Арт-Каток, или Цифрами по творческому самолюбию. Александр Животков

В далеком 1992 году в одной молодой стране возникло художественное движение «Живописный заповедник», в которое, помимо основателя и идеолога Тиберия Сильваши, вошло несколько художников – в частности, герой экономической хроники Анатолий Криволап. Позднее была написана т.н. «Энциклопедия заповедника», своеобразный кодекс, которому следовало движение. Помимо таких перлов как «Гармония: очень ценное качество в эпоху распада иерархий… Присуща всем без исключения участникам, даже Криволапу с его нервно-импульсивными полотнами», документ включал в себя очень любопытную статью:

 

«Животков Александр. Минималист, влюбленный в жизнь. Интеллектуал, никогда не бравирующий словесами. Происходит из семьи, богатой талантами. Терпок, чуть суров, в отношениях сдержан. Его картины дышат и пульсируют. От общения с ним в память западают показательные мелочи. Скажем, плоская фляжка для виски – первая подобная, увиденная мной в Украине. Или коллекция нестандартных ножей, а также раскрашенных свистулек в мастерской».

 

Александр Животков, единственный украинский художник, о котором другие говорят лучше, чем он сам. Родился в 1964 году в Киеве в семье художников. Окончил Республиканскую художественную среднюю школу (1982), Киевский государственный художественный институт (1988). Член Союза художников Украины, участвовал в художественной группе «Живописный заповедник» (совместно с Тиберием Сильваши и Анатолием Криволапом). Направление: живопись, объект. С 1988 года имел 34 персональные выставки в Украине, 5 экспозиций в Лондоне в преддверие аукционных торгов и 60 групповых проектов в Украине, России, Польше, Словакии, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии. Представлен в коллекциях художественных музеев Украины и Kunsthistorisches Museum (Вена). Работы находятся в частных собраниях США, стран Европы, Азии и Африки. Официальный сайт представляет работы семьи художников: zhyvotkov.com. Живет и работает в Киеве.

 

Александр Животков. Работа №1. Из серии «Дороги». 2013

 

По состоянию на апрель 2014 года имеет 16 аукционных историй, из них:

 

- 12 украинских домов

- 4 международных дома

 

Общая капитализация публично проданных работ: £61,6 тыс.

Средняя стоимость работы: £7,7 тыс.

Повторных продаж: 1

Доля нереализованных работ: 55%


- три первых выхода Александра Животкова на публичные торги обеспечил киевский аукционный дом «Золотое Сечение»: в 2009 году не были проданы две работы (эстимейт составил $8-10 тыс. и $15-20 тыс.), в 2011 году холст-масло «Варианты с черным, №7» продана по нижней границе эстимейта в $20-25 тыс.

 

- в то же 2011 году аукционный дом «Дукат» успешно реализовал две работы в течение одних торгов: обе по нижней границе оценочной стоимости в $4,5-6 тыс. и $5-7 тыс. соответственно. Одному из холстов – с незатейливым названием «Работа 5» – позже суждено будет стать первым прецедентом повторной продажи на Sotheby’s. Завершил сезон аукцион «Золотого Сечения» в Донецке, где не была продана работа с эстимейтом в $7-10 тыс.

 

Александр Животков. Работа №5. 2003

 

- в 2012 году «Дукат» реализовал одну из двух работ на весенних торгах: по нижней границе эстимейта в $2,5-4 тыс. ушел картон-масло «Ирина», оценочная стоимость непроданной работы составила $5-7 тыс. «Золотое Сечение» также продало работу – за $8 тыс., правда ниже оценочной стоимости в $10-12 тыс.

 

- А затем пришел черед зарубежных торгов: на первом же Sotheby’s в 2012 году в Лондоне «Работа №5», выведенная новым владельцем, ушла с молотка за £10 тыс. (эстимейт был увеличен, исходя из успешной первой продажи, до £4-6 тыс.). В 2013 году – Phillips (£5 тыс., эстимейт £4-6 тыс.), Sotheby’s (£6,5 тыс., эстимейт £4-6 тыс.: первое зарубежное преодоление оценочной стоимости) и рекордный для художника Sotheby’s Contemporary East (£13,8 тыс., эстимейт £8-10 тыс.).

 

- «Дукат» поспешил вступить в аукционную гонку: в минувшем сезоне единожды продав работу за $4,5 тыс., (эстимейт $3,5-4 тыс.), но не сумел найти владельца во время благотворительного аукциона, даже со смешным номинальным эстимейтом в $1 тыс.

 

Александр Животков. «Дорога. Визиты в Соколовку». 2002

 

Итого имеем:

 

- аукционная история имеет два удивительных факта для украинского художника: 100% реализация на зарубежных торгах (правда начал выставляться в Лондоне Александр Животков в последние 2 года, когда «канал сбыта» стал отлажен), и – что более ценно – наличие продаж на аукционах внутри страны. Эстимейт плавно повышался, одновременно с выставочной и издательской активностью. Средняя оценочная стоимость для художника на данный момент составляет порядка £8 тыс.

 

Александр Животков – настоящий «потомственный живописец»: образованный, с собственным видением, успел поучаствовать в самых ярких художественных процессах страны. При этом – фигура непубличная, интервью дает редко. В частности, газете «Капитал», по итогам успешных Sotheby’s Contemporary East, на вопрос «Не считаете ли Вы, что обновления сайта способствуют привлечению коллекционеров?», художник ответил: «Я свой сайт видел полтора раза: для него нет ни времени, ни желания. Те, кому интересно обо мне что-то знать, приходят сюда (в мастерскую – примечание ДБ), мы разговариваем. А какая-то публичность… Это просто не мое — информационное муссирование своей деятельности».

 

Александр Животков. Парижское окно №2. 1992

 

Мы говорили о том, что отсутствие самопиара – большой минус, за исключением одного варианта: когда за художником стоит третья сила, управляющая его творческим и информационным выхлопом. В этом случае активность творца «на стороне» только мешает продуктивной работе. Последние три года организационную сторону своей жизни художник доверил Stedley Art Foundation, как результат – выведение на зарубежные торги, появление европейского качества каталога и внимание ключевых украинских коллекционеров. Как оно будет дальше – посмотрим: Александр Животков – первый человек-проект фонда, и по нему будут судить о работе организации в целом. Кстати, на открытии последней персональной выставки основателем Stedley Art Foundation Стеллой Беньяминовой было публично заявлено, что «некоторые издания упрекают украинцев в нечестной игре на аукционах – но нашего художника покупают только подготовленные коллекционеры». На первый раз поверим, а дальше будем внимательно сделить. Но то, что материалы ART UKRAINE читают те, ради кого они создаются – большой и жирный плюс!

 

В биографии художника можно при желании отыскать небольшую погрешность, на которую нынешний менеджмент наверняка обратил внимание: работы из холст-масло могут мигрировать в дерево-тушь и обратно (на первом этапе для зарубежных глаз выигрышнее смотрится цельность творчества), равно как и миграция физическая – нет никакой гарантии, что завтра Александр Животков не отправится в Тибет во второй раз.

 

Александр Животков. «Берег» из серии «Черное и белое». 1995

 

 

Посетив вслед за автором статьи открытие последней выставки Александра Животкова, коллекционер с инвестором сошлись во мнении, что в работы художника стоит вкладывать деньги, если:

 

-       вы хотите иметь в собрании работы художника, усилиями менеджмента выводимого в заслуженный топ-сегмент;

-       вас привлекает возможность посещать одну из самых закрытых арт-тусовок страны;

-       вы четко понимаете, что со временем искусство художника возрастет в цене, а повторная продажа (пусть и одна) внушает щенячий оптимизм;

-       вам нравятся работы, в которых помимо мастерства заложены смысл и душа.

 

В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если:

 

-       вы считаете, что отсутствие на текущий момент больших международных проектов отсрочит признание художника;

-       вы помните по примеру сферы шоу-бизнеса, что слово «проект» имеет как дату старта, так и финиша;

-       вы привыкли видеть в художнике друга на все случаи жизни;

-       вас пугает обилие ножей в мастерской Александра Животкова.

 

Украинский Густав Климт отложен нами до следующего раза. Многие угадали: нас ждет история Виктора Зарецкого.