ДНЕВНИК ARSENALE: Хин Сьоучин

Кто такая Хин Сьоучин? В наши дни немногие из тех, кто интересуется современным искусством, зададут этот вопрос. Хин Сьоучин – одна из наиболее известных художниц своего поколения, женщина, которая создает невероятные работы, используя старую одежду из разных частей мира.


Хин родилась в Пекине в 1963 году, где продолжает жить и работать сейчас. Свои работы она начала демонстрировать в конце 80х годов. Cейчас она является, возможно, самой активной художницей в Китае. Только за последние два года ее работы инсталлировались в Китае, США, Японии, Франции, Австрии, Испании, Германии, Австралии, Бельгии и Украине. Эта художница находится на передовой современного искусства в Китае, наравне с доминирующими в нем мужчинами.

Хин Сьоучин. Оружие. Мыстецкий Арсенал. 2012

Детство Хин Сьоучин совпало с «Культурной революцией», временем «войны всех против всех», масштабных репрессий против несогласных, массового насаждения культа личности. Результатом «культурной революции» стало уничтожение сотен и тысяч древнейших памятников китайской истории, пострадало 100 миллионов китайцев. Культурная и научная деятельность была парализована. Эти события не имели ничего общего с культурой или революцией. Дальнейшая реформа 1978 года, которая внесла элементы рыночной экономики в жизнь страны, а также политика «одна семья – один ребенок» многое изменили в сознании жителей Китая. Началось неизбежное расслоение общества на богатых и бедных, люди начали больше думать о себе.

Хин говорила про это так:

«Те из нас, кто пережил период правления Мао, всегда считали себя частью одного большого целого. У нас не было понимания концепции личности. Все, что мы имели, все, чем мы были – принадлежало обществу и стране. С тех пор индивидуальное сознание становится всё более и более выраженным. И сейчас мы почти достигли той критической точки, когда роль общественного снова возрастает».

Однако политика «открытых дверей» оказала благотворное влияние на искусство. Китайские художники почерпнули для себя много новых идей и форм для их воплощения из-за границы. Движение Новой волны (1985-1990) дало возможность проявить себя многим молодым художникам, общее число которых достигает 2 200 человек. Именно тогда начали активно организовываться выставки современного искусства, а вместе с ними - информация о молодых художниках.

В 1989 году Хин заканчивает Capital Normal University по классу масляной живописи. Но достаточно быстро она забрасывает традиционные методы изображения действительности на полотнах и находит для себя абсолютно новые формы: она начинает создавать инсталляции. Её работы имели успех.

В 1998 году они выставляются в P.S.1 Contemporary Art Center в Нью-Йорке, в 2003 – в theWalker Art Center в Миннеаполисе. В 2004 Хин принимает участие в биеннале в Сиднее и Сан-Пауло. В 2005 её работы попадают в Today Art Museum в Пекине и Mori Art Museum в Токио, в 2007 – в Бруклинский музей Нью-Йорка и на Венецианскую биеннале, в 2008 – на Шанхайскую биеннале, в 2009 – в Museum für Angewandte Kunst Frankfurt. Шествие работ Хин по миру не останавливается ни на месяц.

В 1992 году Хин выходит замуж за Сонг Донга, с которым познакомилась в университете. Именно поэтому работы этого периода очень автобиографичны. Dress box состоит из одежды Хин, которую она носила с детства, уложенной и зацементированной в чемодане, который сделал отец художницы. Суть работы в том, чтобы продемонстрировать участь обычной китайской девушки – она забирает необходимый минимум вещей из дома отца и переезжает в дом мужа. Shoes – тоже очень личная работа. В этот раз Сьоучин использовала свою обувь и личные фотографии, чтобы показать, как «ходит» наша жизнь.

Dress box/Suitcase, 1989

Shoes, 1998

Многие ранние работы Хин, в том числе и Разрушенный город (1996), Трансформации (1997), Солнечная плитка (1998), Плитка Пекина (1999) ориентированы на спасение старого города от разрушений.

 

Разрушенный город/Разрушенная столица, 1996

«Разрушенный город» - это попытка воссоздать атмосферу старого города. Хин начала создавать его после того, как увидела снос старых зданий для постройки новой трассы через центр Пекина. Её поразило, что наиболее заселенную часть Пекина разрушают ради того, чтобы построить дорогу. Она начала собирать черепицу и делать фотографии разрушений. Позже именно этот материал также стал основой для «Трансформаций» и многих других работ. Сонг Донг также не стал молчать в ответ на разрушение жилых зданий в центре города и начал собирать дверные таблички, с помощью которых создал работу «Дверные таблички» (1997-99). Еще один китайский художник, Ронг Ронг, тоже принял участие в протесте, фотографируя разрушения. Эти три художника собрали свои работы в одном помещении, на одной выставке в 1997 году, чтобы продемонстрировать, как город и его жители теряют свою связь и перестают принадлежать друг другу.

К сожалению, большинство работ Хин середины и конца 90х годов существуют теперь только в виде фотографий, поскольку теперь они стали частью окружающей среды.

Арфа, 1995


Living water, 1996


Washing the river, 1995

В 2000 году Хин становится лауреатом стипендии UNESCO-Aschberg и получает награду China contemporary art.

Одни из самых известных работ Сьоучин – это «Города в чемоданах». Это две серии работ – Suitcases (2000-2002) и Portable Cities (с 2001 года). Когда Хин начала путешествовать по миру, то нашла именно тот материал, который лучше всего передает атмосферу того или иного места. Впервые идея создания «городов в чемоданах» пришла к ней, когда она получала багаж в аэропорту. В тот момент она почувствовала, что на самом деле путешествует вместе со своим домом.

Она строит миниатюрные города в чемоданах из вещей, которые принадлежали их жителям. Так из повседневных вещей возникает уникальная городская архитектура, как из жителей состоит город. Художница всегда настаивает на том, что чемоданы должны быть расположены на полу: чтобы невероятные городские пейзажи полностью представали перед глазами зрителей. Некоторые инсталляции сопровождают звуки города, записанные в общественных местах. В чемоданах Хин уже расположились Шанхай, Сан-Франциско, Ванкувер, Берлин, Пекин, Сиэтл и многие другие города, которые оставили след в ее сердце. По словам самой Сьоучин, эти работы демонстрируют нам легкость, с которой современный человек может путешествовать из одного города в другой.

Portable Cities, 2002

«Для одной из первых персональных выставок я использовала свои собственные вещи. Это расширило горизонты моего воображения. Я смогла увидеть историю через одежду, потому что ее стиль был разным в разные эпохи. Моя одежда о многом напоминает мне. Так что после этого я начала собирать одежду других людей. Другими словами, я впустила всё общество в мои работы».

Искусство Хин Сьоучин – это очень личный ответ текущим изменениям в жизни китайского общества. Сама художница считает свои инсталляции формой общения между своим индивидуальным жизненным опытом и глобальными изменениями вокруг, своего рода отображением того, как радикальные изменения в окружающем мире влияют на личную жизнь каждого индивидуума.

«Я всегда интересовалась жизнью других людей. Мне пришлось переписать слова великого художника Шитао, который говорил, что стоит искать самые потрясающие вершины, а потом рисовать их. В моем варианте фраза звучит так: «Обрети опыт, потом начинай рисовать». Это стало принципом, по которому я работаю».

В том же 2002 году Хин вместе с Сонг Донгом работает над первой общей выставкой в Chambers Fine Art в Нью-Йорке. Таким образом, они отмечают десятую годовщину своей свадьбы. На этой выставке они не только демонстрируют публике свою историю, но и разрабатывают проблему гендерных отношений. Так, первым, что увидела публика, были палочки для еды, одна из которых была создана Хин, а вторая – Сонгом. Работая над ними, Хин и Сонг не показывали друг другу, что создают, поэтому палочки абсолютно разные. Однако художники доносят до посетителей главную мысль о том, что по одной палочки бесполезны. Свою роль они могут исполнять только будучи вместе. Это не последняя общая работа супругов, уже в следующем году они снова буду сотрудничать в одном арт-пространстве, а в 2006 году создадут инсталляцию Restroom M / Restroom W. Серию Chopsticks они продолжат выставкой «Способ есть китайскими палочками ІIІ» в 2011 году.

2002 год стал очень важным для Сонг Донга и Хин Сьоучин, поскольку у них родилась дочь.

Figure 1, Chopsticks: Song Dong and Yin Xiuzhen, 2002


The way of chopsticks III, 2011

Предметом Коллективного Бессознательного и Подсознательного (оба – 2007 год) являются расширенные на 15 метров мини-автобусы, которые были распространены в 90х годах в Китае и использовались как такси. Обычно такие «маршрутки» работали на износ и были перманентно переполнены. Кроме того, таксисты водили крайне неаккуратно и часто попадали в серьезные аварии. Когда после вступления Китая во Всемирную торговую организацию цены на автомобили снизились, машины стали доступными для всех. Автомобиль как символ богатства и статуса олицетворяет общество, которое стремится создавать и удовлетворять всё новые и новые мечты, производя всё больше. А старое «такси масс» стало исчезать с дорог Китая и из народной памяти. Поэтому Хин создала свои работы, напоминая о том, как раньше людям не хватало места, а использование ткани в конструкции показывает, насколько хрупким может быть автомобиль.

Collective Subconscious, 2007

Collective Unconscious, 2007

В том же году Хин создала работу, которую теперь можно увидеть в Арсенале, - «Оружие». Художница переосмыслила свидетельства изменений в городах, возникшие в процессе интеграции Китая и мировую экономику, и изучила их влияние не только на её личную, но и на жизнь всей нации в целом. Хин использует обитые тканью цистерны с бензином и более 100 единиц «оружия телевизионной башни». Это «оружие» похоже на ракеты, которые висят над взрывоопасными цистернами. Работа демонстрирует худший сценарий развития текущей ситуации: опасность чрезмерной урбанизации и геополитических конфликтов. Сильный контраст между женственной и нежной тканью и грубыми мужскими «мегафонами», превратившимися в оружие, создает удивительную атмосферу сильного, но молчаливого протеста против господствующего во всем мире насилия.

Weapon, 2003-2007

На седьмой биеннале в Шанхае Хин Сьоучин представляет свою «Летающую машину». Эту работу назовут одной из самых впечатляющих на биеннале. И с этим легко согласиться. Конструкция впечатляющих размеров в центре состоит из одежды сельских и городских жителей, а также людей, проживающих за пределами Китая, а за каждым из стальных крыльев находится наземное транспортное средство. Справа – маленький сельский трактор, а слева – авто марки «Фольксваген», широко распространенное на улицах Китая. Видео, которое демонстрировалось параллельно с работой, наглядно продемонстрировало зрителям тот факт, что все мы мигранты. Мы переезжаем из сел в города и, наоборот, из страны в страну, с континента на континент. Тем не менее, мы все связаны между собой этими странными перемещениями по миру, который принадлежит всем нам.

Flying machine, 2008

В 2008 специально для Ullens Center for Contemporary Art в Пекине Хин создает инсталляцию Introspective cavity, которая превращает один из павильонов в место для релаксации. Входя внутрь, посетители могли расслабиться благодаря звукам воды. Оказавшись в этом коконе, любой мог успокоиться, вырваться из чреды повседневных забот, отвлечься от своих проблем и любых беспорядков, которые мешают получить доступ к собственным мыслям. Это возможность заглянуть в себя, обратиться к своим фантазиям, вспомнить о своих целях и мечтах. И хотя работа призвана помочь людям обратиться к себе, материалом для скульптуры стала старая одежда разных людей, которая возвращает нас к теме важности социальных проблем.

 

Introspective cavity, 2008

Продолжая исследовать тему человеческого мышления, в рамках персональной выставки «Вторая кожа» Хин демонстрирует «Мысль». Наслоение тканей в скульптуре должно напоминать о том, что наши мысли и решения основываются на нашем опыте, а процесс мышления гораздо сложнее, чем нам порой кажется. При взгляде на скульптуру создается впечатление, что из серого мозгового вещества пытаются вырваться отдельные фигуры, которые хотят обрести собственное «Я» в потоке общественных событий.

 

Thought, 2009

«Черная дыра» - одна из последних работ Хин. Из контейнера для перевозки крупных грузов (подобные часто можно увидеть в портах) она создала бриллиант, который превосходно вписался в природный ландшафт. Исходящий изнутри скульптуры свет символизирует то, что пришло время разрушить наши предубеждения и задать вопросы о том, что для нас значат чистота и свет, торговля, прогресс и наши желания. Согласно теории относительности, из черной дыры ничто не может «сбежать», в том числе и свет. Однако «Черная дыра» Хин – это сам свет, чистый и непорочный, который прорывается наружу из металлической конструкции.

Black hole, 2010

В своих работах Хин Сьоучин исследует тему гендерных отношений, влияния человека на окружающую среду и окружающей среды на людей, связи личного и общественного, исторического наследия, традиции и культуру. Инсталляции этой замечательной китаянки всегда готовы дать ответы на важнейшие вопросы в жизни каждого человека, но только если мы сами готовы их увидеть. Хин использует старую одежду, чтобы проиллюстрировать исторические, социальные и экологические процессы, происходящие в мире. Но в основе каждой из её работ лежит связь личной и общечеловеческой истории.

И каждый из нас может стать частью работы Хин, наши вещи могут стать основой для ее новых работ. Сама художница говорит так:

«Я чувствую, что за каждым клочком одежды стоит своя собственная история. История человека, который носил ее. И это передается мне, моим работам и всему миру».

 

Подбор материала: Стефания Вакуленко

По материалам artinamericamagazine, chambersfineart, chinaurban.blogspot, wikipedia, Karin Bergquist, lookatme, frieze, press1.de, shift.jp.org