Арт-Каток или Цифрами по творческому самолюбию. Оксана Мась

В предыдущем материале мы рассмотрели результаты аукционных торгов, как основной показатель привлекательности художника в глазах потенциального инвестора. На самом деле публичные продажи – главный, но не единственный фактор, влияющий на решение приобрести предмет искусства. Перечислим остальные: наличие у художника творческого «стейтмента» и способность четко его формулировать и доносить, присутствие его работ в значимых публичных и частных коллекциях, богатая экспозиционная история, серьезная маркетинговая поддержка, контактность со СМИ и хорошее пресс-портфолио, представление его интересов крупной зарубежной галереей, участие в международных проектах (выставках, ярмарках, биеннале), социальная активность (благотворительность и неожиданные акции на стыке искусства и смежных сфер).

Все перечисленные точки соприкосновения идеально ложатся на творчество Оксаны Мась. Художник яркий, смелый, разносторонний, с хорошим балансом харизмы/скандальности и, что редко – заслуженно признанный как внутри страны, так и за ее пределами. Достаточно ли сказано, чтобы после этой фразы вы побежали скупать ее работы? Попробуем разобраться.

Оксана Мась, один из самых известных за рубежом украинских художников.

Оксана Мась, "Квантовая молитва", 2013

 
По состоянию на ноябрь 2013 года имеет 9 аукционных историй, из них:

- 4 украинских дома

- 5 международных домов

- в 2-х из 4-х украинских продаж работы уходили в пределах эстимейта, единожды продажа не состоялась, по оставшейся работе информация отсутствует.

- ситуация в корне меняется, если смотрим на международные дома. Иронию по поводу включения трех московских аукционных домов в «зарубежный» список отметаем: признание московской публикой украинского художника – суть не PR, а качество и публичность. Другое дело, что единственная продажа Оксаны Мась выше эстимейта (при оценке USD 20 000 – 30 000 молоток упал на сумме USD 38 000) имела место на благотворительном аукционе (галерея «Эритаж», апрель 2012), что всегда позитивно отражается на расставании людей с деньгами. Остальные продажи в Москве реализованы в пределах эстимейта: USD 8 000 и 10 000.

- Впрочем, отмечаем, что на родине художника «благотворительные» USD 30 000 тут же пересчитали по внутреннему PR-курсу, опубликовав в СМИ информацию о USD 50 000. Передаем горячий привет пресс-службе художника. Впрочем, это объективный показатель их мгновенной реакции – а коллекционер обязан такую информацию проверять.

- Выделяем в отдельный пункт две аукционных истории, случившихся в Лондоне: планка Sotheby’s 2009 года с показателем GPB 33 650 (это фунты, на всякий случай) за работу «Drive 9» до сих пор не побита. И это – при эстимейте в GBP 10 000 – 15 000, то есть “налицо двукратное превышение верхней границы”, как любит писать местная арт-пресса. Ничьей невидимой руки в первом приближении не видно, а предварительное участие в том же году в Art Dubai и Armory Show намекает на честность сделки. Правда, внимательный коллекционер спустя полгода заметит эту же работу на выставке в Киеве – но новый владелец вполне мог выделить картину для экспозиции, не так ли? Кстати сказать, в тех июньских торгах Оксана Мась не только установила личный рекорд, но и обошла других украинских художников, участвовавших в аукционе – тех же Александра Ройтбурда, Василия Цаголова и Илью Чичкана. Интуиция подсказывает, к этому удивительному дню мы в наших материалах еще вернемся… 

- Вторая британская продажа состоялась в июле 2013 года на благотворительном аукционе Art for Life, организованной Saatchi Gallery – здесь официальная стоимость работы составила USD 25 000.

- Имеется одна повторная продажа (Москва, аукционный дом Sovcom): с 2010 до 2013 года работа в частных руках принесла прибыль в 50% (или 16,7% ERR, если нас читают финансисты). «Украинский прорыв»? Смотрим на цены: картина куплена за USD 6 650, продана за 10 000. Один инвестор найдет иной способ заработать три тысячи долларов за три года, другой будет рад и этому.

Итого имеем:

- средний эстимейт для внутренней (украинской) среды 15 000 - 20 000 USD, превышения эстимейта по продажам не зафиксировано, без повторных продаж. В 25% случаев результаты торгов не публиковались.

- средний эстимейт для международной среды 15 000 - 20 000 GBP, единожды зафиксировано превышение верхней границы эстимейта по продажам до 210%, одна повторная продажа с положительной капитализацией в три тысячи Евро. 

Теперь воспользуемся нашей матрицей косвенных показателей успешного вложения. Анализируем творчество художника по официальным релизам и СМИ. В первую очередь заходим на официальный сайт художника. Отмечаем хорошую визуализацию и навигацию на платформе html5, что для Украины редкость. Впрочем, для Украины ли? Сайт Оксаны Мась исключительно англоязычный. Тем не менее, в первой же вкладке находим творческое кредо (перевод мой – ДБ): «Она идет собственным путем, не ограничиваясь прогрессивным или традиционным искусством, коммерческим или интеллектуальным (концептуальным), не уходя в мейнстрим и не балансируя на краю. Все это делает ее искусство интересным». Честно говоря, за многочисленными «не» мне сложно понять, в чем состоит позиция художника, не будь я знаком с работами Оксаны (уже не те ли руки исправили 38 000 на 50 000?). Намного естественнее кажется фраза из интервью самой Мась: «Лучшее, что может произойти с человеком на Земле – то, что он может стать художником».

Вслед за сайтом видим активную деятельность художника в социальных сетях и на собственном блоге в популярном общественно-политическом издании. Интервью и информационные поводы также присутствуют в достатке. Работы Оксаны Мась находятся в постоянных собраниях украинских музеев, заявлено сотрудничество с рядом западных галерей на уровне официально представления интересов. Отмечаем хорошую выставочную историю (причем отмечаем устойчивый баланс выставок и международных ярмарок): Galerie Daniel Besseiche, Paris (2013) Art Vienna (2012), галерея “Триумф”, Москва (2012), Galerie Bengelsratel, Dusseldorf (2012), River Gallery, Bratislava (2012), Barbarian Art Gallery, Zurich (2012), Art Miami, Art Palm Biach (2010), Scope Art Show, New York (2010), Art Chicago (2010), Scope Art Show, Basel (2010), Armory Show (2009, 2010), Art Dubai (2009), Московский музей современного искусства (2008), Арт-Киев (2008), Fiac, Paris (2006), Арт-Москва (2004, 2005, 2006, 2007, 2008) – список далеко не полный. Художник находится на взлете карьеры, и продолжает повышать уровень планки.

Ничего не настораживает? Придержим вопрос, двигаемся дальше. Биеннале – отдельная история. Два года назад Оксана Мась взорвала общественно-художественное сознание реконструкцией «Гентского алтаря», собираемого из деревянных, вручную расписанных яиц, и фрагментарно выставленном в Венеции, а в этом году участвовала в параллельной программе биеннале, залив муранским стеклом двигатель авто известной марки в рамках проекта Glasstress. Однако поговорка арт-дилеров “Увидел в Венеции – купил в Базеле (Art Basel, крупнейшая ярмарка современного искусства, проводимая через неделю после открытия Венецианской биеннале)” не сработала ни в 2011-м, ни в 2013-м году. Во всяком случае, официального подтверждения этому нет. Почему никто из наших галерей не повез работы Оксаны в Швейцарию сразу после двух успешных «Венеций»?! Чужие потери считать не возьмусь, зато разговорам о невостребованности украинского искусства за рубежом был придан новый виток.

Совершенно неожиданным для многих завистников летом 2013 года стало присуждение специального Приза Жюри 65-го Международном кинофестивале в Локарно за визуальную работу, сделанную Оксаной. Мы видим, что художник не остается в рамках живописи и инсталляции, а постоянно расширяет направления работы. Однако, как это в итоге скажется на его стоимости?

И последний вопрос внимательному читателю, знакомому с материалом прошлой недели. Вам тоже кажется, что у Анатолия Криволапа, с его минимальным PR, публичных продаж вдвое больше, чем у Оксаны Мась, гораздо более известной за пределами Украины? Ответа может быть два: либо художник доволен сотрудничеством с международными галереями (финансово и морально), не поднимая с ними тему публичных аукционных торгов, либо искусство как таковое и последующая разносторонняя самореализация стоит для него на первом месте – а причитающиеся атрибуты не в счет. Однако каждая из возможных причин делает работы Оксаны Мась все более желанными для коллекционера, и все менее – для профессионального инвестора.

Поставим себя на их место. Собрав воедино факты, в художника стоит вкладывать, если:

- вы желаете интегрироваться в сообщество украинских коллекционеров работами топ-художника;

- вы хотите иметь в собрании произведения, чей автор собрал хорошую западную прессу и внимание венецианской публики;

- помимо составляющей, известной как «вдохновение», вы хотите приобрести «осмысленные» работы художника, имеющего как художественное, так и философское образование (а вы не знали?);

- вы следите за повторными продажами автора и надеетесь на рост этой составляющей в будущем;

- вас греет мысль о том, что при одной из публичных продаж аукционный молоток занес сам Лорд Полтимор, Председатель Совета директоров Sotheby's;

- вы положительно оцениваете тот факт, что художник практически не создает «реплик» прошлых работ и серий, тем самым повышая их эксклюзивность.

В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если вы:

- опасаетесь, что резкая смена направлений творчества негативно скажется на целостности восприятия художника (когда не знаешь, ЧТО покупать – не покупаешь ничего);

- с подозрением относитесь к высокой стоимости работ, реализованных на благотворительных аукционах: там понятие «коллекционер» уступает понятию «меценат»;

- негативно относитесь к коллаборации художника с известными коммерческими брендами;

- считаете, что художник обязан иметь версию сайта на родном языке, даже работая с западными грантами;

- не готовы ехать в Одессу для визита в мастерскую художника;

- ищете сиюминутного заработка на спекулятивной продаже работ.

От автора: серия данных материалов создается с единственной целью – повысить уровень ответственности художников к создаваемым им работам и понятию «украинское искусство», которое они несут в мир. Также надеюсь, что изложенные факты позволят им принимать взвешенные решения при работе с игроками арт-рынка, а также правильно реагировать на многочисленные «советы извне».

Для затравки добавим, что следующий материал будет посвящен недавно открывшейся выставке Future Pinchuk Art Prize 2013, и ее участникам. Несмотря на то, что они в большинстве молодые и неизвестные, мы постараемся провести некие параллели и аналогии с западным арт-рынком. Самому интересно.

 

Денис Белькевич