ДНЕВНИК ARSENALE: Джей Левенсон. «Украинские художники могут занять достойное место на международной арене»

В 1952 году МоМА основал Международную программу передвижных выставок, которая была поддержана грантом Rockefeller Brothers Fund. Основной целью программы стала демонстрация выставок музея во всех уголках земного шара. Сейчас по многим причинам Международная программа МоМА практически не проводит выставок и сосредоточилась на издательской деятельности. С 2002 года как результат исследовательской деятельности этого департамента музея вышли следующие книги: «Первичные документы: Сборник материалов искусства Центральной и Восточной Европы с 1950 года», «Слушай, здесь, сейчас! Аргентинское искусство 1960-х годов: Записки авангарда», «Альфредо Болтон и его современники: Критические диалоги в венесуэльском искусстве 1912-1974», «Современный шведский дизайн: три основополагающих текста», «Современное китайское искусство: Первичные документы».


Джей Левенсон, директор Международной программы МоМА, Нью-Йорк. Фото: Максим Белоусов

Специально чтобы увидеть экспозицию Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012 в Киев приехал директор Международной программы МоМА Джей Левенсон. Как оказалось, Левенсон знаком с куратором ARSENALE 2012 Дэвидом Эллиоттом еще со студенческих лет и высоко ценит его профессионализм. Кроме Мыстецкого Арсенала, Левенсон с удовольствием посетил Киево-Печерскую Лавру, где был очарован образцами украинского барокко, а также несколько проектов Параллельной программы биеннале.

Катерина Филюк Вы только что посмотрели экспозицию биеннале, поделитесь своими впечатлениями.

Джей Левенсон На мой взгляд, здание Арсенала прекрасно подходит для биеннале. Большие работы отлично размещены в этом невероятном пространстве, старые кирпичные стены очень красивые. И то, каким образом построена экспозиция, дает возможность показать разные работы, в том числе и очень большие, для которых это пространство просто идеальное. Выставка замечательная, я думаю, Дэвид выбрал для Киева очень хорошую тему, Киев, совершенно очевидно, – место встречи различных культур на протяжении многих столетий, точка пересечения европейских путей и это именно то, что подчеркивает выставка. Все эти разные культуры собраны вместе, хотя это и было своего рода трагедией, что в прошлом все они встретились в центре неевропейского мира, но идея показать на выставке и западные, и восточные работы вместе кажется мне очень своевременной, и она работает.

 

- Международная программа МоМА обычно сосредотачивается на конкретном регионе и пытается исследовать его культуру и искусство. Что сейчас в фокусе?

- У нашего музея традиционно очень крепкие связи с Западной Европой, эти связи коренятся в заинтересованности во французском искусстве. При этом мы постоянно ищем места вне Западной Европы. Например, нас интересует Центральная и Восточная Европа, Латинская Америка и Азия, особенно Восточная Азия. И в каждом из этих регионов происходит что-то интересное. Многие страны, как и Украина, проходят через переломные моменты в истории, и это стимулирует художников к созданию очень интересных работ.

 

- На ваш взгляд, какая выставка, организованная Международной программой, была самая успешная?

- Мы уже какое-то время не проводим выставки, но когда выставочная деятельность Международной программы была более активной, мне кажется, самой интересной была выставка фотографий «Человеческие семьи» - пример хорошей традиционной выставки. Тема достаточно простая, организаторы собрали фотографии по всему миру и сгруппировали их по различным периодам в жизни человека – детство, брак, смерть. Посыл был простым. И что самое интересное – выставка объехала весь мир, более 7 миллионов человек увидело ее, потому что одна передвижная экспозиция распространялась МоМА, а две другие Государственным Департаментом США. Все фотографии были напечатаны специально для выставки, т.е. было сделано 3 оригинальных принта каждой работы. Думаю, было бы очень интересно, если еще не поздно, выяснить, возможно, из газет, как люди восприняли эту выставку в разных странах.

 

- Так как вы уже упоминали о том, что посетили множество биеннале по всему миру, хочется узнать, каковы отличительные черты той или иной биеннале в зависимости от региона, в котором она проходит?

- На мой взгляд, лучшие биеннале те, которые стремятся выбрать тему, максимально отражающую ситуацию того места, где они проходят. Например, весьма успешная биеннале в Порто Алегре, Бразилия - Меркосул Биеннале (http://www.bienalmercosul.art.br) фокусирует внимание на южной части Южной Америки, но также и более пристальное внимание уделяет Бразилии и городу, в котором она происходит. Художники часто бывают в различных частях страны, поэтому это действительно эффективный способ узнать больше о стране и о том, как там живут люди. Я бы сказал это самый интересный вид биеннале.

Еще одна подобная биеннале проходит в Шардже в ОАЭ (http://www.sharjahbiennial.org/). И снова там в основном демонстрируются или работы представителей арабского мира, или работы, посвященные арабской теме, поэтому она является своего рода окном в мир для местной аудитории. Такие биеннале обычно вызывают интерес у всех и, как правило, поддерживаются обширной образовательной программой для публики. В то же самое время для иностранцев это необычайно важно, так как дает возможность узнать гораздо больше о мире, с которым ты почти не знаком.

 

- В таком случае, какое оптимальное количество художников из принимающей страны может участвовать в биеннале, чтобы оно было интересно международным зрителям и в то же время не превратилось в локальное событие?

- Не думаю, что существует какая-то универсальная формула, куратор биеннале должен принимать решение и выбирать локальных художников, чьи работы соответствовали бы заявленной теме. Однако я могу представить себе биеннале, состоящую из работ только локальных художников, если избрана специфическая локальная тема. Одним словом, волшебной формулы не существует.

 

- Вы курировали ряд больших выставок, как вы стали куратором?

- Я всегда работал над выставками более раннего исторического периода, чаще всего начиная с 16 и до 18 веков. И начал я с выставки Дюрера в Национальной галерее Вашингтона. Идея было очень простая – это был юбилей Дюрера, так что мы собрали все рисунки и живопись, которые есть в коллекциях в Америке. Как только ты выбираешь автора, ты тут же определяешься с темой. В последнее время я работал над выставками на исторические темы, потому что рассказывать историю через произведения искусств кажется мне очень интересным. Одна из таких выставок «Около 1492: Искусство в эпоху исследований» о мире во времена Колумба. Это была очень увлекательная тема, потому что в основном речь шла о разных частях света в ту эпоху, когда они еще не контактировали друг с другом. Еще одна выставка, которую я сделал несколько лет назад, называлась «Вокруг Света» про Португалию, начиная с 16 столетия и до конца 17. Эта выставка показывала, как мир постепенно сближается. И мне кажется, можно сделать историю живой для посетителей, когда тема раскрывается с помощью разнообразных объектов. Это намного увлекательнее, чем читать учебник по истории.

 

- Как кураторская практика изменилась за последнее десятилетие?

- Думаю, выстраивая свою карьеру, люди вырабатывают свой персональный стиль, и когда ты выбираешь куратора, ты выбираешь человека, у которого уже есть свой сформировавшийся подход, свое виденье. Эллиотт, например, большое внимание уделяет художественным качествам, поэтому он разыскивает работы, в которых есть смысл и которые помимо этого обладают эстетическими качествами.

 

- Сейчас, после просмотра биеннале и нескольких параллельных проектов, что вы можете сказать об украинском искусстве?

- Я почти ничего не знал об украинском искусстве до визита на биеннале, но теперь основываясь на той подборке работ, которую сделал Дэвид Эллиотт, я бы сказал, что украинские художники могут занять достойное место на международной арене и принимать участие в международных биеннале.

 

Катерина Филюк