Декомпрессия в Париже

В самом центре Парижа проект «Декомпрессия» вызвал неожиданно широкий резонанс, став не только самым посещаемым украинский проектом во Франции, но и эффективным инструментом культурной дипломатии.  Двадцать проектов, представляющих широкий спектр различных медиа «создали многослойный разговор» о сложных событиях 2013-2014 годов. Выгодное расположение локации, насыщенная музыкальная программа и зрелищная инсталляция на фасаде привлекали до 10 тысяч зрителей в неделю. Каждый день проводились экскурсии на французском, английском, украинском. «Декомпрессия» стала самым масштабным и смелым проектом визуального искусства, когда-либо показанным в Сент-Мерри, а инсталляция Ромы Михайлова на фасаде – первым проектом, который получил все разрешения парижской мэрии, чему удивлялись даже французы.

 

Северный фасад церкви Сент-Мерри с проектами Романа Михайлова «Дух Свободы 4» и «Хрупкость»

 

«С самого начала я отказалась от прямых проектов», – рассказывает куратор Дарья Кольцова. «Меньше всего мне хотелось спекулировать острыми темами для привлечения внимания к выставке. Вместо этого я постаралась сконцентрироваться на построении сложного многоуровнего кураторского высказывания. Тема проекта – общество и человек в условиях, когда изменения являются единственно возможным путем самосохранения; механизмы этих изменений и фантомные боли, которые за ними следуют».

 

Проект «Аутентификация» Виктора Сидоренко, фото на алюминии

 

Декомпрессия, название проекта – смертельно опасное состояние. Когда человек длительно находится в атмосфере сжатого воздуха, его кровь может фактически «закипеть» из-за накопленных в ней газов. То же происходит с подводниками при слишком быстром поднятии на поверхность. С другой стороны, декомпрессия – удаление патологических образований, сдавливающих нервные или сосудистые структуры организма. В том и другом случае – это достаточно красноречивая метафора для эффективной ретрансляции зрителю актуальной украинской проблематики, ее причин и последствий.

 

Структура проекта, накладываясь на строение храма, делится на три основных части, расположенных соответственно: 1.на северном фасаде храма, выходящем на знаменитый фонтан Стравинского; 2. в пространстве нефа и часовни 3. В алтарной части и крипте.

 

На фасаде, вид на который открывается с каждого этажа Центра Жоржа Помпиду, представлены две работы Романа Михайлова: триптих «Дух Свободы 4» и объект «Хрупкость». Обе работы продолжают эксперименты автора с огнем. «Дух Свободы 4» - часть масштабной серии, большая часть которой была захвачена в Изоляции в Донецке, где работа стала последним реализованным в институции проектом. Триптих состоит из модулей-листов, закопченных дымом от горящих шин. Для автора горящая шина стала своеобразным символом борьбы за будущее, созданием через разрушение. «Дух Свободы 4» олицетворяет начальный импульс, определенную точку отчета. Свобода манифестируется автором в качестве хтонической неуправляемой силы, первоначального хаоса и разрушения ради обновления. 

 

«Дух Свободы 4» Романа Михайлова

 

«Хрупкость» - монументальный объект, окружностью более 16 метров, размещенный на окне-розе. Он создан из многих слоев прожженной бумаги. Следуя авторской концепции, работа разрушается в процессе выставки: мокнет под дождем, ее треплет ветер, кусочки обгоревшей бумаги разлетаются по площади, актуализируя проблему хрупкого баланса казавшегося ранее незыблемого мира.

 

«Хрупкость» Романа Михайлова

 

Следующая часть экспозиции размещается в главном нефе церкви и часовне и раскрывает, через персонифицированные авторские рефлексии, различные призмы истории. Попадая внутрь через портал храма, зритель проходит между двумя большими видео-работами, объединенными в диптих: «Точка кипения» группы ЙОД и «Предупреждение» Александра Ельцина. Тождественные по форме, обе работы – представляют достаточно прямые символы. Тем не менее,  помещенные в сакральное пространство они, они рождают новые интерконтекстуальные связи, входят в диалог с пространством. «Точка кипения» визуализирует в образе абстрактного символа переломный момент, когда социальные процессы достигают своей максимально острой фазы (точки не возврата). «Предупреждение» - мимикрия кошмара, который снится украинскому обществу на протяжении года.

 

 

«Предупреждение» Александра Ельцина

 

Единственный документальный проект, презентация которого состоялась в рамках выставки, «Культура конфронтации» - удачная коллаборация украинского фотографа Максима Дондюка и испанского музыканта Хосе Батиста. Работа возвращает зрителя к осознанию реальности происходящего, возрождает в памяти новостные сюжеты и подготавливает к восприятию других более сложных проектов: видео-арта, артбуков и саунд инсталляций.

 

«Культура сопротивления» Максим Дондюк и Хосе Батиста (фото: Максим Дондюк)

 

Монументальные фотографии на алюминии «Аутентификация» Виктора Сидоренко расположены в полукружии часовни, рождая неожиданный синергический эффект. Изображения, рождающие аналогии с сакральной живописью, провоцируют антиутопические мысли о непростых отношениях личности и общества, власти и индивида, насильственном подавлении и формировании.

 

Вид экспозиции

 

На столах, покрытых черной тканью лежат артбуки: «Зеленые человечки» Гамлета Зиньковского – документация одноименного стрит-арт проекта; «Карты майдана» и «Баррикады» Алевтины Кахидзе; 4-ех метровая книга «Баррикада» Юлии Полуниной-Бут; «Огни Майдана» Романа Минина, построенная на серии разукрашенных фотографий; проект Гамлета «Железный занавес»  на металлических пластинах и «Следы» - иллюстрации Марии Нарозян и Ильи Павлова к  новой книге стихов Сергея Жадана «Жизнь Марии», сопровожденные его стихами.

 

Вид экспозиции

 

На экранах две видео-работы: «Амнезия» украинского писателя Александра Михеда и «Железная арка» эстонской художницы Кристины Норман. Первое видео, снятое в середине 2013 года, представляет собой своеобразную линию демаркации состояния «общества до потери невинности». Видео состоит из ответов различных людей на вопрос «Что бы вы хотели забыть, но знаете, что не сможете?».

 

Фильм «Железная арка» Норман был создана в рамках публичной программы Манифесты 10 в Санкт-Петербурге. Эта удивительно тонкая работа строится по принципу визуальных аналогий на наложении топографии Майдана и Дворцовой площади в СПб благодаря «экскурсии, которую проводит Алевтина Кахидзе, конструируя тем самым параллельную реальность.

 

«Мы говорим о медиа-имидже, мы говорим о том, как однобоко представляются события. Я считаю, что с этим можно бороться, только привнося субъективность. Возьми Алевтину, возьми любого, кто там был, съезди сам на место, посмотри, что там происходит, почувствуй. У всех складывается впечатление, что мы и так знаем, что там, и мы не хотим ничего знать, потому что и так все знаем. Наша работа именно об этом: давайте вникать, давайте выслушивать, давайте узнавать – иначе же невозможно, иначе все ненавидят всех», – комментирует свою работу автор фильма.

 

Вид экспозиции

 

Между колоннами растянулась 6-канальная видео-инсталляция львовского медиа-художника Сергея Петлюка «Дыхание». Это идеальная метафора проекта «Декомпрессия» - того, как в результате трагедии на Майдане, аннексии и войны на востоке, украинское общество, «поднявшись на поверхность за глотком свежего воздуха» вынуждено было постоянно погружаться обратно. Это – единственная работа, звуковое сопровождение которой оставалось даже во время мессы, и тогда слова молитвы сливались с заполняющими все пространство звуками многочисленных вдохов.

 

«Дыхание» Сергей Петлюк (фото: Роман Михайлов)

 

Главная саунд-инсталляция, – минималистичный опус Антона Байбакова, сочетающий электроную музыку и реальне звуки Майдана, – заполнял пространства резных исповедален. Это был интересный эксперимент по использованию сакрального пространства, предназначенного для исповеди; пространства, в котором восприятие человека максимально открыто, настроено на звуки и откровения. По вечерам саунд, транслируясь из многочисленных колоннок, расположенных по периметру церкви, заполнял все пространство, трансформируя его в тотальную саунд-инсталляцию.

 

В алтарной части и крипте размещалась заключительная  часть проекта. «Декомпрессия» - история без пафоса с антиутопическим финалом: опастность проявляется и возрастает с переходом на новый виток. Монументальная, зависшая в пространстве световая инсталляция «Сети» (авт. Дарья Кольцова) представляла образ «плодов», заслуженных результатов борьбы. Сеть делала опастность зримой и ощутимой, что усиливалось видео-проекцией военного (авт. Алина Якубенко), который целился и затем стрелял прямо в зрителя. Расположенный у подножия золотого распятия проект рассказывал о трагедии и жертвенности.

 

«Сети» Дарьи Кольцовой и «Вторжение» Алины Якубенко

 

Последняя работа, – видео «Жернова Времени» Виктора Сидоренко, вынесенное за тело экспозиции в крипту собора, – возвращало зрителя к осознанию вечности, необратимого стирання и  разрушения «настоящего» как естественной части цикличности жизни, замыкая тем самым историю о «Революции Достоинства», страхах и романтизированных надеждах.

 

Фото: Jean Deuzèmes

 

Другие проекты:

 

«Флаг» и «Экскалация»  Алевтины Кахидзе

«Демаркация» Дарья Кольцовой

«Коллайдер» Оксаны Чепелык      

«Демаркация» перформанс при участии актрис театра «Дах» Вишни Вишневой и Веры Климковецкой (куратор – Александр Михед)

 

Куратор проекта: Дарья Кольцова

 

Участники: Антон Байбаков, Гамлет Зиньковский, Алевтина Кахидзе, Дарья Кольцова, Роман Михайлов, Роман Минин, Александр Михед, Сергей Петлюк, Юлия Полунина-Бут, Виктор Сидоренко, Оксана Чепелык, Алина Якубенко, арт-группа ЙОД, Александр Ельцин, Максим Дондюк, Мария Норазян, Илья Павлов, Сергей Жадан, Кристина Норман, Хосе Батиста.

 

Партнеры и спонсоры проекта: ГогольFest, SOUFFLE collectif, Украинский кризисный медиа-центр, Фамильная типография HUSS, FedorivHUB, семья Загорий, студия ГРАФПРОМ.

 

Об авторе

 

Алексей Ананов

 

Алексей Ананов – ведущий телеканала «112 Украина», редактор программы «Театральные сезоны» на Первом телеканале. 10 лет работал ведущим общественно-политических и культурных программ Радио Эра FM, пять лет возглавлял там отдел культурно-просветительских программ (2002-2012). Двукратный лауреат премии «Золотое перо». Внештатный автор журнала «Бизнес». В течение года работал ассистентом генерального директора музейного комплекса «Мистецький Арсенал». (декабрь 2012 - декабрь 2013). Участник проекта Алевтины Кахидзе в рамках публичной программы «Манифесты 10» (Санкт-Петербург, Рося, 2014). Курировал информационную поддержку Первого украинского литературного фестиваля в Изоляция (платформа культурных инициатив «Изоляция» в Донецке, апрель 2014). Информационный координатор фестиваля украинского современного искусства в Париже «Украина - свободная сцена» (март-апрель 2015 г.). Член жюри первого искусствоведческого конкурса Stedley Art Foundation (2012), член жюри конкурса «Лучшая украинская книга» от журнала «Корреспондент» (2010), эксперт Национальной музыкальной премии «Yuna» (2013). Модератор дискуссии и круглых столов в рамках дискуссионной платформы проекта «Большое и Величественный» (Художественный Арсенал), книжной ярмарки «Книжный Арсенал», международного форума «Лучшие социальные проекты Украины».