Дневник фестиваля NON STOP MEDIA VII: UPGRADE. День 4, 5, 6.

День четвертый, 4 сентября: Новая экспозиция как документация финального проекта, site-specific project «Времени нет. За стеклом», лекция о кураторских практиках и особенностях работы с молодыми художниками

 

В четвертый день в Муниципальной галерее была представлена новая экспозиция финального проект «Вина», но были показаны не произведения художников, а документация работ и открытия. Кураторы и организаторы выбрали такой путь по причине невозможности воссоздать первоначальный вид выставки, ведь работы создавались непосредственно в пространстве лофта и под него. Небольшие фотографии и части некоторых работ в сложном пространстве Муниципалки выглядят как подсмотренные за спектаклем или тотальной инсталляцией документы.

 

Site-specific project режиссера Розы Саркисян «Времени нет. За стеклом»

 Фото: Андрей Ярыгин

 

Вечером публике был представлен site-specific project режиссера Розы Саркисян «Времени нет. За стеклом». Роза Саркисян взялась за очень болезненную тему насилия и вины, но раскрыла ее не через определенный нарратив, а в непосредственном взаимодействии со зрителем. Она посадила двух персонажей за стекло, что напоминало вакуум или колпак, и  с помощью текста  воссоздала пространство жуткого насилия, в котором каждый участвует. А вопросы: «Когда все закончится? Когда кто-то выйдет из игры? Когда мы умрем?» особенно остро звучали в современном контексте. Бесконечный поток фраз, который превращался в замкнутый круг, напоминал «В ожидании Годо» Саэмюэля Беккета: люди ждут Годо, люди ждут кого-то или чего-то, сами не желания предпринимать никаких решений или действий. Режисер, которая сама была сперва участницей перформанса, а потом поднялась на балкон, чтобы наблюдать, говорит: «Этот  эксперимент  доказывает, что люди хотят играться в насилие. Они не хоят прекратить его, и потому не видят выхода, хотя выход есть. Только для этого кто-то первый должен выйти из игры…».

 

Режиссер Роза Саркисян «Времени нет. За стеклом»

 Фото: Андрей Ярыгин

 

Site-specific project «Времени нет. За стеклом»

Фото: Андрей Ярыгин

 

Также 4-го числа состоялась лекция заместителя арт-директора PinchukArtCentre Бйорна Гельдхофа «Кураторские практики в работе с молодыми художниками», во время которой он не только поделился личным опытом работы с молодыми художниками, начиная со своих  студенческих проектов и до премий молодым художниками PinchukArtCentre Prize и Future Generation Art Prize, но также рассказал о своем виденье кураторства. И почитал свои стихи. Бйорн Гельдхоф говорил о том, что молодых художников куратор должен выискивать сам, быть смелым и обращаться напрямую, смотреть много работ и как можно больше общаться с ними. Также он изложил свое виденье основных форм, а точнее моделей поведения куратора, а именно:

 

  • Минимальное кураторство: куратор выбирает художника, дает ему пространство, создает условия для работы и позволяет делать все, что художник желает сделать, при этом минимально вторгаясь в сценографию выставки.
  • Кураторство как диалог: куратор выбирает художника и вступает с ним в диалог о целях окончательной работы/выставки, для чего этого необходима кураторская твердость. В этом диалоге художник и куратор – равноценные партнеры.
  • Концептуальное кураторство: оно исключает художника из самого процесса создания экспозиции, а концепция как исследование является фундаментом для представленных работ. При этом персональная ответственность куратора и сложность состоит в том, чтобы работа не была иллюстрацией концепции, но чтобы между работами возникали многоуровневые связи и дополнительное «пространство», чтобы появился нарратив другого уровня – нарратив куратора.

Бйорн Гельдхоф, заместитель арт-директора PinchukArtCentre

Фото Андрея Ярыгина

 

Мы задали Бйорну Хельдхофу несколько вопросов:

 

Дарья: Что дают молодым художникам такие фестивали как Non Stop Media или конкурсы как PinchukArtCentre Prize?


Бйорн: Они дают возможность показать свои работы, и не только на выставках, но и в портфолио, когда они подают их на конкурс, и благодаря этому они дают возможность кураторам приблизиться и выбрать. И если художник отобран, то такие мероприятия дают возможность разговора, диалога, который является очень важным для роста художника.

 

Дарья: Вы имеете большой опыт работы с молодыми украинскими художниками в частности во время подготовки PinchukArtCentre Prize (ред. – премия PinchukArtCentre для молодых художников). Можете сказать,с какими темами работают молодые художники?


Бйорн: Состояние и события страны якляються для молодых художников главными проблемами, с которыми они работают. Мы увидим это, если посмотрим на выставки номинантов PinchukArtCentre Prize, потому что в их работах многие темы прорывались.

 

Дарья: Как Вы думаете, почему некоторые выставки закрываются по причине цензуры?


Бйорн: Думаю, что каждый инцидент имел свои причины. Я не могу говорить о всех. Но  единственное, что я могу сказать - мы должны бороться, должны убирать цензуру с нашего поля. Безусловно, в разговоре с художником мы имеем дело с тем, что обсуждаем те или иные работы, которые могут быть показаны или нет. Но нельзя вырывать работы из самой выставки. Хотя такие инциденты происходят не только в Украине, но и по всему миру. И намного больше, чем мы думаем.

 

Дарья: Как Вы думаете, необходимы ли сейчас проекты, которые осмысляют всю сложную действительность Украины?


Бйорн: Художники должны создавать пространство, где будет возможность дышать. Они должны иметь возможность говорить об этих проблемах.

 

Лекция Бйорна Гельдхофа «Кураторские практики в работе с молодыми художниками»

Фото: Андрей Ярыгин

 

 

День пятый, 5 сентября: «Старые» молодые финалисты Non Stop Media, ностальгия и видео-арт с международного фестиваля

 

Предпоследний день Non Stop MediaVII можно обозначить как день ностальгии. 5-го числа художница Ольга Селищева, которая заняла первое место на фестивале в 2008 году с проектом «Мишка и Зайчик», представила результат развития своего проекта «Bear & Here Edited». Мы расспросили Ольгу о том, как повиляло на ее творчество и карьеру участие в Non Stop Media:

«Победа в Non Stop Media была для меня неожиданностью. Я была очень счастлива! Также это стало хорошим толчком и важной заметкой в портфолио. Потом, как победительница, я выставлялась в конкурсе МУХи (ред. – конкурс Молодых Украинских Художников) и в Берлине, где этот проект вызвал большой интерес. Была персональная выставка в Муниципальной галерее. Все это время с 2008 года проект «Мишка и Зайчик» развивается, появляются новые истории и мультики. И сейчас он более цельный, имеет более интересное формальное решение, чем раньше. Появилась книга, которой не было в 2008. Возможно, будет и второй том.» 

 

 

 

В галерее VovaTanya открылась выставка финалистов предыдущих Non Stop Media “Before Upgrade”, где свои работы представили Артем Волокитин, Елена Полященко, Юлия Волязловская, Гамлет Зиньковский, Роман Минин и другие.

 

Команда фестиваля Non Stop Media VII Марина Конева, Вика Бронза, Вікторія Бавикіна,Татьяна Тумасян и Владимир Саленков.  

 Фото: Андрей Ярыгин

 

Работа Артема Волокитина

 

Работа Гамлета Зиньковского

 

 

После открытия все отправились смотреть видео-арт с международного фестиваля In Medi Terraneum. Более десяти работ представила Мария Санчес, которая с командой единомышленников создает этот удивительный фестиваль. Мы попросили Марию поделиться опытом работы над фестивалем:

 

Мария: Цель фестиваля – расти каждый год, обращаться к важным темам, чтобы развивать фестиваль, работать онлайн и создавать подходящую систему сотрудничества, чтобы действительно объединять людей и делиться опытом. Мы всегда работаем онлайн, потому как живем в разных странах, мы используем открытую систему данных в интернете, обсуждаем тексты, работаем над текстами. Мы работаем в горизонтальной системе как команда, уважаем каждого участника команды  - у нас нет иерархии. Этот фестиваль является некоммерческим, потому мы не зарабатываем на нем. Но когда у нас появляются деньги, мы стараемся платить художникам или тратим их на художественные резиденции, и сейчас ищем спонсоров для этих направлений.

 

Мария Санчес, Испания

 

Дарья: Какой опыт получают участники фестиваля? Открывает ли фестиваль новые имена?


Мария: На пример в прошлом году мы организовали фестиваль на художественном факультете в Мадриде, и это было замечательный опыт для участников. Было много художников и студентов, которые имели возможность в этом месте смотреть работы с разных стран на открытой, очень современной выставке, где представлены новые идеи. Мы всегда получаем огромную ответную реакцию от ситуации с разных стран. И участники получают это бесплатно, в широком контексте, от профессиональной команды.

 

В нашем фестивале мы открыты к разным художникам, разного возраста, но фокусируемся на видео-арте. Наша команда действительно верит в то, что видео - двигающаяся картинка, сейчас имеет много силы: ее можно быстро просмотреть и понять, о чем она. К тому же общество сейчас активно использует видео  - на мониторах телевизоров и компьютеров, на телефонах – видео везде. Это наш выбор.

 

Дарья: Какая, по Вашему мнению, роль искусства? Может ли искусство помочь  осмыслить действительность, особенно конфликтные темы?


Мария: Я считаю, что искусство всегда было и сейчас является связанным с обществом. Это что-то, что вырастает непосредственно из бщества. Я уважаю все виды искусства, но ближе мне то, которое работает с социальным контекстом.

 

Больше о фестивале можно узнать здесь.

 

Показ работ с фестиваля видео-арта In Medi Terraneum в Муниципальной галерее

 

 

День шестой, 6 сентября: лекция о новой экономике политического искусства, подведение итогов на «круглом столе» и закрытие фестиваля


Когда накануне в интернете разлетелсь информация о том, что российский художник Петр Павленский повесился (без летального исхода) на Красной площади в знак протеста против военных действий России в Украине, Non Stop Media одним из первых высказал свою благодарность художнику за поддержку Украины, а аудитория фестиваля с горечью подумала об отмененной лекции. Но эта информация оказалась фейком, и 6 сентября Петр Павленский выступил в Муниципальной галерее с лекцией «Бюрократическая судорога. Новая экономика политического искусства», где проанализировал власть, которая выкрывает сама себя  через бюрократический аппарат и свои процедуры, диагностируя то, чем она являются на самом деле; о связи власти с  медициной, которая становиться инструментом подавления; об образовательных институциях, которые не поддерживают художника, не приветствуют самостоятельность и самоорганизацию, а устанавливают контроль, делая их них часть обслуживающего персонала и воспитывая лояльность к власти. Как пример Петр Павленский привел свой опыт обучения в университете, из которого был исключен за непосещаемость, и  полугодичную работу бюрократического аппарата на доказательства того, что акции  Петра являются таки искусством, а не преступлением, как хотела доказать власть.

 

Петр Павленский в Муниципальной галерее Харькова

Фото: Андрей Ярыгин

 

Петр не раз был в Украине и следит за происходящим, потому мы спросили мнение Петра об актуальных событиях:

 

Дарья: Ты знаком с украинскими реалиями не понаслышке: зимой ты жил какое-то время на Майдане, и говорил, что это торжество самоорганизации и такого не может пока быть в России. Потом ты высказался, что произошло предательство Майдана, диктат власти поломать не удалось, а революция перешла в войну. Какое твое виденье реальности?

 

Петр: Основной вопрос, который возникает в этом контексте  - а нужен ли был Майдан? Может, лучше бы было без него? Но я на самом деле считаю, что наоборот, то, что он был – это победа общества в этой ситуации. Майдан был как «вещь в себе», как анархическая структура. Никто не ожидал, что все так развернется, ведь когда я там находился, мне казалось, что все так и стухнет, и это коварный план власти – подавить всех бездействием.

 

Есть историческая память: когда происходят революция или переворот, в сознании общества, этого коллективного субъекта, остается прецедент. Сейчас я не очень понимаю, что происходит. Власть берет большую доминанту. Крым стал символическим прецедентом, который позволил, видимо, кому-то на Востоке поверить, что они смогут сделать тоже самое.  Майдан был противопоставлением по отношению к Путину, даже не Путину, но вообще системе, и заставил общество поверить, что переворот возможен.

 

Не знаю, как пойдет это  в России, но если представить, что цель российской власти – подавлять сопротивление даже как идею, возможности освободительных практик, то это большой выигрыш для режима, потому что люди, которые могли бы раньше выйти на улицы, сейчас скажут «смотрите, что в Украине, и к чему это привело». Такая реакционная концепция, которая подтверждает и утверждает консерватизм – «усилия тщетны, переворот не нужен». Но что тогда? Остается только бесконечно реставрировать, удерживать систему и подчиняться, быть скотом. Но, мне кажется, пока существуют эти формы – государства, империи  - общество находиться в постоянном противодействии вертикалям. И то, что общество оказывается сильнее – это хорошо. Так общество верит в себя.

 

 

Дарья: За что происходит борьба между Востоком и Западом внутри страны? Есть ли у тебя какие-то мысли по этому поводу?


Петр: Сложно сказать. Я представлял какие-то олигархические противостояния и решение экономических вопросов, и в этом вопросе я на стороне общества, которое совершило переворот. Но есть и другая точка зрения - они тоже отстаивают что-то свое, но выглядит это совсем по-другому. Пока я вижу там армию, российскую армию.

 

Дарья:  Какая роль искусства в момент социальных потрясений?


Петр: Никакой роли нет. Когда был Майдан, то само пространство стало преобразовываться, менялись смыслы и формы. Такая коллективная освободительная практика – а почему бы не назвать это интенсивной формой политического искусства? Тут невозможно искусство, когда общество само начинает происходить. Визуальный ряд сам по себе очень сильный, там даже тексты не нужны.

 

Дарья: А может ли на территории искусства быть осмысление актуальных событий? Войны, например?


Петр: Это безусловно нужно. Другой вопрос  - как это делать? Война все сместила: мы просто видим гору трупов, заходишь почитать  новостную ленту и видишь, как люди обгорают, и все это происходит рядом.  Это нужно, но у меня нет пока ответа, какая форма должна быть. Высказывание должно быть адекватным происходящему, иначе нет смысла его делать.

 

Лекция Петра Павленского «Бюрократическая судорога. Новая экономика политического искусства»

Фото: Андрей Ярыгин

 

Круглый стол Non Stop Media VII

Фото: Андрей Ярыгин

 

После лекции Петра Павленского все учасники и посетители могли присоединиться к подведению итогов седьмого фестиваля Non Stop Media. Шесть дней фестиваля в этом году были особенно насыщенными благодаря тому, что организаторы  усилили образовательный компонент. Пикантности  и пищи для размышлений добавил вынужденый переезд фестиваля из запланированного пространтсва (лофта «Новое место»),  соответственно с которым и создавались проекты молодыми художниками, в родной дом - Муниципальную галерею. Сергей Братоков, Илья Исупов, Стас Волязловский – были в большей степени преподавателями и колегами, нежели кураторами, которые на протяжении недели общались с молодыми художниками, пытаясь помочь молодым раскрыться, выйти на новый уровень. Результаты финального проекта оценить почти невозможно, потому как в начале все затмил скандал, а потом при создании новой экспозиции акцент был перемещен на документацию.

 

Татьяна Тумасян вручает дипломы участникам Non Stop Media VII

Фото: Андрей Ярыгин

 

С одной стороны, художники честно показывают, как они мыслят и насколько оперативно, качественно могут работать. С другой стороны, при таком интенсивном графике не все художники умеют или готовы выкладываться, что видно в конечном результате. Чувствовалось, что ни мастера, ни художники еще не привыкли к такому формату работы, потому, даже если не все задуманное удалось реализовать, стоит продолжать. 

 

Роза Саркисян с группой волонтеров фестиваля  читают комментарии посетителей с форумов и социальных сетей

Фото: Андрей Ярыгин

 

Перед обсуждением, режисер Роза Саркисян вместе с группой волонтеров зачитала комментарии о фестивале из форумов и социальных сетей, где розвернулась дискуссия о качестве представлених работ молоых художников. А после организаторы вместе с учасниками и гостями обсуждали новый формат фестиваля, образовательную программу, место, время провидения и причину конфликта, который принес дополнительный PR фестивалю, но однозначно отвлек от работ художников. 

 

Концерт Андрея Кириченко в АРТ подвале

Фото: Андрей Ярыгин

 

 

Концерт  электронной музыки Андрея Кириченко стал ярким завершающим аккордом фестиваля молодого современного искусства Non Stop Media VII: Upgrade. Любые изменения, чтобы полностью проявиться, требуют времени. Потому мы желаем команде фестиваля не останавливаться на достигнутом и продолжать перезагрузку.