Динозавры уходят: о закрытии трех московских галерей

10 апреля новость о том, что видные российские галереи "Галерея Марата Гельмана" (Марат Гельман), "Айдан-галерея" (Айдан Салахова) и XL Галерея (Елена Селина) закрывают свою деятельность, потрясла общественность. О закрытии сразу трех галерей заговорили все, даже люди далекие от современного искусства. Эту новость, как что-то значимое и важное обсуждала вся Москва на кухнях и в кафе. Комментарии от галерей ожидаются на пресс-конференции позже сегодня вечером, а пока что ситуация выглядит такой. 

То, что они сделали - вдруг все вместе ушли, хлопнув дверью, так что шум поднялся - наводит на многие мысли.

Еще в начале февраля на Круглом столе, посвященном проблемам российского арт-рынка, на кором присутствоали и галеристы, и представители аукционных домов Christie’s и Sotbey’s звучало мнение, что  хотя рынок современного искусства и находится в плачевном состоянии, вкладывать в него деньги по-прежнему выгодно, так как произведения искусства растут в цене, даже когда все другое падает.

Между тем, ни для кого не секрет, что именно коммерческая неуспешность стала причиной решения Марата Гельмана, Айдан Салаховой и Елены Селиной закрыть галереи.

"Галерея М&Ю Гельман" существует с 1990 года и считалается одной из самых влиятельных в России. В интервью Риа Новости 13 апреля Марат Гельман сказал: «80% ее клиентов, российских коллекционеров, которые всерьез собирали современное искусство, сегодня покинули страну. Продавать больше некому, рынок исчез».

Искусствовед Елена Селина основала XL Галерею в 1993 году. Ее галерея также была одной из самых известных и влиятельных по части современного искусства Москвы. В статье Арт-гиду хозяйка Галереи XL Елена Селина прямым текстом заявила, что галерея не окупается и деньги ей в отличие от фонда никто дать не имеет права. Тогда, как XL Projects, который будет существовать на ее месте, сможет обращаться к спонсорам и инвесторам.

Айдан Салахова, известная художница, дочь художника Таира Салахова, закрывает свою существующую уже больше 20 лет "Айдан-галерею" и открывает Aidan Studio как художник и преподаватель, что по ее словам, ей выгоднее. А Илья Вольф, финансовый директор "Айдан-галереи" взял да и подсчитал, сколько стоит вести галерейный бизнес. 

Реакция на эти заявления была неоднозначной. Российский галерист Сергей Попов, владелец и директор галереи «Pop/off/art», высказался в том смысле, что рынок никогда особо бодрым и не был, и что российское искусство всегда существовало скорее вопреки, чем благодаря.

Что до украинской арт-сцены, то украинский арт-рынок тоже никогда бодростью не отличался, и это тот случай, когда «пациент скорее мертв». Российская ситуация заставляет волноваться за будущее украинской культурной жизни. Однако украинские галеристы, похоже, сохраняют спокойствие.

Павел Гудимов – основатель и куратор арт-центра «Я галерея» считает, что закрытие галерей - вполне логический ход в эволюции репрезентации искусства. Такой тип институции, как коммерческая галерея, выполнил свою миссию и должен мутировать в соответствии со временем и изменениями в информационном пространстве. При этом Гудимов заметил, что «Я галерея» изначально была заявлена как арт-центр, а не как коммерческое предприятие.

Напомним, что центром современного искусства также является и «Soviart», и «M17. Центр Современного искусства» и «Арт-центр Я. Гретера». В последнее время именно вокруг подобных проектов сосредоточена бурлящая жизнь современного искусства (взять хотя бы Фонд «Изоляция», LabCombinat, проекты поддержки молодого искусства, не говоря уже о популярности «покойного» Центра Визуальной Культуры).

Киевская галеристка Виктория Бурлака, чья Галерея на Институтской открылась на улице Чапаева, где благополучно существует под названием Institutskaya Gallery, считает, что закрытие галерей в Москве - скорее, продуманный пиар-ход, а отсутствие вменяемого арт-рынка - пугающий симптом культурной стагнации общества. 

Вкладывание денег в современное искусство в западном мире является способом заявить о себе, как о меценате. В этом смысле ни в Украине, ни в России не появилось настоящих инвесторов, потому что экономическая элита совпадает с политической, которая свои доходы скрывает. Такое открытое меценатство и создание коллекций было возможно в 90-х, в начале нулевых. Тогда и экономическая ситуация была другая.

Сегодня, однако, уже наметилась новая тенденция. Современное искусство выходит за пределы эксклюзивной сферы. Люди со средними доходами, но люди не чуждые активной жизненной позиции, – а таких много – давно уже стали посетителями сегодняшних галерей и музеев. Именно на этих людей, как потребителей, стоило бы рассчитывать арт-бизнесу. Потому, что современное искусство – это модно, об этом говорят, это хочется любить и приобретать. Возможно, что галерейные выставки старого формата – чопорные вернисажи для друзей, коллекционеров и «высшего света», доживают свои последние дни. Возможно, что закрытие трех главных московских галерей знаменует новую эру. И галерейный бизнес уходит, как динозавр, оставляя место для живых, демократических проектов.  

 

Анна Ландихова