Арт-Каток, или Цифрами по творческому самолюбию. Виктор Сидоренко

11 февраля для украинского искусства случилось эпохальное событие. На торги Phillips Contemporary Art Day вышел Виктор Сидоренко. Не сам вышел, разумеется, а своей работой – холстом с изображением человека в белых подштанниках, активно взаимодействующего с красной краской. В кулуарах говорили, что работа имеет явный революционный подтекст, а 2013 год создания списали на предвидение художника. Пусть наш читатель не усматривает в дневном аукционе Phillips (был еще и вечерний) понижение статуса: впервые в истории попав в международную, а не восточно-европейскую, аукционную среду, Виктор Сидоренко оказался в теплой компании Герхарда Рихтера, Жан-Мишеля Баскиа, Ива Кляйна и Марины Абрамович. Причем Баскиа и Кляйн не продались, а Сидоренко продался. Причем за сумму в 20 тысяч фунтов, равную продаже Абрамович (не путать с известным украинским арт-дилером).

 

Справедливости ради отметим, что Виктор Сидоренко был не единственным представителем Украины на том аукционе, были и двое других. Однако есть прецедент, и о нем хочется написать как можно скорее. Но обо всем по порядку.

 

Герой нашего сегодняшнего материала является самым титулованным украинским художником, в США таких справедливо называют Self Made Man. Перечислим основные вехи в хронологическом порядке: член Союза художников Украины, народный депутат СССР от Союза Художников Украины, Заслуженный деятель искусств Украины, Академик и Вице-президент Национальной академии искусств Украины, Народный художник Украины, профессор живописи, кандидат искусствоведения. В 2001 году основал Институт Проблем Современного Искусства при Национальной академии искусств Украины, награждён орденом «За заслуги» II и III степеней, Почетной грамотой Кабинета Министров Украины.

 

Виктор Сидоренко, официальные «ум, честь и совесть» современного украинского искусства.

 

 

Виктор Сидоренко. Без названия, из серии Reflection into the unknown, 2013


 

По состоянию на февраль 2014 года имеет 9 аукционных историй, из них:

 

- 5 украинских домов

- 4 международных дома

 

- первый выход на аукционные торги искусство Виктора Сидоренко начало с участия в групповых торгах украинских художников на Phillips de Pury в июне 2009 года: при эстимейте в GBP 15 000 – 20 000 работа продана не была. Отметим, что до участия в торгах живопись 1995 года «Территориальное поведение (из серии ”Амнезия”)» экспонировалась в Киеве, Лилле и Париже, а в провенансе значилось: галерея «Коллекция», Киев;

 

- вторую продажу решено было осуществить в том же 2009 году, осенью. «Сдающую руку» решено было не менять: Phillips de Pury на этот раз успешно реализовал живопись «Предмет созерцания» 2001 года в пределах эстимейта за GBP 11 250. Оценочная стоимость, к слову, составила GBP 10 000 – 15 000, а до аукционных торгов картина трижды была экспонирована в пределах Украины. В чем отличие – спросите вы? С виду оно незначительное, в провенансе на этот раз стояло: приобретено у художника без посредников. Видимо у того, кто «приобрел без посредников» сбыть картину получилось лучше, нежели у галереи;

 

- той же осенью 2009 года две работы Виктора Сидоренко были выставлены на киевском аукционе «Золотое сечение»: оба лота покупателей не нашли. Первый по величине лот – работа «Беспомощность» из той же серии 1995 года «Амнезия» (эстимейт USD 20 000 – 25 000), к тому времени побывал в Киеве, Лилле и Париже. Второй лот – единственная фотография среди аукционных прецедентов художника – из проекта «Жернова времени» 2003 года (эстимейт USD 3 500 – 4 500) была представлена в одноименном проекте на 50-й Венецианской биеннале, на арт-фестивале в Магдебурге, а также куплена тиражным проектом Музеем современного искусства KIASMA (Хельсинки). Несостоявшемуся покупателю объездить все упомянутые выставки стоило бы дороже купленной работы, однако… Однако украинский покупатель рассуждает по-своему. В обоих случаях провенанс в аукционных программах упомянут не был;

 

- спустя сезон, в 2010 году, «Золотому сечению» удалось преодолеть «Амнезию» Виктора Сидоренко успешной продажей: за USD 11 550 ушла работа «Иллюзии восприятия» при оценочной стоимости USD 10 000 – 15 000. Пожалуй, не стоит списывать понижение эстимейта работ из одной серии 1995 года с 20-25 тыс. до 10-15 тыс. только лишь на негативный опыт продаж: «Иллюзии восприятия» была и меньше размером на треть (этот аргумент любят приводить функционеры арт-рынка, и мы не будем отставать). Однако основная причина, к сожалению, очевидна. Ну, хоть в Париж и Лилль съездила картина;

 

- в 2011 году на лондонском Phillips de Pury была успешно продана работа из серии «Левитация» (GBP 15 000 при эстимейте GBP 12 000 – 18 000), на истории которой хочется остановиться подробнее. Созданное в 2010 году изображение красного человека в белых подштанниках сразу же было представлено на Scope Art Show (параллельная программа Art Basel) от Mironova Gallery, затем в 2011 году дважды побывало на киевских выставках. В октябре 2011 года работа уже была выставлена на публичные торги, но – внимание – в качестве владельца фигурировала Black Square Gallery из Майами. Два связующих факта, проливающих свет на интернациональную игру: во-первых, учредителем галереи является киевлянка Анна Милошевич, во-вторых той же осенью в Майами была заявлена Mironova Gallery. Подобный аукционный «кульбит» был замечен неоднократно, скажем с фотоработами Елены и Виталия Василевых, когда украинская и американская галеристки поочередно проводили выставки, оборачивающиеся для автора Майами-пропиской и успешными торгами на неизменном Phillips de Pury (2012 год). В начале материала мы упоминали, что на аукционе 11 февраля 2014 Виктор Сидоренко представлял Украину не один. Компанию ему составили… правильно, Елена и Виталий Василевы. Круговорот искусств в природе. Учитесь;

 

- в 2012 году киевский аукционный дом «Дукат» выставил на торги работу художника «Неоконченное действие» 1995 года (другой серии, видимо, наши продавцы не знают). Живопись не была продана даже по эстимейту фотографии, USD 5 000 – 6 000. Украинские аукционные прецеденты на том к настоящему моменту закончены;

 

- памятуя об успехе «Левитации», на торги Sotheby’s Contemporary East была выставлена работа из успешно реализованной ранее серии, что принесло Виктору Сидоренко тройной рекорд: GBP 16 000 в численном выражении, самая высокая продажа на зарубежных торгах, и собственно на Sotheby’s. Добавим, что эстимейт составлял GBP 12 000 – 18 000, а о провенансе аукционный дом умолчал. Не будем докапываться и мы, сообщим лишь, что за работой приехал подготовленный украинский коллекционер. Ура, товарищи;

 

- наконец, последняя продажа художника (кинопродюсеры из суеверия сказали бы «крайняя») состоялась 11 февраля 2014 года. Phillips продал холст с откровенно революционным подтекстом из серии Reflection into the Unknown 2013 года по верхней планке эстимейта, за GBP 20 000.

 

 

 

Виктор Сидоренко. Без названия, из проекта "Левитация", 2010

 

Итого имеем:

 

- средний эстимейт живописи Виктора Сидоренко (одну несостоявшуюся продажу фотографии опускаем): для международной среды – GBP 15 000 – 20 000, в украинском поле – GBP 5 000 – 8 000, одинаково стабилен в течение последних лет, без повторных продаж;

 

- работы, созданные в последние годы, пользуются большей популярностью у покупателя, также отмечаем старательный вывод на украинские торги произведений одной серии 1995 года (допускаем, что это случайность, но вероятен и один владелец).

 

Художник принимал участие персональным проектом в 50-й Венецианской биеннале (2003 год, автор и куратор), являлся со-куратором украинского проекта на 52-й Венецианской биеннале в 2007 году, двумя годами ранее признан автором лучшего проекта 5-го Международного фестиваля искусств в Магдебурге. Работы Виктора Сидоренко находятся в собраниях художественных музеев Украины, Музея современного искусства KIASMA в Хельсинки, Школы искусств Йельского университета и Президентского дворца Нурсултана Назарбаева в Алматы (художник родился в Казахстане). В среднем за последние 10 лет имел одну персональную или групповую выставку в год на топ-площадках Украины. Официальный ресурс стабильно работает по адресу sydorenko.kiev.ua.

 

Будучи главой Института проблем современного искусства (на всякий случай напомним, что «проблемами» в академической среде именуют не негативные ситуации, а «актуальные вопросы») Виктор Сидоренко на протяжении последних лет в публичных интервью очень часто говорит о проблемах украинского арт-рынка. Собрав воедино несколько текстов, мы подытожили основные краеугольные камни, мешающие ему развиваться. Далее мы даем их в виде списка, а заодно сопроводим комментариями и вопросами к художнику и функционеру рынка – что именно сделано Институтом проблем современного искусства по каждому конкретному направлению, чтобы сдвинуться с мертвой точки:

 

- очень слабая база профессиональной экспертизы и атрибуции.

 

Совершенно согласны. Правда, это в меньшей степени касается современного искусства, где количество подделок практически сведено к нулю из-за возможности обращения к живому автору (правда, для нашей страны также актуальна поговорка про Неуловимого Джека, который просто был никому не нужен). Однако, насколько нам известно, материальной базы для качественных лабораторных исследований искусства начала 20 века и ранее в нашей стране нет. В результате коллекционеры обращаются либо в московский «Арт-Консалтинг», либо в женевский Экспертный институт изобразительного искусства (FAEI), имеющие и персонал, и оборудование, и опыт работы в частности с украинскими художниками. Вопрос: с кем из перечисленных институций (либо с другими) налажено сотрудничество в вопросах экспертизы и атрибуции, и что сделано для того, чтобы построить подобный лабораторный комплекс в Украине?

 

- высокие пошлины на ввоз произведений искусства в Украину, составляющие в настоящий момент 30% от стоимости.

 

К настоящему моменту налог на ввоз произведений искусства в Украину частично упразднен: художественные ценности возрастом старше 50 лет с декабря 2012 года (поправки к Таможенному кодексу Украины) можно импортировать бесплатно. Для остальных предметов искусства, прежде всего – современного искусства – налоговая ставка сохранена. С вывозом дело обстоит наоборот: современное искусство пошлиной не облагается, старше 50 лет – необходимо разрешение и, соответственно, оплата. С виду все логично: каждый коллекционер платит единожды – либо за ввоз, либо за вывоз, при этом имеется тенденция к сохранению предметов старины в пределах страны. Понятно, что «страдают» крупные коллекционеры современного искусства – прежде всего любители дорогостоящих Херста, Кунса и Джакометти, но у них и возможностей покрыть расходы больше. Вопрос: что было сделано, чтобы упразднить налог на ввоз современного искусства? Пока произведения наших художников стоят десятки тысяч Евро – сумма незаметна, но мы же стремимся к переходу на сотни и миллионы? Не станет ли преградой для украинского коллекционера покупка дорогого отечественного искусства на зарубежных торгах?

 

- отсутствие закона о меценацтве.

 

Очень серьезная проблема. В первую очередь, если смотреть на арт-рынок, стоит преградой к созданию легитимных финансовых пулов для повышения уровня продаж наших художников на зарубежных торгах (чтобы работы стабильно выкупались по высокой цене из независимых источников, что в перспективе способствовало переходу украинских художников в сегмент международных продаж). Вопрос: создан ли Институтом проект закона о меценатстве или лоббировался ли этот вопрос на государственном уровне? Понятно, что под ним должны подписаться деятели всех сфер культуры, но инициатива всегда принадлежит кому-то одному.

 

- недостаточный уровень художественного образования коллекционеров, не позволяющая им отличать то, что нужно покупать, чтобы повесить себе на стену в качестве инвестиции от того, что просто нравится.

 

Украина уже выгодно отличается от России: наши коллекционеры активнее покупают украинских художников, нежели русские – русских. Большинство крупных отечественных коллекционеров постоянно проживает в Украине, тогда как россияне – в Лондоне. Однако же такие понятия как «школа коллекционеров» и «школа кураторов (арт-менеджеров)» созданы именно в Москве. Вопрос: какие образовательные программы учредил Институт проблем современного искусства для работы с коллекционерами? Реальными и потенциальными, коих неизмеримо больше. Какие программы для детей по искусству существуют в наличии? Наконец, если употреблен термин «инвестиции», есть ли образовательный проект по искусству, как капитальному активу?

 

Однако при участии Института проблем современного искусства было организовано несколько зарубежных выставок украинского искусства, что не может не радовать. Последняя, осенью 2013 года в Saatchi Gallery (Лондон) была проведена при финансовой поддержке известного украинского олигарха. Ведущих современных художников Украины увидела британская публика и пресса, вслед за этим последовала успешная продажа наших художников на Sotheby’s Contemporary East, в частности, работы самого Виктора Сидоренко). Вопрос: почему международная пресса не отразила выставку на должном уровне, в отличие от украинских СМИ? Было ли нанято на деньги украинского мецената пресс-агентство из числа лондонских (бесплатно не работает никто)? Стала ли Saatchi Gallery полноценным партнером проекта, или лишь сдала нам площадку?

 

 

Виктор Сидоренко. «Ты» из серии "Проекции", 2012

 

Приехав на международные торги Phillips, наши коллекционер и инвестор с удивлением и радостью обнаружили среди списка лотов работу Виктора Сидоренко. Посовещавшись между собой, они пришли к выводу, что в искусство художника стоит вкладывать, если:

 

-       вы рационалист и понимаете, что работы вице-президента Академии искусств Украины будут на виду всегда;

-       вы прагматик и считаете, что галерея с пропиской в Майами, регулярно посещающая международные ярмарки, будет повышать искусство художника в цене – по крайней мере, пока тот на виду и слуху;

-       вы перешли из утописта в реалисты, увидев что Виктор Сидоренко преодолел международный аукционный рубеж, попав на интернациональные торги – и полагаете, что там и останется;

-       у вас есть желание приобщиться к академической, а не только художественной тусовке Украины;

-       вы тайный фанат мужского нижнего белья.

 

В то же время, в художника не стоит вкладывать деньги, если:

 

-       вы хотите не бескорыстно помочь украинскому современному искусству, а заработать на нем;

-       вы не уверены, что вложение денег в работы Виктора Сидоренко – самый верный способ помочь современному украинскому искусству;

-       вопросы, заданные в этом материале, останутся без ответов.

 

Верим в лучшее.