга представляет собой огромный архив гигантского количества мелких событий: мыслей, ситуаций и происшествий. Михед признаётся: он начал писать, потому что хотел не забывать ничего.

С другой стороны, музыка, фотография и живопись тоже приобретают статус «памятных мест». Изначально планировалось, что музыканты просто напишут сопроводительные треки к тексту, но такая задача трансформировала их самих – они сформировали устойчивый коллектив, а значит, приобрели новую, коллективную память-историю. Музыка, звучащая в проекте, и представляет эту историю нам. Живопись и фотография, в свою очередь, сами по себе содержат некоторый вид памяти: они навсегда консервируют в себе некоторый момент реальности или истории художника.

Михед постулирует переход от индивидуальной истории к коллективной памяти и планирует осуществить это с помощью самих зрителей, которые также смогут присоединиться к творческому процессу. Каждый посетитель презентации проекта мог рассказать видеокамере о воспоминании, от которого он хотел бы избавиться больше всего. Все рассказы будут связаны в одно целое, формируя «среднюю по больнице» картину общих травм разных поколений.

И наконец, сама структура проекта предстаёт перед нами как модель механизмов вспоминания и забывания. В «АмнезіЇ» память трактуется прежде всего как конструкция из множества фрагментов и элементов, которые беспорядочно появляются и исчезают в сознании человека. При этом память как сумма визуальных, смысловых и аудио-представлений сохраняет видимую целостность – но только видимую. Книга «АмнезіЯ» выглядит как обычная книга; в проекте «АмнезіЯ» она дробится и рассредоточивается на возникающие без особой закономерности детали, которые становятся блоками чужой для нас памяти. Эту память и предлагается нам вспомнить, забывая о своей собственной – вспомнить, не помня, что же мы вспоминаем.

 

 

Арсений Тарасов