Бороться – значит жить

Авангардное искусство всегда было продуктом революций. Достаточно вспомнить, в какие времена возник экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, футуризм, кубизм. Особенно яркие проявления художественной мысли возникали, как правило, именно в моменты наибольшего социального напряжения. Скажу больше, тесная связанность художественного высказывания с тем, что происходит в обществе. С неизменной тенденцией к сбрасыванию чего-нибудь «с корабля современности», такие периоды дают возможность рождению новой формы.

Василий Суриков. Боярыня морозова

Включенность в самую суть жизни, в ее пульсацию, становится возможной благодаря резонансу субъективного мира художника с состоянием общества. Тогда начинается  совместно переживаемый захват действительности.

В Украине все давно разочарованы в революциях. Может, поэтому существующая на сегодня в искусстве социальная критика: художественный акционизм, активистское, протестное искусство, концептуальные проекты, призывающие взглянуть на социальное неравенство, выглядят невнятно и неубедительно.

Александр Богомазов. Трамвай

В России, тем временем, похоже, началась народная смута. Первые драматические протесты в Москве совпали с посещением премьер-министром интереснейшей выставки работ Караваджо в музее изобразительных искусств им. Пушкина. Предложенные в стихотворной форме Дмитрием Быковым, более соответствующие случаю, полотна «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова – остроумный интеллигентский выпад, как нельзя лучше подходящий общему духу «снежной революции», организованной через социальные сети. 

Александр Богомазов. Пожар в Киеве

Сравнение бунтарского задора, проснувшегося от долгой спячки российской  интеллигенции, с художественным акционизмом, хоть и спорно, однако имеет свой смысл. В современном мире всеобщей проявленности каждый человек становится архитектором собственного образа, режиссером собственных, стремительно расходящихся, имиджей и ролей. В революционной активности многочисленных блоггеров скользит оттенок такого самолюбования, эстетизации протеста.

Казимир Малевич. Женщина с ведрами

Однако возможно, что настоящее актуальное искусство не заставит себя ждать. Агрессивные действия власти только подогревают политический эмоциональный подъем.  На нас давят – мы реагируем. Чем больше давление, тем больше желания высказаться. Осознание несвободы как отправной пункт творчества очерчивает границы свободы. Несвобода дает творчеству, борьбе направление. Иными словами: лучшие художественные произведения создаются вопреки тюрьме и на ее стенах.  

 

 

Анна Ландихова