Антиутопический рассказ

В АРТподвале Харьковской муниципальной галереи открылась выставка молодого художника, культуролога и преподавателя Константина Зоркина. Инсталляция «Выставка бабочек» о бытие, антиутопии и агностицизме.


Вы открываете дверь, спускаетесь по широкой лестнице, пытаясь не удариться головой о железные трубы; проходите еще пару ступенек и попадете в  плохо освещённый подвал. Еще, спускаясь вниз, вы замечаете, что свет в помещении выключен и единственный источник света - это отдельные лампы, направленные на подвешенные деревянные короба. Перед вами две комнаты, в которых некоторые элементы повторяются, некоторые исчезают, замещаясь новыми. Это путь экспозицией, который вы должны пройти. Как бы громко не звучало, но это путь всей жизни – начало, конец и свободный полет между этими двумя точками. Выставка выступает как особая форма познания окружающего мира посредством репрезентации жизненного цикла (пути) бабочки, что, в свою очередь, приравнивается к модели бытия.

 

Фрагмент экспозиции

 

Для самого автора проект «Выставка бабочек» явился экспериментальным опытом – выходом из привычной зоны. Костя Зоркин один из тех художников, которые длительное время находятся в стадии поиска формы, смыслов  и значений. Долгий процесс осмысления отпечатывается и на самих работах, которые являют собой отдельные сложноподчиненные модули, которые могут сложиться в цельную картину, а могут оставаться в рамках одной выставки и самодостаточным элементом. На этот раз автор не отступил от данного принципа, но трансформировал способ подачи и укрепил зависимость между самими предметами. Проект «Выставка бабочек» был осуществлен за месяц – 30 дней от начальной точки, когда зародилась идея, и до конечной точки - открытия экспозиции.

 

Фрагмент экспозиции

 

Зоркин любит повторять отдельные фрагменты, совмещать различные модули, при каждой новой попытке художественного синтеза проявляя новые смыслы. На этот раз в инсталляции появляется один устойчивый элемент, который встречается зрителю несколько раз. Создается впечатление зацикленности времени и пространства - нечто, что происходит большое количество раз, цепь повторений, которую может разорвать только конец, в свою очередь, необратимый.

 

Завершение и конец,  символизм которых присутствует и ощущается после просмотра экспозиции, не угнетает зрителя, не вселяет чувство безысходности или беспомощности перед тем, что случится так или иначе, перед тем, что человеку не дано остановить, предугадать, предотвратить. Даже приглушенный свет и полумрак в выставочном помещении не вызывают чувства напряженности или дискомфорта. Наоборот – так намного легче прочитать каждую линию и форму. Игры со светом намекают на главенствующие элементы в пространстве, забирают все внимание зрителя на объекты инсталляции.

 

Фрагмент экспозиции

 

Константин Зоркин - художник, который говорит о сложном просто. Он работает со специфическими материалами, в основном с дюралью и деревом, которые по своей природе не пластичны и требуют особого усилия для воплощения в них нужной идеи. Эти материалы не так привычны для украинского зрителя, не так любимы отечественным автором. Путь от сложного к простому для художника, трансформируется для зрителя в обратную модель «от простого к сложному», когда некую примитивную фигуру необходимо воспринимать как ключ к заложенной автором идее.

 

Способ репрезентации художником авторского замысла можно назвать примитивным, но если изначально примитивизм возник как бегство от буржуазной действительности, то в данном случае автор не отдаляется от реальности, а делает попытку приблизиться к ней. Это не попытка эскапизма, а момент сближения с повседневностью, которая находится вокруг нас,  близко к нам – может быть всего лишь в ближайшем торговом центре.

 

Фрагмент экспозиции

 

Такой взгляд можно назвать скорее не примитивистским, а экзистенциальным – взгляд на бытие сквозь существование самого человека, его личный путь.  Хотя поиск онтологического смысла самого бытия отсутствует – тут мы не получим вопросов о смысле жизни или высшем предназначении человека. Затрагивая непосредственное индивидуальное существование, автор прослеживает стадии трансформации бытия в замкнутом пространстве, не затрагивая отдельные элементы этой жизни. Тут нет лишнего: ответвлений, акцентов, отдельных модулей – это сплошная нить одного рассказа, линейное повествование.

 

Посыл работ интегрируются в сознание зрителя не только бытийным вопросом – выставка предстает как яркая художественная модель антиутопии. Мы наблюдем процесс рождения, жизни и результат всему этому – смерть.

 

Фрагмент экспозиции

 

Реабилитировавший понятие «утопия» в своей работе «Дух утопии» Эрнест Блох, указывал на то, что переместившись с зависимости от пространства, утопия начала зависеть от фактора времени. Топос переместился, и мы начали видеть что-то хорошее и совершенное не в другом месте, а в другом времени – в будущем. Не имея возможности предугадать его, определить события в будущем времени, человек трансформирует будущее в утопическую возможность. Если рассматривать утопию в таком ракурсе, то выставка Кости Зоркина становится моделью антиутопии, когда для другой и лучшей возможности не остается места, когда отсутствует место для эфемерного будущего, где возможно все будет иначе, лучше, чем сейчас. Идентификация человека с данной выставочной реальностью нивелирует утопическое мышление, которое вытесняется наличием конечной точки – знанием о том, какой именно она будет. Осознание человеком конца исключает существование утопии.

 

Посредством своих работ автор выстраивает и складывает собственную философию.  Как и в его работах нет отдельных независимых частей, так и каждая новая выставка дополняет самого автора. Принцип отсутствия в проектах отдельных модулей проецируется на личность самого художника, когда человеческое сознание определяет творческое и наоборот. Данным проектом автор сделал для себя важный шаг в осмыслении реальности – общей или индивидуальной -  не важно. Это очередной компонент в мозаике, которая представляет цельную картину. Инсталляция «Выставка бабочек» - это  шаг к самосознанию, столкновение с реальностью через игровую форму.