Арт-школы: альтернативное современное образование или досуг?

Сегодня все понимают, что образование в Украине в целом и художественное образование в частности нуждается в кардинальных реформах. За последние несколько лет в Киеве значительно увеличилось количество частных инициатив в образовательной сфере – галеристы, менеджеры и даже сами художники открывают арт-школы, где практикующие деятели искусств ведут курсы, читают лекции, проводят практические занятия. Создается впечатление, что эти художественные образовательные программы становятся попыткой заполнить вакуум в условиях отсутствия современного образования в сфере искусства.

Так ли это, мы решили узнать у самих инициаторов альтернативного художественного образования в Украине - Виктора Марущенко (Школа фотографии Виктора Марущенко), Наталии Жеваго (Культурный проект), Виктории Бурлаки (Арт-школа на Чапаева), Андрея Трилисского (Арт-школа галереи Ра), Наталии Синепуповой (Школа визуальных коммуникаций).

Мы задали им несколько вопросов, а именно: 

- Что заставило вас открыть собственную арт-школу/образовательный проект?

- В чем особенности вашего детища?

- Кто ваша аудитория? На кого рассчитаны ваши курсы?

- Что дает вашим слушателям это альтернативное образование?

- С какими трудностями вы столкнулись на этом поле деятельности?

- Назовите ваших успешных выпускников, которые сейчас работают в сфере полученного образования.

 


Виктор Марущенко, фотограф, основатель Школы фотографии Виктора Марущенко:

Школу фотографии я создал давно, еще в 2004 году, когда современных образовательных программ по фотографии не было вовсе. Мы решили сделать такую школу, которая больше специализировалась бы на медиа, учитывая то, что у нас фактически нет фотожурналистики. До 2008 года мы успешно подготовили человек 30. В 2008 году, когда начался кризис, мы поняли, что будем выпускать безработных, поэтому решили перейти на разъяснение процессов в современной фотографии для широкого круга людей. В сфере фотографии мы отстаем от Запада лет на десять - там еще в 1990-х произошли кардинальные изменения. Поменялось само направление фотографии – если раньше это была т.н. эмоциональная фотография, то сегодня – концептуальная. Мы начали вести скорее культурологическую работу, и она стала пользоваться популярностью. Большим упущением является то, что в художественных вузах не преподают фотографию как медийное средство, не читают историю фотографии как вида искусства, хотя сегодня фотография составляет, наверное, половину всего происходящего в современном искусстве.

 

Такую систему в образовании нужно переформатировать. Частные попытки также не носят контекстуального характера, для всех в основном приоритетом является зарабатывание денег. Поэтому я бы не говорил серьезно об этом частном образовании, нет никакого частного образования, это все профанация. А те, кто действительно серьезно работают – молодые, талантливые, они никому не доверяют, они самоучки, или уезжают учиться в США, или в Германию. Таких примеров множество.  

Последнее время в нашу Школу стали приходить фотографы, им не хватает знаний. Но это не ремесленное знание, им нужны знания, как работать с проектами, они хотят мыслить концептуально. Мы столкнулись с проблемой, что и преподавать современную фотографию некому. Теперь мы ищем педагогов не из среды фотографов, а из среды художников, кто плотно работает с современным искусством. И приглашаем преподавателей из-за границы. Недавно у нас прошли лекции Александры Руденски и Дмитрия Гаврыша.

 

Методика нашей Школы моя личная и немецкая. Курс «Композиция и цвет» читает по американской методике архитектор из Германии. Это база для американских арт-вузов. У нас же после художественных вузов даже терминов не знают.

 

Я не могу назвать это образованием. Сегодня я бы сделал ребрендинг, поменял бы слово школа. Нам по смыслу идеально подходит название «Культурный проект», но это уже чужой бренд. Мы не школа, мы раскрываем нашим слушателям глаза на современное искусство, учим понимать именно концептуальное искусство, потому как сегодня в Украине до сих пор под критику попадает «Черный квадрат» Малевича. Люди не понимают отличия между искусством и ремеслом.

 

Мы стараемся держать руку на пульсе, внимательно следим за процессами в современной фотографии. Наш девиз - не научить фотографировать, а научить фотографически мыслить.

Успешными выпускниками я считаю тех, кто, пройдя у нас курс, например, «Композиция и цвет», создал потом работу, которая попала на выставку нашей фотошколы, которая состоялась в этом году в Арсенале в рамках FINE ART UKRAINE. Другая категория наших выпускников – это сейчас первые номера в газетно-журнальной и интернет-журналистике: Максим Левин, Дмитрий Стойко, Анатолий Степанов, Андрей Скакодуб.

 

Наталья Жеваго, основательница Культурного проекта:

Культурный проект, а точнее самый первый образовательный курс, возник из желания самой прослушать курс истории искусства. Не найдя подходящих программ, я решила сама их организовать. Это оказалось прекрасной идеей. На тот момент у меня уже был опыт открытых лекториев: я привозила из Москвы художника Дмитрия Гутова и участвовала в проведении мастер-класса Питера Гринуэя. Мне понравился тогда и формат, и люди, которые приходят слушать эти лекции. Так как я сама архитектор по образованию, я понимала, что даже люди с базовыми знаниями об истории искусств нуждаются в систематизации этих знаний. Последовательно прослушать историю искусств оказалось очень полезным.

Круг наших слушателей очень широкий. Это абсолютно разные по возрасту мужчины и женщины, взрослые, работающие люди, специалисты других профессий. Но то, что объединяет этих людей, помимо интереса к искусству - это стремление к росту, к новым знаниям.

Я не уверена, что Культурный проект – это именно образование. Мы склоняемся к мнению, что это некая форма времяпрепровождения с элементами образования. Цель профессионального образования дать человеку не только информацию, но и научить его ею пользоваться. У нас же нет этой обратной связи. Просто люди, которые более-менее последовательно прослушали наш курс, очень свободно себя чувствуют в поле визуального искусства. Эти знания помогают в воссоздании для себя картины цивилизации, что на мой взгляд очень важно, так как каждый ищет свое место в истории человечества, а история искусства выступает здесь некой призмой, через которую можно рассматривать всю историю.

Самая большая трудность в организации лекций и самого Культурного проекта была в отсутствии опыта: когда воплощаешь какую-либо инициативу в сфере культуры, тебе все равно нужны организаторские способности и, совершенно банально, практические инструменты обычного предпринимательства. Этих знаний у меня не было, а мне казалось, что достаточно большого желания. Опыт приобретался слепым методом, в ошибках.

 

Наталия Синепупова, основательница Школы визуальных коммуникаций: 

На данный момент нет никаких сомнений в том, что академическая система подготовки творческих профессий требует кардинальных перемен. Наблюдая образовательные процессы длительное время «изнутри» – будучи студенткой, а позже преподавателем на кафедре графики в Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры, я начала понимать, что тут существуют комплексные проблемы. Громоздкость системы, отсутствие корреляции между теоретиками и практиками, отсутствие стимуляции творческого эксперимента, отсутствие развивающего диалога между преподавателями и студентами, а главное – нежелание менять ситуацию, привело сначала к поиску альтернативных путей (три интенсив-курса я закончила в Британской высшей школе дизайна), а позже – к созданию совершенно новой, актуальной, украинской площадки.

В этом году Школа визуальных коммуникаций будет праздновать свое семилетие. Она выросла на основе авторского курса, который проводился для графиков-дизайнеров, а сегодня мы предлагаем образовательные курсы в сфере визуального искусства. Мы работаем по принципу экспериментальной площадки, на которой ведутся исследования современного визуального языка, визуальных коммуникаций, визуального искусства.

Все наши образовательные курсы являются определенным ответом на проблемные зоны украинского рынка. Прежде чем разрабатывать учебный продукт, мы задаемся вопросом – какие потребности существуют? И только после этого формируем преподавательскую команду и проектируем учебную программу. В основе мастерских программ лежит проектный метод обучения, а также новейшие разработки по дизайн-мышлению, наши студенты обучаются на реальных проектах и рабочих кейсах.

На основе открывшегося в этом году направления по современному искусству, Школа объединила опыт ведущих украинских художников: Тиберия Сильваши, Лады Наконечной, Алевтины Кахидзе, Александра Верещака, Ольги Ланько и др. при активном участии искусствоведов, кураторов и теоретиков – Катерины Бадяновой, Людмилы Комарницкой, Лизаветы Герман и др. с основной целью – способствовать появлению новых имен в украинском искусстве.

О выпускниках курса "Современное искусство" пока говорить рано. Необходимо, чтобы прошло какое-то время, но уже сейчас по отзывам студентов понятно, что курс помогает им с самым трудным - самоопределением - им легче стало разобраться, куда развиваться дальше. Это стало возможным, благодаря вновь приобретенным навыкам в тех практиках, которых они раньше никогда не пробовали. Плюс появилась хорошая опора в виде теории современного искусства, после проработки множества важных текстов стали очевидны общие очертания развития современного искусства. Вряд ли курс даст исчерпывающие ответы на все вопросы, мы и не ставили перед собой такую задачу - но будем рады, если он сможет разбудить в молодых художниках новые вопросы, совершенно другого порядка.

 

Андрей Трилисский, галерист, куратор, основатель Арт-школы галереи Ра: 

Хоть в этом году Галерее РА исполняется 20 лет, арт-школу мы открыли сравнительно недавно - 7 лет назад. Как-то все сложилось одновременно. От желания посетителей галереи научиться рисовать и писать картины до возможностей наших известных художников отдавать свои знания и делиться секретами на пути к пониманию языка современного искусства. Довольно долго разрабатывалась программа базового курса из 40 занятий (20 уроков по живописи и 20 - по графике). И, на сегодняшний день, ее можно назвать практически идеальной. У кого есть желание, обязательно проявят себя или в каком-либо направлении, или в какой-либо технике. Также мы приглашаем разных известных украинских художников для проведения мастер-классов. И, обязательно, в конце каждого курса – выставка учеников, на которой выпускники арт-школы могут увидеть свои работы на стенах галереи, а также показать свои работы родным и друзьям. На этом образование в нашей арт-школе не заканчивается. Это и дипломные работы, и творческие проекты. Многие продолжают у нас учиться по 4-5 лет.

Что касается аудитории, наша арт-школа довольно демократична. Это студенты, научные сотрудники, банковские работники, юристы, журналисты, бухгалтера и другие. Средний возраст наших слушателей это 25-30 лет. В прошлом году мы также открыли детскую арт-школу – 6-12 лет.

 

Наши ученики все успешные. Некоторые из них после окончания нашей арт-школы поступили в Национальную Художественную Академию, кто-то продолжил обучение в Англии, Франции, Германии. Мы выдаем сертификат об окончании курса. И, как оказалось, документ Галереи РА с 20-летней историей является более весомой рекомендацией за границей, чем диплом специалиста ВУЗа в Украине.

 

 

Виктория Бурлакагалеристка, арт-критик, основательница Арт-школы на Чапаева: 

Решение открыть арт-школу исходило из тех ресурсов, которые у меня были, – это галерея и знакомые художники. На Западе это считается нормальным, когда при галерее есть художественная школа как некий междисциплинарный проект.

Программы арт-школы на Чапаева нацелены на развитие творческого мышления. Тот факт, что занятия ведут художники, а не преподаватели в чистом виде, является очень важным моментом.

Наша аудитория – это люди, которые когда-то хотели научиться рисовать, но не сделали этого. Сейчас они просто занимаются ради собственного удовольствия. Есть также ученики, которые имеют более серьезную мотивацию и могут стать в дальнейшем современными художниками. Для таких учеников наши преподаватели придумывают определенную программу последовательных шагов к развитию творческого мышления.

Я бы не назвала это альтернативным образованием. Это скорее постановка видения, постановка мышления. На самом деле образование как таковое ничего не дает: много людей, которые закончили Академию художеств, например, не понимают, что дальше делать со своим умением рисовать. Мы, прежде всего, пытаемся научить не рисовать, а объективно смотреть на происходящее вокруг, на художественный процесс, на собственные возможности, и уметь пользоваться теми ресурсами, которые есть.

Важно понимать, что это не прикладная сфера: научился рисовать и пошел в какую-то дизайнерскую контору. Для себя я ставлю цель раскрыть художника в учениках. У нас уже, к примеру, есть две девушки, выставки работ которых в перспективе я хочу сделать.

 

 

Алина Сандуляк