Андрей Блудов: «Я отражаю перманентное состояние сознания, свойственное человеку мегаполиса»

Недавно в  пространстве «Karas Gallery» завершилась выставка киевского художника Андрея Блудова. В новом проекте "Урбанистика" автор метафорически осмысливает тему пространства, структуры и лабиринта, проводя аналогию с видением мира современным человеком. Art Ukraine пообщался с художником о его художественной практике, фиксации энергетического потока, соотношения элементов и их созависимости в работах новой серии.

 

Что лежало в основе идеи этой выставки и как долго вы её готовили?

Андрей Блудов: Выставку готовил довольно долго, начиная с весны этого года. Хотя писалась она быстро. Возможно потому, что она продолжает предыдущую выставку «Социополис» (2017). Основой же послужила моя встреча с книжкой "Архитектура постмодернизма" Л. Стародубцева (1998 г.), которую я случайно нашел на Петровке. В целом, эта выставка разворачивает на холсте мой интерес к теме особенностей сознания современного человека через зону архитектурных проектов и сложных форм. Для меня в моих работах проявлена модель сознания человека и того, что происходит с нами: клиповость мышления, разрывность в восприятии, разветвлённость внимания. Это некая аллегория перехода нашего сознания в кардинально новое состояние, свойственное именно человеку большого города. В анфиладе комнат, лестниц, шахт, труб, линий метро под домами выразилась 3Dmax проекция, состоящая из цветных сеток. Мои архитектурные сооружениябез стен – они прозрачны, но взаимосвязаны между собой. Таким образом, создается мир структур, где все пронизано светоносными тягами, излучениями, вибрациями и энергиями.

Все изображения предоставлены автором


Вы описываете современный город, а как человеку в нём?

Андрей Блудов: Это все происходит внутри человека. Люди мегаполиса всегда пребывают в этом пространстве, и оно же отражается в них, но людей я не стал изображать в этих картинах. Это некая рефлексия.

 

С какими трудностями или, возможно, новыми для себя вопросами вы столкнулись в процессе её подготовки?

Андрей Блудов: Трудности были чисто технические. Для того, чтобы создавать достаточно трудоёмкие светоносные коконы мне понадобились чуть ли не навыки рукоделия (смеётся). На поверхности лежала проблема воплощения идеи намеренно усложненных и, в тоже время, выразительных структур. Что касается вопросов… Проект «Урбанистика» вышел из «Социополиса», но я уже подумываю о трилогии, чтобы наверняка закрыть эту тему. То есть, я хочу сделать еще один проект, в большем формате: огромные холсты и, может быть, даже не в галерее. Хочу перейти на объемы, реальные 3D объекты. 

 

Вас вдохновлял Киев?

Андрей Блудов: Нет. Это вообще тема города как энергетического сгустка. Мою выставку можно, пожалуй, назвать альбомом безумного архитектора (улыбается). Например, картина «Станция старт» напоминает космодромы будущего – мое представление о них.

 

Почему картины имеют удлиненные и овальные формы?

Андрей Блудов: Ночной паркинг, транзитная станция – они вытянуты. Это аналогия к ним. Овалы придают картинам некий космизм. Это, своего рода, иллюминаторы. Ведь если графически изобразить зону нашего видения – это, довольно точный овал – живая, естественная для природы форма. И она сталкивается с каркасностью, прямыми углами, вертикалями и горизонталями. Таким образом, эти две формы работают друг на друга, подчеркивая характер структур и сферичность взгляда на пространство, а также эта форма усиливает цветовое эмоциональное напряжение.

 

Расскажите, пожалуйста, что особенного произошло на открытии выставки?

Андрей Блудов: Я делал экскурсию и рассказывал про свое путешествие по Бирме. И в какой-то момент меня поразила схожесть решений и, соответственно, прочтений картин. Я рассказывал историю о том, как я побывал под одной из ступ в городе Баган, Мьянма, где была галерея, размещенная довольно глубоко под землей, и шла по периметру. То есть, это был темный коридор, а на стенах живописные работы – жизнеописание Будды. Но там была абсолютная темнота. Потом мне объяснили, что ранее это были рвы и художники при дневном свете сделали роспись на стенах. Лишь позже над этой галереей возвели ступу. То есть, эта живопись звучит чисто своим энергетическим током, который запустили кисти мастеров. В этом я увидел аналогию с написанием своей работы «Станция старт». Я долго выписывал её, а потом увел в красный цвет, и мне стало даже легче. Поскольку она обратилась в декоративное красное пятно, а все мои наполнения – тактильность, энергетические включения, дали ей возможность пульсировать и жить немного в другом диапазоне.

Считается, что художники отражают в своих работах время, как в зеркале. Что именно отражаете в своих работах вы?

Андрей Блудов: Как я уже говорил, я отражаю перманентное состояние сознания, свойственное человеку мегаполиса. И да, я не даю этому оценку. Я оставляю право оценивать для зрителя и искусствоведа. Моя выставка – призыв к коммуникации, чтобы мы вместе посмотрели со стороны, какой сложный этот узел, в каких хитросплетениях мы живем и как мы все связаны. 

 

Для кого или для чего вы делаете выставки?

Андрей Блудов: Для меня это, своего рода, терапия. Поскольку образы новых картин роятся в сознании, они не дают мне находиться в состоянии покоя, их навязчивое роение явно предполагает их воплощение. Так что, похоже, таким образом, я пытаюсь от них избавиться (смеётся).  И когда я делаю это сознательно и качественно – например, подбираю нужные средства выражения, это вызывает в мире резонанс. Люди угадывают, чувствуют, что мои работы о нас всех. 

 

Какие особенности мировоззрения современного человека вы хотели подчеркнуть в своих работах?

Андрей Блудов: Я сфокусировался на некоторой путанности, потери ориентиров, отсутствии прямых путей, касательности и неопределённости сознания человека, своего рода, о «диалоге с хаосом».

 

Как зачастую создаются ваши работы?

Андрей Блудов: Сначала возникает тема. Потом я ищу средства для её воплощения: формат, размер подрамника, конфигурацию и другое. В данном случае система была такая: белый холст я перекрывал абстрактным подкладом, слоем акрила, в котором все плавно стекается, происходит диффузия. Именно на этом холсте и происходит встреча моей идеи с хаосом, из которой потом выходят структуры, ранее существовавшие в моем воображении. То есть, я создаю свое пространство, в которое остается лишь «завести мебель» и обживать через образы, которые в процессе становятся мне почти родными.

 

Когда приходит понимание, что работа закончена?

Андрей Блудов: Это происходит интуитивно. У картин разная судьба. Некоторые  хочется продолжать, а другие нет. Это своего рода озарение, понимание того, что это максимальная выразительность на этом этапе. Но иногда в незаконченности живет очень важный мотив «жизни в блеске рабочего состояния» и избегает засушенности. Так что, порой недосказанность должна присутствовать.

 

Сколько максимум часов работали без перерыва перед выставкой?

Андрей Блудов: Обычно перед выставкой я пишу подолгу, по 12 часов подряд. Когда тебя подпирает конкретная дата, происходит обычное явление – начинаешь работать нон-стоп, входишь естественным образом в поток и тогда, собственно, у тебя уже почти не бывает ошибок. Тут главное соразмерить силы, справиться. Думаю, у меня получилось (улыбается).

 

 

Автор: Станислава Стефановская