ДНЕВНИК ARSENALE: Столкновение традиции и современности на ироничных полотнах Вэй Донга

«Я лишь надеюсь, что, когда люди видят мои картины, они могут мечтать о лучшем мире, чем тот, который я изобразил»

Вэй Донг, 1997 

 

В период с 24 мая по 31 июля 2012 года в рамках Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARAENALE 2012 в Мыстецком Арсенале можно увидеть картины Вэй Донга, китайского авангардного художника, который с помощью иронии интерпретирует современное состояние китайского общества и предлагает свое видение на грани фантазии и реальности.


Вэй Донг родился в 1968 году во Внутренней Монголии (Китай) в городе Чифэн.

В 1991 году получил ступень Бакалавра изобразительного искусства в Capital Normal University в Пекине.

Вэй Донг, как и многие другие интеллектуалы его поколения, пережил самый репрессивный период Культурной революции в Китае. Одной из главных тем работ Вэя Донга является столкновение и смешение Западной и Восточной цивилизаций – проблема, которая очень беспокоит художника. Вэй Донг является одним из самых творческих художников с необыкновенным чувством иронии, которая является актуальной и интересной для современной аудитории. Художник принимал участие в многочисленных выставках по всему миру, включая известнейшую выставку «Париж-Пекин» в Espace Cardin в 2002 году. Его работы коллекционируются в Dr. Uli Sigg Collection в Женеве и в Estella Collection в Нью-Йорке.

Среди современных художников, которые появились в Китае за последние два десятилетия, Вэй Донг, безусловно, является одним из самых важных и самых спорных. Это утверждение основано на способности его картин объединять традиционную культуру как средство к пониманию маоистской пропаганды прошлого и западной культуры настоящего. Одна из главных идей, которые в качестве подтекста проявляются в его работах, заключается в том, что эти две, казалось бы, противоположные идеологии, оказываются иронично похожи. Его работы зачастую демонстрируют эту неоднозначность различия, как его персонажи, которые принимают различные формы сексуальной амбивалентности.

Чаще всего, на его картинах мы обнаруживаем андрогинных женщин, побритых налысо с головы до ног, которые глядят с холста, выражая скромное обольщение. Картины Вэй Донга предлагают нам пространство, в котором подвергаются деконструкции предположения окружающих о недавнем прошлом Китая, особенно с западной точки зрения, а также о текущем направлении китайского общества. Его герои вызывают у нас чувство дискомфорта, поскольку они ставят перед нами наши собственные неоднозначности.

Красный флаг

В творчестве Вэй Донга можно выделить два разных направления: картины, написанные акрилом по холсту, которые считаются наиболее спорными и противоречивыми, во многом благодаря их открыто эротической тематизации в форме социальной аллегории. Второе направление включает произведения на бумаге, в которых он сочетает чернила и акрил. Здесь художник демонстрирует свое представление или изменение пейзажей в стиле Мин и Цин, в которые он вписывает парообразные сказочные фигуры женщин, более интимные и деликатные, чем сложные и конфликтные аллегории на холсте. Оба направления его творчества являются важными и, по сути, дополняют друг друга.

В то время, как большинство китайских художников работает в традиционных медиа чернил и красок на бумаге, никто не использовал их в области авангарда, как это сделал Вэй Донг. Большинство авангардных художников стали использовать масло и акрил на холсте, оставив традиционную технику своей страны. Художники, которые по-прежнему работают с чернилами и краской на бумаге, остались за пределами авангарда и продолжили традиции старых мастеров. Вэй Донг исследует с помощью живописи пространство, в котором традиция и современность сосуществуют. Его произведения поддерживают диалог, и в то же время представляют столкновение и разрушение большинства конвенций в китайской живописи.

Нарушая традиции, Вэй Донг заменил доминирование мужчин на китайских картинах на доминирование женщин. Мужчины расположены на заднем плане, наряду с традиционными китайскими ландшафтами, созданными художниками-мужчинами. Они играют роль скорее декорации, фона, на котором расположены женские фигуры, требующие основного внимания зрителей.

Ранние работы художника, такие как Пейзаж Мин (1996), были сказочно-еретическими творениями, на которых яркие и эксцентрические женщины вторглись в традиционный ландшафт.

Подвижные декорации

Позднее Вэй Донг создал серию работ на бумаге. Это «Моя Мэрилин», «Мягкая», «Вода». Они несколько отличаются от его предыдущих работ. Эти работы сконцентрированы на выражении лица, которые содержат элементы экспрессии и, в случае Мэрилин, иконичности. Они  написаны с использованием лишь нескольких цветов, бледных и нежных. Они более абстрактны, чем другие работы, и, в особенности в серии «Мягкая», женская форма начинает разрушаться и сливается с пейзажем.

Моя Мэрилин

Под влиянием западного поп-арта, Вэй Донг сделал явным то, что мастера Мин и Цин лишь подразумевали в своих ландшафтах. Ирония этих парообразных картин в том, что французские постструктуралисты называют деконструкцией. Аллегория пейзажа деконструирует скрытую идеологию, а именно равенство романтики и власти, которое было главным в эстетике чернильной живописи времен династии Мин. С точки зрения настоящего времени, Вэй Донг открывает и выставляет прошлое и тем самым делает абсурдность такого эстетического уравнения вопросом сегодняшнего дня.

Вэй Донг писал: «Глядя на одну из моих недавно законченных картин, моя жена повернулась ко мне и сказала: «Как же тебе повезло жить между реальностью и иллюзией». Размышляя об этом, я понял, что она была права. Когда я работаю над картиной, я взаимодействую с миром мечты и фантазии, но когда зазвонит телефон, я резко возвращаюсь в реальный мир. Это одиночество прихода и ухода от одного мира к другому несет особое очарование, которое непонятно тому, кто непосредственно его не испытывал.

Но, как и моя жена, я живу в реальном мире, и лишь этот акт творения дает мне возможность остаться на некоторое время в мире грез и иллюзий. Когда более десяти лет назад я впервые начал создавать мои нетрадиционные пейзажи, используя традиционные классические мотивы пейзажа в качестве контекста, я увидел в этих картинах сосуществование иллюзии и реальности. Чувство спокойствия, воплощенное в пейзаже, было иллюзией, а современные желания современных людей были реальностью.

Жизнь где-то между реальностью и иллюзией, конечно, интересна, но иногда внезапный переход из одной среды в другую – это борьба. В последние годы я пытался создать в своих работах большое расстояние между реальностью и иллюзией, так что «реальность» на моих картинах становилась еще более конкретной, а «иллюзия» еще более иллюзорной.

Одно из моих самых значительных воспоминаний – это воспоминание о поездке, которую я совершил несколько лет назад в провинцию Цзяннань. Путешествуя по сельской местности в своей машине, я увидел вдалеке гору, окутанную туманом. Мне показалось, что свежие зеленые вершины гор были усеяны полями белых цветов, горящих как маленькие звезды: эффект был прекрасным и элегантным. Я не мог не поехать прямо к горе, где я выскочил из машины и стал взбираться на гору. Но когда, наконец, я добрался до вершины, я обнаружил, к своему ужасу, что это были на самом деле всего лишь пластиковые белые пакеты, брошенные туристами. Они лежали повсюду, перекатываемые ветром. Мое настроение было совершенно разрушено, и я впал в полное уныние. Связь с древностью была сломана, и я пожалел, что поднялся на гору и испытал такое разочарование».

В своих работах чернилами и красками на бумаге Вэй Донг в ироничной форме демонстрирует столкновение китайской традиционной пейзажной живописи с современными женскими образами. Картины же, в которых «реальность становилась еще более реальной» - это полотна, написанные акрилом.

Это второе направление творчества художника характеризируется тем, что тут он работает с комплексным методом визуального представления, где смешивает стили живописи Ренессанса и Барокко с образами, взятыми из коммерческих СМИ, в том числе из порнографии, прежде всего из американской массовой культуры. С их помощью Вэй Донг представляет причудливое разнообразие возмутительных символов. Можно предположить, что его одержимость этими символами может также быть своего рода личным экзорцизмом для художника. Он заново пересматривает выходки и лицемерие Красной гвардии во время упадка Культурной революции. Мы можем предположить, что этот экзорцизм является своего рода переосмыслением того, что он наблюдал в годы своего детства в начале семидесятых годов. Несомненно, это было очень важное время в жизни Вэй Донга, поскольку он воспринимал всю абсурдность военного положения в эти годы, будучи сыном офицера.

Охота

Что же изображено на больших полотнах? Вэй Донг писал для каталога, опубликованного в связи с выставкой в The Arvada Center for Arts and Humanities in Colorado (1997): «Наверное, никто не может понять все то, что я представляю в моих картинах. Я лишь надеюсь, что, когда люди видят мои картины, они могут мечтать о лучшем мире, чем тот, который я изобразил». Согласитесь, это достаточно искреннее осознание художником значения своих работ и их предназначения. Признавая и отмечая присутствие зрителя, он подчеркивает желание вступать в коммуникацию, вместе осознать то, что он чувствует, что-то, что лежит не на поверхности, а глубоко в его воображении. Художник пытается трансформировать вещи, с которыми он имеет дело, придать им новый смысл. И Вэй Донг достиг такого мастерства на своих полотнах.

Хотя большинство фигур, изображенных на полотнах, можно определить как такие, что являются представительницами женского пола, все же, помня последнюю большую работу Дюшана «Etant Donnes» (1946-67), лучше сказать, что это намек на формирование женщины из андрогина.

Моя девочка

Это можно заметить по той форме, в которую они одеты, по прическе (или же отсутствию волос) или по выражению лица. Часто на картинах Вэй Донга можно увидеть «Маленькую красную книгу» Мао, которая даже может иронично служить в качестве фигового листка, позаимствованного из западной культуры Ренессанса, который рисовали, чтобы прикрыть гениталии обнаженного. Картины Вэй Донга явно окружены эротической аурой, которая пребывает в прямой связи со строгой регламентацией и ограниченностью однообразных персонажей, которые исполняют роль Красной Армии. «Красная маленькая книга» лишь подчеркивает незаконное присутствие этой эротической ауры. Есть ли сомнения, что где-то здесь внутри скрывается лицемерие?

Каждая из картин художника изображает тех, кто вольно или невольно, пошел против того устава, который был предписан для официального поведения в «Маленькой красной книге». Мы видим женщин – всегда обнаженных – удерживающих других женщин, шеи которых украшены деревянными дощечками, которые символизируют проступок или неповиновение. Это добавляет действию какой-то жуткости. Голова ни на одной картине не отделена от тела. Например, на картине «Приманка», лезвие уже находится в вертикальном положении на шее обнаженной женщины, и бритва вот-вот прекратит жизнь этой женщины. Но зритель лишь представляет это. Тот факт, что кровь отсутствует на этих картинах, напоминает высказывание французского поэта Малларме: «Предполагать значит творить, обозначать значит уничтожить».

Приманка

Однажды Вэй Донг рассказывал, что когда он был маленьким мальчиком, он должен был сопровождать своего отца, который был высокопоставленным офицером, в его кабинет поздно вечером. Там ему позволяли читать книги в библиотеке, рассматривать рисунки и рисовать. Когда Вэй Донг вырос, его отец сказал ему, что теперь он может ходить в офис только в ночное время. Но Вэй Донг побоялся войти в это заброшенное здание на ночь сам. И тогда его отец сказал ему: «Представь, что ты вор, и тогда ты не будешь бояться». Это Вэй Донг и сделал – он сыграл роль вора.

Эта история кажется примечательной, беря во внимание то, как творчество Вэя Донга развивалось в последние годы. В постмодерной традиции он стал законодателем и трансформатором, который изобретает новые образы и методы. Он крадет их, а затем трансформирует. Он – художник, который преобразовывает то, что находит в темноте и выставляет это на свет.

Без сомнения, восхитительно порочные персонажи полотен населяют мир воображения. Это темная сторона нашего воображения, но это также сторона, которая позволяет темноте в нас стать значимой и принести плоды. Можно привести пример из западного контекста: это гравюры конца девятнадцатого века французского художника Олидона Редона и «Черные картины» Гойи.

Чтобы полностью понять картины Вэй Донга, зритель должен быть способен признавать аллегорию как зеркало китайской жизни, в частности, зритель должен быть расположен к рефлексивной работе сознания, чтоб понять образ с иронической точки зрения.

Не боясь создавать работы, которые смело отходят от общепринятых норм, Вэй Донг изображает андрогинных обнаженных женщин в тщательно выстроенном пейзаже, сочетая классические и современные темы.

Женские фигуры на картинах Вэй Донга всегда несоразмерны пейзажу. Их сила и массивность затмевает традиционный фон. Между ними существует дивный вид сожительства. Традиция, бледная и тонкая. И современность – смелая и энергичная.

Пасторальная песня

«Я также начал создавать картины, пытаясь войти в царство опыта, отличного от моих иллюзорных пейзажей на бумаге», - писал Вэй Донг. «В моих работах на холсте исчезают классические пейзажи памяти – здесь присутствует лишь пейзаж реальности. В этих картинах повторяющиеся изображения человеческих фигур и качество краски и полотна позволяют мне очень близко на тактильном уровне испытать желания, которые исходят от тела. Из-за этого иногда довольно трудно сохранять чувство собственной личности вне живописи. Но поскольку я могу пересмотреть работу в любое время, картина всегда сохраняет оттенок новизны, свежести, и сильное желание творить сохраняется на протяжении всего творческого процесса.

По сравнению с моими предыдущими работами на бумаге, мои картины на холсте даже более чем реальны, подсознательное скрытое желание в них еще более выражено.

Когда я писал, будучи студентом, я всегда думал, как здорово было бы быть совершенно свободным от всех запретов и ограничений. И лишь в последнее время я пришел к пониманию того, что ограничения не всегда приходят из внешнего мира, а скорее даже больше из самого себя.

Как в практике тайцзи, мы постоянно пребываем в танце продвижения вперед и отступления назад, двигаясь между поиском равновесия и эмоциональным импульсом. Через изображение плоти и мускулов, костей и сухожилий человеческой формы, я искал формы собственного желания. Даже если оно может быть скрыто под одеждой и украшениями или горами и водой, все-таки самым важным остается то, что содержится на моих картинах. Иногда, когда все становится слишком интенсивным, я, естественно, обращаюсь к написанию моих иллюзорных пейзажей и натюрмортов, не столько чтобы совершить побег, сколько для того, чтоб успокоить свой дух».

Полотна Вэй Донга интересны тем, как они визуализируют перед нами беспорядки современного нам мира, нестабильность состояния китайского общества. Все вещи мира потеряли свои места, а потому материальные вещи функционируют в контексте игры. Высокая культура и народная, духовные и вульгарные объекты, все они потеряли свои первичные роли, чтобы стать частью всеобщего хаоса.

Прикосновение

В таких условиях, через декаданс и поиски наслаждения, Вэй Донг пытается найти места для всех этих раскиданных и разрозненных материальных объектов. В его мире каждый персонаж, будь то бухгалтер или военный офицер, все они делают игрушки из самых неожиданных вещей, включая военное оружие. Он обыгрывает каждый материальный объект и человеческую деятельность, соблазняя эротическими играми, так что, в конце концов, это «играние» становится оправданным через стремление к плотским желаниям и удовольствию. Ключевыми фигурами в мире Вэй Донга являются женщины, и их инструментами игры являются многочисленные вещи мира.

В конфуцианской концепции Ли определяющим признаком цивилизации является способность помещать материальные вещи на правильные места, употреблять их по верному назначению. С этой точки зрения, современное общество потребления, в котором мы живем – одно из самых нецивилизованных в истории, ведь именно для такого общества характерным является злоупотребление и незаконное присвоение материального мира. Мы не привязываемся к объектам: мы скорее выкинем их, чем будем перерабатывать.

Упадочный мир Вэй Донга – это мир в состоянии хаоса, в котором все вещи потеряли свое место, перемешались или вывернулись шиворот-навыворот.

Товарищ по играм

В период разочарования, в период нецивилизованных 1990-х годов, в период преследования культурных ценностей, Вэй Донг начал собирать старые выброшенные осколки исторической памяти, которая была насильственно разрушена двигателями политики и экономики. Многие из игроков этой «игры», взятые из политических кампаний коммунистической революции, изображены на картинах художника. Шумный аукцион антиквариата, конфискация домашних хозяйств, бурение нефти в садах – на самом деле являются метафорическими описаниями истории.

Первой задачей революции является восстание против истории, и в современном Китае движение к будущему выражается в очернении истории и бессмысленном разрушении старого порядка. Такая революция приводит к деформации и стиранию культурной памяти, путанице общественного порядка и человеческих ценностей. Следуя логике такого «революционного освобождения», безудержное выплескивание похоти и социальный хаос являют собой следующий этап. Вэй воплотил мужскую силу революции в женское освобождение, и окончательное освобождение доводит наслаждение и похоть до крайности.

Виды действования, которые присутствуют на полотнах Вэй Донга, будь то отдых, работа, сексуальная игра или насилие, все они интерпретируются как формы игры. По факту там нет крови или явного насилия, даже сексуальные игры не приводят к совокуплению и оргии. Скорее, здесь присутствует изысканное лицедейство, игра, доведенная до предела. Вэй Донг приводит такие строчки, на которые он однажды наткнулся: «Пустота имеет свои пределы, но мое желание безгранично». Это то же, что и отношение между реальностью и иллюзией: каждая ситуация и каждое существо имеет начало и конец, и только желание человека не имеет границ и конца.

Хочу летать

«Я мог бы себя считать путешественником. Большинство путешественников записывают свои мысли в дневник. Где же мой дневник? Возможно, художнику не нужен дневник, чтоб описывать свою жизнь, ведь его работы служат этой цели. Прошло много лет с того времени, как я перестал датировать свои картины, но я всегда могу сказать точную дату конкретной работы, если кто-нибудь спросит меня о ней. Я даже могу вспомнить, какая погода была в тот день, кто приходил навестить меня, про что мы говорили. Это не значит, что мои работы какие-то особенные, но просто что-то незабываемое случилось со мной, когда я их создал. С этой точки зрения, мои картины являются зашифрованным дневником, которым нельзя поделиться с другими. Потребуется большая работа ума, чтобы решить эту головоломку».

Вэй Донг, 2011

 


Персональные выставки

2008 Вэй Донг: Ароматный Рай, Pao Galleries, Гонконг, Китай

2007 Восток-Запад – Вэй Донг, Arndt & Partner Gallery, Берлин, Германия

2007 Весна – Вэй Донг, Stux Gallery, Нью-Йорк, США

2006 Вэй Донг, Hanart TZ Gallery, Гонконг, Китай

2005 Я хочу летать, Chinese Contemporary Art Gallery, Пекин, Китай и Лондон, Великобритания

2004 Вэй Донг, Tokyo Gallery, Токио, Япония

2003 Вэй Донг, Chinese Contemporary Art Gallery, Лондон, Великобритания

2002 Déjà Vu, Plum Blossoms Gallery, Гонконг, Китай и Лондон, Великобритания

2000 Картины Вэй Донга, Oriental Foundation, Макао, Китай

1999 Река времени, Jack Tilton Gallery, Нью-Йорк, США

1998 Вэй Донг – Эпоха невинности, Plum Blossoms Gallery, Гонконг, Китай и Сингапур

1995 Вэй Донг – Древний Этап, Современные Игроки, Plum Blossoms Gallery, Гонконг, Китай и Сингапур.

 

Избранные групповые выставки

2012 Лучшие времена, худшие времена – Возрождение и Апокалипсис в Современном Искусстве, ARSENALE 2012, Киев, Украина

2011 Современные Китайские Чернила на Бумаге, Eli Klein Fine Art, Нью-Йорк, США

2010 На Краю, Portsmouth Museum of Art, Портсмут, Великобритания

Традиции и Транзит, Williams College Museum of Art, Массачусетс, США

2009 Реконфигурация Тела в Американском Искусстве, National Academy Museum and School of Fine Arts, Нью-Йорк, США

Ландшафт, Goedhuis Contemporary, Нью-Йорк, США

2008 Показывая Китай – Работы из Fu Ruide Collection, Akureyri Art Museum, Акурейры, Исландия

2007 Сделано в Китае – Estella Collection of Chinese Contemporary Art, Louisiana Museum of Modern Art, Humlebaek, Дания

Сделано в Китае - Estella Collection of Chinese Contemporary Art, Israel Museum, Иерусалим, Израиль

2006 Шесть степеней отчуждения, Stux Gallery, Нью-Йорк, США

2005 Рожденный в Китае, Goedhuis Contemporary, Нью-Йорк, США

2004 Джерси Нью, Jersey City Museum, Нью-Джерси, США

Демократия навсегда, Plum Blossoms Gallery, Нью-Йорк, США

2003 Ре-презентируя Репрезентацию, Arnot Art Museum, Нью-Йорк, США

2002 Париж-Пекин, Espace Cardin, Париж, Франция

2000 Искусство Двадцатого Столетия, The Seventh Regiment Armory, Нью-Йорк, США

1999 Инновации из Китая, Caermerklooster, Гент, Бельгия

1998 Считаясь с прошлым: Современная Китайская Живопись, Otaga Museum, Новая Зеландия

 

 


Подбор материала: Юлия Салиженко

По материалам www.hanart.com, www.chinesecontemporary.com, www.artinasia.com.