Арт-каток или Цифрами по творческому самолюбию. Александр Ройтбурд

Из интервью нашего сегодняшнего героя журналу Art Ukraine (2010):

 

«– Сегодня очень часто называют рыночную оценку работ на аукционах. Для вас это показатель значимости художника?

– Ну, конечно, это не абсолютный показатель значимости художника. Есть много очень талантливых людей, чьи работы стоят три копейки. И много посредственных художников с дутыми ценами. Но с другой стороны  – тоже ничего случайного. Не может иметь высокую аукционную оценку совершенно заурядный художник. Это не абсолютная истина в последней инстанции, но это показатель.

– И вопрос, связанный с предыдущим. Где, когда, за сколько на каком-нибудь аукционе проданы ваши работы?

– Вы просто загляните в Интернет. Кому-кому, а мне на этот вопрос отвечать просто неудобно» 

 

Возможно Александру Ройтбурду и было неудобно отвечать на этот вопрос, но нам это абсолютно не сложно сделать. Тем более, что сегодняшний герой материала – наиболее публично активный деятель украинского художественного рынка. Активный со знаком «плюс»: его общение со СМИ лишено скандальности, изобилует фактическим материалом, а комментарии на различные арт-события пусть зачастую и уклончивы, но точны и положительны. Ройтбурд дружелюбен, общителен, фотогеничен и готов «обнять весь мир», как кандидат в американские президенты. Самое время рассмотреть историю публичных продаж художника, сопоставив с его параллельной коммуникацией со СМИ – еще одним важным инструментом анализа инвестиционной привлекательности. В теории «говорящий» художник способен зафиксировать стоимость на свои работы, а «говорящий по делу» – даже ее увеличить. Проверим, расходится ли украинская теория с практикой.

 

 

Александр Ройтбурд, "Прощание Гектора с Андромахой", 2010


Начав материал с интервью, позволим себе и далее заимствовать из него прямую речь героя. Тем более, что наговорил в нем Ройтбурд на серьезный музей имени себя.

 

Александр Ройтбурд, абсолютный рекордсмен среди украинских художников по количеству участия в аукционных торгах.

По состоянию на ноябрь 2013 года имеет 38 аукционных историй, из них:

- 24 украинских дома

- 14 международных домов

- впервые работа Ройтбурда попала в зарубежную аукционную среду в 2008 году на аукцион Christie’s (а не Philips de Pury, характерный для большинства украинских художников), правда при эстимейте GBP 15 000 – 20 000 продана не была. В следующем 2009 году состоялся публичный рекорд художника – за GBP 58 850 картина “Прощай, Караваджо” попрощалась со старым владельцем на Philips. Спустя 4 месяца тот же аукционный дом выставил сразу две работы Ройтбурда: при эстимейте GBP 30 000 – 40 000 картина была продана за GBP 37 250, вторая работа нового владельца не нашла (эстимейт GBP 25 000 – 35 000).

 

 

Александр Ройтбурд, "Прощай, Караваджо", 2008


- 2010 год разнообразил географию торгов художника: к Philips de Pury (GBP 34 850 при эстимейте GBP 25 000 – 35 000 и GBP 25 000 при GBP 25 000 – 35 000) добавился парижский Aguttes (картина не продана, оценка EUR 5 000 – 7 000) и нью-йоркский Christie’s (USD 12 500, оценка USD 8 000 – 10 000). Очевидно, два последних дома отталкивались не от заинтересованного в покупке лица, а реальной рыночной стоимости художника и возможного интереса. Как видим, сработало с переменным успехом.

- в следующем, 2011-м году две работы Ройтбурда выставил Geneshapiro, любимый дом русских эмигрантов их Бруклина, который последние часто путают с распродажей имущества покойных. Такими были и цены, и результат: USD 2 000 – 3 000 не нашли желающих с ними расстаться. Отметим, что годы создания обеих работ – с 1991 по 1996, что заставляет думать о реальном коллекционере, выставившем картины на торги (а не третьем лице, чудесным образом разместившем работы сходу, в год их создания). Позднее, в июне 2011 неудачно завершились торги на лондонском Macdougal, также симпатизирующем выходцам из стран СНГ (эстимейт GBP 25 000 – 30 000). Завершила тревожный год успешная продажа в Швеции – местный Upsalla Auctionskammare зафиксировал цену в SEK 27 000 (4100 долларов США), что почти втрое превысило верхнюю границу эстимейта.

- с экзотикой на этом покончено. Последняя на сегодняшний день международная продажа работы Александра Ройтбурда состоялась в октябре 2013 года в Москве на аукционе Sovcom: за 1 000 000 рублей (33 000 долларов США) ушла картина «Апелесс выбирает себе натурщицу» (2010 года создания). К слову, ушла в пределах эстимейта (900 000 – 1 500 000 рублей). 

- украинские аукционные дома традиционно показывают куда меньшую финансовую активность. Средний эстимейт составил USD 6 000 – 10 000, в половине случаев работы реализованы не были (как правило, когда эстимейт превышал USD 15 000 – 20 000). При этом наиболее успешная продажа состоялась при оценке в USD 25 000 – 30 000… правда, за 22 000. Имеем даже одну условно-повторную продажу: спустя два года после неудачной попытки реализовать работу «Автопортрет» на одном киевском аукционе, его местный коллега рискнул… и оставил результат торгов за скобками.

 

Александр Ройтбурд, "Автопортрет", 1989


Итого имеем:


- средний эстимейт для внутренней (украинской) среды USD 6 000 - 10 000 GBP, превышение эстимейта по продажам не зафиксировано, без повторных продаж. В 50% случаев результаты торгов отрицательны.

- средний эстимейт для международной среды приводить некорректно: работы успешно продавались при диапазоне 25 000 - 30 000 GBP, с переменным успехом – при эстимейте 3 000 – 10 000, что косвенно намекает на участие заинтересованных сторон в рекордных торгах. Без повторных продаж. 

«Аукционные планы – это проблема галерей, а не моя. Они со мной согласовывают. Но я этим не занимаюсь» (Александр Ройтбурд, из интервью 2010 года). К первоисточнику добавить нечего.

Вслед за публичными продажами обратимся к другому показателю: наличию работ художника в собраниях музеев и частных коллекциях. Как правило, человек-от-искусства не помнит наизусть этой информации, либо проявляет неразумную скромность перед представителями СМИ. Ройтбурд, напротив, художник открытой современной формации:

 

«– Есть ли дружба, связи с коллекционерами? И вообще, в каких коллекциях есть ваши работы? 

– В разных коллекциях. А когда я прочёл статью «20 коллекционеров» о самых известных украинских коллекционерах, я узнал, в каких я есть коллекциях. Я даже не знал, в каком количестве коллекций я есть.

 

– Интересно, во всех 20-ти?

– Если я не ошибаюсь, в 19. Или 18.

 

– В каких музеях вы есть – в Киеве, в Одессе, за пределами?

– В Киеве ни в каких музеях нет. За исключением Музея истории Киева, но это несерьёзно … В Третьяковке-то моя работа уже 20 лет как есть … В Нью-Йорке в «МОМА» есть моё видео, они давно купили. В Питере – в Русском музее работа». (Александр Ройтбурд, из интервью 2010 года).


Александр Ройтбурд активен не только на страницах печатных СМИ, персональная страничка художника на Facebook постоянно пополняется новыми работами, а сам он активно участвует в обсуждении культурной жизни. Кажется, это было всегда:

«Что касается обратной связи, – я в последнее время всё больше пользуюсь для этого ЖЖ – Живым Журналом (в 2010 году – наиболее прочный канал живых коммуникаций в Интернете – прим. автора). Я заканчиваю работу – и  в этот же или на следующий день она появляется в сети, её смотрят где-то в течение 2-3 дней примерно 1000 человек – есть счётчик. По посещаемости – нормальная выставка. Кто-то на это реагирует. Присылают какие-то отзывы. С кем-то вступаю в диалог. Этого я стараюсь, конечно, не делать, но такое чувство обратной связи есть. Всё, что я делаю, я сразу вывешиваю в виртуальном выставочном зале, и в принципе, можно уже не выставляться. Хотя и выставляться надо». (Александр Ройтбурд, из интервью 2010 года).

Выставочная история Ройтбурда чуть менее насыщена, чем его виртуальные экспозиции, но для украинского художника держится на стабильно высоком уровне. Отметим также, что с 2002 по 2004 год художник возглавлял Галерею Марата Гельмана в Киеве. Кстати, они чем-то похожи – по весу в художественной среде своих стран, только российский Марат куда более провокационнее и политически злее украинского Александра.

 

Кстати, политика – очень интересная тема в жизни любого художника, и зачастую привлекает внимание коллекционера не меньше языка цифр:

«Я очень интересуюсь политикой, но отдельно от искусства. Есть политические художники, но я к ним не отношусь. Я одно время сделал несколько работ с нашими политиками, когда они были поп-персонажами. А сегодня меня это уже не интересует». (Александр Ройтбурд, из интервью 2010 года).

Учитывая, что последние три дня Ройтбурд провел на «Евромайдане», и даже взывал с трибуны к собравшимся именно как художник, а не только гражданин Украины в поисках ускользающего Евросоюза – слова трехлетней давности звучат немного опрометчиво. Но на то она и политика – чтобы вчера говорить одно, а завтра делать другое. И последняя фраза имеет большее отношение не к художнику.

 

Наконец, statement, или каким художник видит себя сам. И с этим показателем у Ройтбурда нет ни стеснений, ни промедлений в ответе:

«С самооценкой у меня всё в порядке, у меня манечки нет. Я, конечно, не считаю себя величайшим гением всех времен и народов, но художник я хороший. В украинском раскладе я не буду там кого-то расталкивать локтями, а в первой пятерке, по крайней мере, десятке, понятно, что я нахожусь. В принципе, искусство это не спорт, и секундомера нет – кто быстрее пробежит или прыгнет». (Александр Ройтбурд, из интервью 2010 года).


Включаем «секундомер» в руках коллекционера и инвестора. С их точки зрения в художника стоит вкладывать деньги, если вы:

-       хотите иметь в своем собрании работы художника из украинской топ-пятерки, известного за рубежом;

-       рассматриваете возможность повторной продажи в недалеком будущем, когда украинский рынок станет рынком в западном понимании;

-       рассчитываете эмигрировать со своей коллекцией и достойно встретить старость;

-       желаете получить живого друга в социальных сетях, остроумного и внимательного к чужим Дням рождения;

-       любите фотографироваться с медийными персонами, которые никогда вам не откажут.

 

В то же время работы не стоят вложенных средств, если вы:

-       опасаетесь, что недалекое будущее украинского арт-рынка окажется далеким;

-       не азартны настолько, что готовы играть на аукционах с непредсказуемой динамикой цен и результатов конкретного автора;

-       предпочитаете непубличных художников и владеете закрытой коллекцией;

-       не знаете, что в переводе означает «Барух Ашем».

В следующую среду мы постараемся сделать правильные выводы из прошедших 25 ноября торгов Sotheby’s Contemporary East и проследим судьбу проданных / не проданных работ украинских художников.

 

Отвечая на приватные вопросы публично: один известный галерист справедливо упрекнул меня в том, что украинские аукционные дома, не имеющие практики публиковать результаты продаж, тем не менее, предоставляют подобную информацию по запросу. Отвечаю всем, кто задался тем же вопросом. Верно, такая практика существует. Но мы взялись целью смотреть на рынок с точки зрения людей, которые смотрят в Интернет «с нуля»: если в 3-5 платных сервисах статистических данных (подчеркиваю слово «платных»), на которые они подписаны, этой информации изначально нет, они не станут запрашивать ее бесплатно, но с дополнительной затратой времени. «Проверено на цирковых лошадях», как сказал Горин в пьесе «Кин IV». Поэтому еженедельные ссылки на этот недостаток имеют целью изменить ситуацию в первую очередь в первоисточнике, достучавшись до самих аукционных домов. Статьями или звонками возмущенных художников, чьи продажи они нивелируют в глазах потенциальных покупателей – все методы хороши. До новых встреч.

 

 

Денис Белькевич