Балаган постсоветского искусства

Продолжая апокалиптическую тематику времен ARSENALE 2012, куратор Дэвид Эллиот представил в Берлине новый проект «BALAGAN!!!», посвященный искусству постсоветских стран. Специально для ART UKRAINE Мария Павленко написала, почему Украине может стать стыдно за эту выставку. Данным текстом автор хочет разрушить как местные стереотипы о культурной Европе, так и «зеркальный» миф о нашем государстве в ЕС.

 

 

В ноябре в Берлине сразу на 3 локациях, – Momentum Gallery в культурном кластере Bethanien, бывшем морозильном складе Kuhlhaus на Gleisdreieck и  Max Liebermann Haus возле Брандербурских ворот, – открылась масштабная выставка BALAGAN!!! с эпичным девизом «Современное искусство с постсоветского пространства и других мистических мест». Под таким очевидно «колониальным» по духу заголовком проживающий в Берлине англичанин Дэвид Эллиот представил масштабную выставку работ художников в основном из России, а так же других стран, в том числе – Украины. В рамках выставки так же проходят театральные, образовательные и музыкальные события.   

 

Визуальная часть выставки является лишь фрагментом проекта, но значительным и наиболее широко посещаемым. На баннер выставки помещен скриншот масштабной работы группы АЕС+Ф, представляющий два образа: женский (соединивший в себе бизнес-леди москвичку и снежную королеву из сказки Ганса Кристиана Андерсена) и мужской (сантехника арийской внешности). На плечи каждого из героев взгроможден огромный осел (возможно, символизирующий Азию), а фоном выступают предметы и фигуры, отдаленно связанные с постсоветским пространством и Азией (вероятно, символизирующие глобализированность современного мира). Тут важно добавить, что большая часть территории России и той же Украины находится за пределами глобализированного мира, поэтому баннер вызывает ощущение фейковости. Девиз выставки в сочетании с баннером анонсирует стандартный глобализированный проект с выборкой ключевых художников и известных работ. Баннер, на самом деле, оказался честным: не слишком сведущие в тонкостях дизайна и истинного положения дел берлинские художники и художницы с интересом посетили выставку, и лишь затем, в богемном буфете театра GORKI (название театра означает не американские горки, а «Максим Горький») сетовали на то, что остались разочарованы.

 

 

 

В понимании куратора Дэвида Эллиота балаган – это праздник, народное гуляние и веселье, на котором художники выступают в роли шутов и скоморохов; дурачась и юродствуя, они остро критикуют происходящее вокруг, в том числе – власть. При помощи такой несложной метафоры куратор взялся рассказать об искусстве стран, которые когда-то входили в состав Советского Союза сегодня. Демонстрируя наш перманентный (в его представлении) бардак, Дэвид Эллиот на самом деле взялся выстроить более обобщенную метафору мира, погруженного в хаос, как бы продолжая аппокалиптичную линию Арсенале 2012.  Возникает вопрос: мир действительно погрузился в хаос, или это говорит о себе возраст Дэвида Эллитота, который поднимает вечную для старшего поколения тему «как раньше было хорошо, а сейчас плохо». Но нам важен не столько ответ, сколько анализ самого образа балагана в берлинской выставке.

 

Если говорить о концепции, заявленной куратором, то наиболее ей во всех смыслах соответствует экспозиция в Max Liebermann Haus, в основе которой – до боли знакомые работы в основном российских художников 10-15 летней давности (Мамышев-Монро, Дубоссарский, Гутов, «Синие Носы»). В силу этого они представляют скорее исторический экскурс, нежели актуальную ситуацию в России, за понимаем которой зритель идет на выставку.

 

Видео-работа группы «Синие Носы»

 

Тем не менее, помещенные в пространство Max Liebermann Haus, работы обретают новый смысл и становятся сильным кураторским высказыванием. Локация находится справа от Брандербурских ворот и в двух шагах от Рехстага, неумолимо вступая в диалог со сложной политической ситуацией в Европе: выглянув из-за телевизора с видео-работами «Синих носов», можно наблюдать, как на Parisel Platz международные делегации подносят цветы к посольству Франции перед объективами журналистов. Одна из центральных и, наверное, более новых работ Александра Дубоссарского просто завораживает и оставляет надежду, что госпожа Меркель, случайно проходя мимо, посетит экспозицию.

 

Работа Александра Дубоссарского

 

Две другие локации, вынесенные за территорию напряжения, кажутся скучными, поверхностными и даже огорчающими. Покидая Max Liebermann Haus и перемещаясь на другие локации, вспоминаешь, что  проект заявлен как исследование искусства постсоветской территории, а это уже само по себе обидно слышать в 2015 году. Если вынести за скобки «попадание» с локацией на Parizel Platz, обнаруживается, что куратор продемонстрировал всю фрагментарность своего понимания искусства России, а также непонимание процессов и других странах, откуда он «повыдергивал» отдельных художников и их работы. Само название «Балаган» вызывает много вопросов и сомнений (особенно, с тремя восклицательными знаками в конце), которые по смыслу в балагане уже присутствуют. Само по себе российское искусство скорее трагикомично, как фильмы Эльдара Рязанова, и абсурдно, как московский концептуализм. Но это не шутовство, а скорее очень своеобразное концептуальное веселье, что демонстрируют многочисленные работы российских художников в рамках заявленного «Балагана» в Kuhlhaus на Gleisdreieck. Произведение Олега Юстинова в лучших традициях московского концептуализма отслеживает судьбу интернет-мема – объявления о доносах на соседей-гомосексуалов. Работа Анастасии Вепревой «Она должна» объединяет смешные и грустные одновременно цитаты из ток-шоу российского телевидения, в которых женщинам советуют встать с колен, имея в виду лишь смену позы при домашней уборке. Спектакль группы «Что делать?» о русском лесе и одиночный пикет избушки группы ZIP критикуют российскую власть, используя образность русских народных сказок.

 

Избушка для одиночного пикета группы ZIP

 


Фрагмент декорации к спектаклю о русском лесе группы «Что делать?»

 

Украина, как и остальные страны-участницы кроме России, представлена всего несколькими, тоже до боли знакомыми художниками. В целом складывается впечатление, что для Дэвида Эллиота «не-российское» постсоветское искусство – это некие южно-русские волны и северно-восточные течения, которые вообще не надо выделять отдельно, а можно экспонировать как некое экзотические дополнение к основной экспозиции из работ российских художников. В рамках «Балагана» европейцев удивляли старой малоизвестной работой Никиты Кадана с характерным для Никиты пространственным названием «Занимай место - все равно не будешь покаран», а также видео-работами Николая Ридного о довоенной подготовке, Евромайдане и советских памятниках.

 

Фрагмент работы Никиты Кадана

 

«Жемчужина» выставки – работа английско-немецкого художника Лутца Бекера (если верить информации на сайте проекта),  которая по сути является нарезкой из фильмов Александра Довженко, что автор не скрывает и честно пишет в описании к работе. О Лутце Бекере, правда, ничего не известно в Украине, а поисковая система Google по запросу «Lutz Becker» находит магазин автозапчастей, немецкого ученого-экономиста и школу танцев.

 

Работа Лутца Бекера «Крик», монтаж из фильмов Александра Довженко

 

В целом посещение проекта «Балаган!!!» оставляет смешанные чувства: с одной стороны, представлены отдельные, сильные и давно уже ставшие классикой работы, с другой – контекст, в который они помещены, местами неактуален и даже не политкорректен. Самым грустным является то, что Украине, как и другим странам, довольно сложно бороться с устаревшими образами и стереотипами, которыми изобилует проект. Мы варимся в своем котле из локальных проблем и даже не знаем, что представлены в Берлине не работами Александра Довженко, а коллажом из его фильмов, выполненным местным художником. На эту ситуацию, – как на тревожный симптом, – хотелось бы обратить внимание украинских медиа, художников и арт-критиков.

 

***

 

Об авторе

 

Мария Павленко – художница. Студентка программы «Искусство в публичном пространстве и новые художественные стратегии» университета Баухауз (Веймар, Германия).