Анна Валиева: "Если художественные акценты не найдены, твое искусство рискует стать декором"

24 апреля Voloshyn Gallery презентует новый проект Анны Валиевой «Воспоминания будущего и прошлого». Часть работ из этой серии уже была продемонстрирована в США на арт-шоу  SCOPE Miami Beach 2016 и SCOPE New York 2017, а большинство из них публика увидит впервые. Масштабная экспозиция, будет размещена в двух залах и представлена живописными полотнами, коллажами и скульптурой.  Журналист ART UKRAINE Роксана Рублевская поговорила с художницей о семантике цвета, философской проблематике ее работ и их взаимодействии с пространством.

 

Как пришла идея превратить единичные работы, посвященные теме памяти и времени, в масштабную серию «Воспоминания прошлого и будущего»?


Cерию я начала с создания монохромных эскизов-коллажей, но это настолько увлекло меня, что они начали превращаться в полноценные работы.  Мне хотелось исследовать природу памяти, прочувствовать ее границы. Проследить ее связь со временем, которое безжалостно уничтожает воспоминания, оставляя только чувство сопричастности.  Фрагменты проекта были показаны Voloshyn Gallery на SCOPE Miami Beach 2016 и SCOPE New York 2017, где они получили массу положительных отзывов. Приехав с Майами, я продолжила рисовать, чтобы полностью раскрыть тему.

 

Анна Валиева. Завтрак

 

Большинство работ из этой серии представлены живописью. Почему?

 

Я сознательно возвращаюсь к холсту, маслу и эмали. Я не согласна, что живопись – это просто изображение на ткани, натянутое на подрамник. Эксперименты  с другими материалами (синтепоном, смолой, деревом, металлом) были необходимы, чтобы добиться объема. Рисунка всегда мало – хочется создавать иллюзию реальности.

 

 

В чем ключевая особенность проекта «Воспоминания будущего и прошлого»?

 

В его художественном многообразии и сложности структуры. В моде и музыке мне всегда нравилось наложение различных слоев, которые вместе рождают цельный образ. Этот принцип соединения нескольких техник, сюжетов, цветов я и заимствовала для своего нового проекта. В первой части серии ключевым цветом стал черный. Благодаря нему стало невозможным идентифицировать персонажа, и возникло ощущение насыщенного пятна, оживших воспоминаний. Смола на холсте смотрелась необычайно выразительно из-за цвета и фактуры. Она забирала на себя все внимание зрителя, оттого работы казались более резкими. Вторая часть проекта – мягче. Она о том, что все временные этапы и традиции тесно переплетены, как и жизни людей вокруг. Человека всегда заботят мысли о прошлом и будущем. Мне хотелось показать, что, находясь в настоящем, мы одновременно существуем в другом мире – в ожиданиях или воспоминаниях, а потому видим только то, что есть в нашем сознании.

           

Анна Валиева. Контражур


Эта идея близка к солипсизму, философскому учению, в котором мыслящий субъект признается реальностью и все остальное существует только в сознании индивида. Какую цель ставили, создавая эти работы?

           

 Показать красоту сочетаний. Именно «показать», потому что в работах должна быть глубина, естественная энергетическая сила. Сложные витиеватые концепции утомляют. Мое искусство требует чувственного, а не рационального восприятия. Например, работа «Воспоминания» рассказывает о смене поколений и связи между ними, традициях и памяти наших предков. Это сложно описать словами, но можно ощутить в себе весь свой род. Картина «Мать и дитя», продолжение моей любимой темы, рассказывает о величественности женщины, символа плодородия. Здесь женские образы в буквальном смысле вписаны в природу. То, что, на первый взгляд, не сочетаемо будет создавать эффект калейдоскопа и разрывать пространство, освобождая искусство.

 

Для вас всегда оставался важным способ экспонирования. Можете назвать самые удачные примеры взаимодействия ваших работ с выставочным пространством?

 

Мне кажется, наиболее удачным примером экспонирования является проект 2012 года «Свобода несвободных», показанный в Малой галерее Арсенала. На металлических сетках мною были написаны портреты экзотических животных. Белый фон стен давал возможность их рассмотреть, но зрителю было необходимо отойти на несколько метров, иначе он видел только тонкие железные прутья, похожие на клетки. На сетках были закреплены фрукты, что рождало в сознании публики двойственные ощущения. Идея проста: невозможно ублажить тех, кто страдает.

 

Анна Валиева. Сад

 

Каким должны быть работы художника, чтобы повлиять на мироощущения зрителя?

 

Думаю, работы должны быть емкими, чтобы зритель ощущал сопричастность. Глядя на чужое творчество, мы получаем доступ к сердцу автора. Хочется, чтобы публика понимала послание, но для этого ты обязан быть искренним. Опустошаясь, ты наполняешь свое искусство. Художнику нужно стремиться к тому, чтобы стать проводником между реальным миром и миром тонких материй.

 

Вы можете выделить какие-то процессы в современном украинском искусстве, за которыми вам интересно наблюдать?

 

Моя задача, как и любого художника, смотреть вглубь себя, но, безусловно, я вижу, что современное искусство Украины переживает этап становления. Меня искренне радует то, что делают Юлия и Максим Волошины для его популяризации в мире. Деятельность Voloshyn Gallery – это большое желание, рвение, уверенность в успехе и систематическая работа. Их галерея напоминает локомотив, который несется к цели, и я имею возможность за этим наблюдать. Мне приятно, что появляется все больше журналов о культуре, теперь людям есть что почитать. Кому-то, возможно, это позволит увидеть себя в этой сфере и осуществить мечту: создавать, продавать, выставлять, оценивать искусство. Я много читаю интервью других авторов, чья-то исповедь лечит душу и вдохновляет на новые свершения.

 

Анна Валиева. Блики воспоминания

 

Первое, на что обращаешь внимание при виде ваших работ, это цвет. Как удается так правильно его подбирать?

 

Мне хочется добиться неожиданных сочетаний, сохранив органичное изображение. Цвет усиливает образ, поэтому его выбор крайне важен для формирования тональности сюжета. Цветовые пятна, которыми я закрашивала лица из страниц глянца, уже являлись некой информацией. Они должны были сообщать зрителю что-то важное. Еще мой преподаватель Николай Стороженко говорил, что живопись – это соотношения пятен. Если художественные акценты не найдены, твое искусство рискует стать декором.

 

Анна Валиева. Портрет

 

Техника коллажирования, которую вы применяете, – это дань времени?

 

Это отображение современности, а ее невозможно игнорировать. Нужно пользоваться языком, который понятен и близок зрителю, идти в ногу со временем, а лучше – предвидеть и опережать его. Иногда я задумываюсь, что бы первым создал Рембрандт, если бы оказался в 2017 году? Вероятно, это потрясающая возможность быть вне процесса, перенестись в незнакомую среду, сохранив чистоту восприятия. Острота угасает, потому что все блага и открытия приедаются, воспринимаются нами как должное. Мы разукрасили мир неоном, но он остался серым. В психологии есть практика «знакомство заново». Она подразумевает возможность посмотреть на окружающую действительность по-новому. Иногда мне удается  добиться деперсонализации, на секунду увидеть все чужими глазами, но я не могу зафиксировать это ощущения надолго. Мне кажется, что это и есть главное умение, которому следовало бы научиться художнику.

 

Анна Валиева