Bondero: "Я никогда не работал с чисто обозначенным стилем. Как мне кажется, у меня есть свой собственный стиль, и я стараюсь последовательно его придерживаться"

О своих последних проектах ("Большой брат", "Гибель Америки"), особенностях художественной жизни между Киевом и Одессой, а также о своем романе рассказывает художник Вадим Бондаренко.

 

Вадим, добрый день. Расскажи, пожалуйста, о своих достижениях в прошлом году. Я знаю, что недавно прошла твоя выставка в Киеве, у Карася, о ней писала масса изданий, в том числе «Euronews». Как она прошла? Что ты показывал там? Сколько работ?

– Открытие состоялось 8 декабря вечером, и выставка прошла, как мне кажется, очень успешно. Там была серия из новых работ, из нового проекта «Большой брат». Она состояла из семи живописных работ, портретов в основном, и одной скульптуры. В основном в этой серии обозначена тема портрета, даже больше – образа.

Работы с выставки «Большой брат». Младенец

Пикассо

Рой Лихтенштейн

– Сколько она продолжалась?

– Три недели, с 8 до 28 декабря.

– В 2009 году ведь тоже была выставка в Киеве?

– Да, она была летом, в августе, и называлась «Электронная анархия». А весной прошлого года, в апреле, у меня была выставка «Гибель Америки» в Галерее «YATLO» в Одессе, на Нежинской.

– А в чём принципиальное отличие между твоими ранними и новыми работами? Это совсем другая концепция?

– Нет, концепция последовательная, и отличие может быть в большей лаконичности нового проекта. Потому что предыдущий проект, «Гибель Америки», был больше развернут. Он охватывал сразу много сфер гуманитарной жизни человека – это и философия, какие-то внутренние проблемы в искусстве – абстракция, фигуратив, столкновение этих понятий. Эта серия больше теоретическая. В новой же серии работы минималистичны по языку и в то же время гиперреалистичны.

– И на каждую серию у тебя есть твой концепт? То есть это не просто, грубо говоря, пейзаж или портрет, под этим всем есть теоретическая база?

– Да, к каждой выставке я обычно пишу концепцию. В этот раз ещё написала Люся Комарницкая. Концепция обычно затрагивает те аспекты, которые волнуют меня в этот момент.

Технодекаданс

Анжелина Джоли

– Насколько я понимаю, в ближайший год у тебя есть планы работать в стилистике гиперреализма.

– Я никогда не работал с чисто обозначенным стилем. Как мне кажется, у меня есть свой собственный стиль, и я стараюсь последовательно его придерживаться. Просто каждый раз художник работает с темами, которые ему интересны, и делает разные акценты – например, если для прошлой выставки я намеренно делал композицию, которая была на грани разрушения, то сейчас композицию я сделал более цельную и более образную. Такой посыл мне сейчас более интересен.

– Новый подход сразу показал свою успешность, потому что на аукционе «Золотое сечение» были проданы две твои работы – сразу, сходу.

– Да, продались работы из новой серии, и я рад, что они вызывают интерес у коллекционеров, у людей, которые интересуются искусством, у критиков.

– Ты активно присутствовал в прошедшем году в одесском арт-пространстве. Сначала выставка на Нежинской, потом работа «Гибель Америки» выставлялась в Музее современно искусства и на «Заборной выставке». Как бы ты охарактеризовал на сегодня ситуацию в художественной жизни Одессы и Киева? Тем более что у тебя взгляд немножко извне, не «замылен», и ты можешь более ясно видеть.

– В Одессе сейчас очень интересная ситуация, я бы здесь отметил галерею Анатолия Дымчука «NT-ART». Здесь происходят очень интересные вещи. В Киеве тоже происходит много всего – открылся Арсенал, ещё какие-то новые площадки.

– И всё же?

– Художественная жизнь, естественно, в столицах всегда более интенсивна в силу размера города, в силу культурной трансгрессии в городе, в силу определённых причин структурного характера, не зависящих от искусства вообще. Центричных. С другой стороны, Одесса – это Южная Пальмира, культурный центр, и здесь достаточно часто происходят события. И мне очень нравится, что я принимаю в них участие.

– Но у нас сейчас чётко определились какие-то десятки, двадцатки имён именно в контемпорари, которое покупается и является предметом инвестирования в том числе.

– Я бы не хотел давать какие-то оценки рынкам и ситуациям, потому что я всё-таки художник, а не арт-дилер и не галерист. Сейчас такая ситуация, когда есть люди, которые практично подходят к этим вещам. Они понимают, что инвестиции, допустим, в автомобили, будут обесцениваться. Недвижимость сейчас тоже – это сомнительные инвестиции. А рынок искусства… Искусство обычно всегда дорожает, но даже если нет, то оно, по крайней мере, не дешевеет.

– Кстати, по поводу скульптуры, которая выставлялась в проекте «Большой брат». Ты редко выставляешь скульптуры, это было впервые?

– Нет, я уже выставлял скульптуры до этого. На выставке «Технодекаданс» выставлял две скульптуры. Прозрачные.

– А сейчас?

– Сейчас это был скелет, обтянутый искусственной кожей, с вкраплением натуралистических элементов… Ну, как бы частей тела человека – руки, глаза… Скелет был маленький. Уменьшенная копия из пластика. А рука была в натуральный размер. Ну, и глаза.

– Возвращаясь к Одессе, кого бы ты мог назвать своими учителями? Не только в академическом смысле, но и, может быть, в более общем. На кого ты ориентировался, кто был какими-то ориентирами вначале, может быть, сейчас?

– Я бы не хотел сейчас называть какие-то фамилии, потому что учился, в принципе, через понимание мирового искусства. Я интересовался, ещё когда был студентом, разными стилями и направлениями в искусстве. Перформансом, видеоартом, инсталляциями, эксперементировал с медиа. Например, с одесским художником Игорем Гусевым мы делали перформанс с колясками на Потёмкинской лестнице. Когда я начинал в Одессе, был активизирован как направление трансавангард. Но мне всегда нравилось экспериментировать, и поэтому в конце концов я выработал свой стиль.

– Какие есть на этот год планы? Что хочется сделать?

– Не хотелось бы заранее озвучивать планы, но у меня есть проект, достаточно сложно осуществимый, но, в принципе, я попытаюсь его сделать. Хочу установить себе несанкционированный мобильный памятник в Одессе. Бюст на колонне, а снизу роликовые колеса. Думаю передвигать его по разным местам и пространствам города. Существует такая традиция искусства в пространстве города – рисовать граффити. Я вот решил перейти на более плотный материал и делать скульптурное граффити. Хочу назвать этот проект «Мания величия».

– А что-то ещё из проектов, таких, например, как акция у Дюка, планируешь?

– Планируется серия акций – акция в фонтане, может быть к весне, когда потеплеет. У нас создалась некая группа единомышленников. Есть форма – котелки, строгая одежда. Я думаю, что акции будут продолжены.

– И последний вопрос. О романе. Отключение по неизвестным  причинам у тебя Интернета повлекло за собой положительные результаты – ты написал роман. Можешь рассказать о нём? 

– Ну, за время отключения я бы, конечно, не успел написать роман, он был в принципе готов на две трети. Начал я его ещё в прошлом году, и вот представился случай дописать. Роман задумывался как некий псевдодетектив, написанный в приключенческом жанре. Роман о художниках Одессы, Киева и Москвы. Он называется «Ипостась». В основном, действие разворачивается в параллельной реальности, где обитают его персонажи. Но по сюжету они заняты несвойственной им деятельностью, которой они в реальной жизни не интересуются. В основном, сюжет связан с темой лодок, шаланд, хождения под парусом – очень одесская тематика. То, чем могли бы заниматься вообще одесситы. И художники взаимодействуют между собой, расследуя определённые детективные истории. Там два параллельных сюжета, которые нанизываются друг на друга.

Где его можно почитать?

– В сети. http://bondero777.blogspot.com.

Большое спасибо! Уже иду читать!

Autority

Creazione di Adamo