«До основания, а затем…»

Для тех, кто не знает – это строчка из Интернационала. Полностью звучит так: «Весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим…» Украина сегодня переживает сложные, местами трагические, времена. Большинству из нас пишется и думается с трудом, а руки тянутся ежеминутно обновлять новостную ленту. Тем не менее, в стране проводятся новые назначения, а сознательная часть общества, не подверженная ни эйфории, ни апатии, проявляет инициативы с сфере культуры. Потому что понимает, что это основа любого сильного государства.

 

За годы независимости достаточно сказано об упадке украинской культуры и искусства и необходимости ее возрождения. К сожалению, в большинстве случаев об этом заявляли люди, от которых требовались сиюминутные решения – скажем, после занятия ответственных государственных постов. Постулат «признать наличие проблемы – это первый шаг к ее решению» позволял им на время абстрагироваться, переключившись на текущие микро-задачи. В качестве основных аргументов неспособности системы культуры справляться с текущими задачами рынка, приводилась социально-экономическая ситуация, пережитки «советской системы» и медленная интеграция в мировой художественный процесс.

 

Данный материал не может быть рассмотрен в качестве полной концепции организации (реформирования) существующей системы развития культуры и искусства Украины в целом, однако отражает личную позицию автора и видение основных направлений возможной работы. На мой взгляд, следующий текст, появившийся в результате наблюдений за украинским искусством как минимум из трех стран мира не протяжении последних пяти лет, может быть взят на карандаш теми, кому будет доверено развивать искусство внутри страны и нести его за пределы Украины.

 

Материал состит из двух частей: украинская культура глазами иностранца (в государственных документах это обычно именуется «формированием позитивного образа страны за рубежом»), и внутренняя ситуация.

 

Снаружи:

 

1. Культурная геолокация. Первое правило маркетинга гласит: «Дайте имя тому, что вы делаете». К сожалению, у нашей страны нет устойчивого международного культурного имиджа (трипольскую культуру пока оставим в стороне). Необходимо на государственном уровне (а следом и в школах, ВУЗах, музеях и СМИ) определить и принять, что есть украинская культура. Другими словами, ЧТО мы несем в мир. Желательно уместить тезис в двадцати словах, как успешный голливудский сценарий. Это очень важно. По крайней мере важнее, чем пытаться найти украинские корни у Малевича. В идеальном варианте совместить посыл с историей страны и международным туризмом. Объективно, эйфория от посещения Украины иностранцами во время Евро-2012 временно угаснет, в первую очередь из-за текущих политических событий – и следующим поколениям туристов необходимо прежде всего доказывать безопасность пребывания в стране. Однако у нас есть замечательный вариант презентации культуры Украины через историю ее многовековой борьбы за независимость: это, к примеру, разбросанные по территории страны замки.

 

Итогом создания проекта «Замки Украины», который связал бы под одним управлением все фортификационные сооружения в единый логистический комплекс, могла бы стать уникальная музейно-туристическая сеть. При грамотном управлении он оказался бы экономически эффективным и способствовал бы формированию образа Украины за рубежом: не только как страны спортивных достижений, но, прежде всего, историко-культурного наследия. Подобный проект, при правильном осуществлении, не имел бы мировых аналогов.

 

Последним «музейным» примером может послужить историко-образовательный комплекс «Объединенный музей Ипсвича и Колчестера» в Великобритании. Субсидируемый государством, музей в помещении древней крепости создал масштабную программу патриотического воспитания детей на основе активных и логических игр. Посещение комплекса вошло в программу большинства школ королевства, что составляет основную долю его дохода.

 

Для повышения количества посетителей комплекса необходимо работать с туристической аудиторией. Путеводители по Киеву и Украине должны содержать необходимую информацию о музее / комплексе в целом, необходима работа с экскурсионными бюро и агентствами за рубежом. В идеале, иностранные гости Украины должны знать о проекте даже не из бортовых журналов, а еще бронируя билет.

 

 

Хотинская крепость, Украина

 

2. На том же государственном уровне необходимо проводить работу с иностранными посольствами и представительствами, отдельными атташе по культуре. Их нужно собирать (они сменные, приезжают на 3 года) и объяснять, ЧТО есть украинская культура и искусство. Приглашать, разъяснять, делать отдельные встречи с их участием (арт-деятелями, молодежью). Пусть они скоро уедут, но увезут с собой материал. Не сегодня, но завтра, ему найдется применение. Пока о посольствах будет забота на уровне банного комплекса под Киевом и пышных застолий, – никто на Западе не будет воспринимать нас серьезно. То же касается и остальных экспатов, – нерезидентов страны, служащих представительств зарубежных компаний, – их необходимо вовлекать в культурную жизнь Украины.

 

Точно так же должна проводиться работа представительств Украины в зарубежных странах: регулярные культурные мероприятия по ликвидации невежества в вопросах украинского искусства. Не стоит надеяться, что нас сразу полюбят, – для того, чтобы полюбить, наше искусство для начала должны знать. При этом необходим жесткий контроль за расходованием средств и соответствию отдаче: мероприятие считается проведенным, когда присутствует не фотоотчет с пустыми залами, а хороший пакет зарубежной прессы.

 

3. Необходимо создать базу для работы в стране представительств зарубежных аукционных домов, –  тогда у украинского искусства со временем будут собственные международные торги, скажем в Лондоне, а топ-художники выйдут на международную орбиту. Это имеет отношение ко всем перечисленным пунктам: от удобства открытия международного представительства (налоги и многое другое), до количества коллекционеров и искусства как такового. Оно должно создаваться, а не только доставаться из подполья истории.

 

Нужно воспитывать коллекционеров, как двигатель рынка. Как украинцу могут дать кредит под залог произведения искусства, если его автор не индексирован в аукционный сводках и финансовых арт-рейтингах? Есть простое слово: ликбез. Есть другое: чужой пример. И то и другое нужно использовать сообща. Должны проводиться встречи с интересными людьми, каждый раз основанные на принципе дискуссии, полемики, конфликта. Проводить мастер-классы по арт-банкингу и коллекционированию, воспитывать культуру обладания предметом искусства, – причем как для потенциальных коллекционеров, так и для работников финансовой сферы. Одновременно предавать огласке все продажи украинского искусства за рубежом: со временем его станут ценить и приобретать больше. Украина не имеет ресурсов Китая для покупки современного китайского искусства по намеренно завышенным ценам за государственные деньги, чтобы попасть в рейтинги. У нас свой путь: культурное просвещение.

 

Равно как аукционные дома, в страну необходимо пригласить западную ярмарку современного искусства. До сих пор открытия представительств миновали Восточную Европу, – замыкаясь на Китае и Сингапуре. В 2015 году в Санкт-Петербурге планирует открыть свой филиал французский FIAC. Давайте пригласим Frieze или The Armory Show? Поток международных коллекционеров нам необходим: достаточно вспомнить, что даже “русские-украинские” торги лишаются их внимания, потому что стартуют на ведущих аукционах на несколько недель позже основных продаж современного искусства. А в случае ярмарки они впервые увидят украинцев. Не поедут? А мы еще раз пригласим. И еще, и еще.

 

4. Вам известно, сколько аттестационных работ пишут об украинской культуре студенты творческих ВУЗов зарубежных стран? Скажем толерантно: крайне мало. А о культуре стран Латинской Америки, Азии и Африки? Много. Потому что экзотика? Не только: тот же Китай активно работает с западными образовательными учреждениями, предлагая им темы для диссертационных работ и площадки для их реализации внутри страны. То же обязана делать и Украина. Более чем уверен, что желающие посвятить PhD творчеству Гнилицкого среди западных студентов найдутся, а значит – работы будут опубликованы за рубежом. Конечно, для этого необходимо будет модернизировать работу библиотек искусства, но им давно пора сделать качественный upgrade.

 

 

Музейный квартал в Вене. Место общения прогрессивной молодежи

 

5. В настоящее время кино-потенциал Украины используется немногим более 20%. Засилье российских съемочных групп, в последние годы обеспечивших работой площадки, производственные мощности и кадры, не является достойным показателем. В то же время три крупнейших киностудии страны, – им. Довженко, Ялтинская и Одесская, – фактически остаются как без должной государственной поддержки, так и выпускаемого художественного материала. Обладая уникальными природными ландшафтами, сосредоточенными в пределах одной страны, и высококлассными специалистами, Украина обязана стать новым Европейским и мировым центром производства кинопродукции. В последние десятилетия производственная база «голливудского» кино на 60% использует базу стран Восточной Европы. Наиболее успешный проект, Barrandov Studios в Праге, расписан на пять лет вперед, при этом привлекая для работы украинских специалистов.

 

Создание на базе одной из существующих киностудий страны мощной производственной базы способно «разгрузить» восточно-европейские студии, инициировать создание собственного качественного продукта, а также быть организационным центром кинобизнеса в Украине. Основной задачей проекта должно стать превращение Украины в единую съемочную площадку с уникальным ландшафтом локаций, способную произвести кино-продукт не выезжая за пределы страны: в первые годы для иностранных заказчиков, а с развитием нашей кинопродукции – для отечественного кино. В обоих вариантах это станет весомым аргументом против отъезда лучших специалистов кино-сферы за рубеж, обеспечив их рабочими местами внутри страны. Лично мне надоело смотреть, как Джеймс Бонд пятый фильм подряд бегает по Европе, которую успешно играет Прага. А вам?

 

6. В странах СНГ до сих пор не создана качественная студия звукозаписи классической музыки, тем не менее спрос на нее растет с упорным постоянством последние 10 лет. А в Будапешт, Гамбург, Лондон и Нью-Йорк на запись летают украинские оркестры – не потому что их труд стоит дешевле, а потому что они одни из лучших. Создание подобной студии не только выстроило бы очередь из мировых рекординговых компаний (удешевление процесса создания материала), но и развернуло в сторону Украины одно из самых статусных направлений музыкального рынка.

 

До сих пор мы говорили о том, что сопутствует внешнему признанию Украины, на очереди внутренние дела.

 

 

Брюссель, Ратушная площадь в дни фестиваля цветов


Внутри:

 

1. Современная Украина отбросила советскую идеологию, а новую национальную идею до сих пор не обрела. Если каждый гражданин Польши сегодня рождается со словами Ja estem Polak, а в США культивируется идея Self-Made-Man, Украине противопоставить нечего. Идея провозгласить национальной идеей футбол себя не оправдала, фраза «Я – Українець» пока не имеет под собой идеологической почвы и расшифровки. Если браться за культуру, начинать нужно с идеологии – не при воспитании, а при рождении. Возможно, сложившаяся политическая ситуация приведет к формированию национальной идеи, а возможно этот процесс отсрочит. В украинской философии образ бытия тождественен Земле, на мой взгляд – замечательный символ. Единая, многообразная, независимая земля, заставляющая гордиться нас своей национальной принадлежностью и братсвом, вне зависимости от региона. Это лишь один из возможных символов. А что если в основу ляжет искусство?

 

2. Когда мы поймем, с каким тезисом рождается наш ребенок, следует позаботиться о языке, на котором он заговорит. Я беру только украинский язык: даже сегодня его много и он разный. Давайте, господа лингвисты, примем нечто за образец качественного литературного и делового украинского языка? Лично я голосую за великолепный слог и словарный запас Николая Бажана, с чьей-то нелегкой руки удаленного из школьной программы. Помимо «условно-советских» текстов он был блестящим переводчиком и знатоком искусства! По случаю недавно побывал в его квартире-музее: лучшей библиотеки по истории живописи в частном собрании я не видел нигде в пределах СНГ. Кто еще об этом знает? Кто обращался в музей за материалами для написания диссертационных работ? А кто просто зашел в перерыве, чтобы прочесть Шекспира в лучшем украинском переводе? Улица Терещенковская, 5 – одним словом.

 

3. Законодательство несомненно нуждается в коррекции и непрерывной доработке. Музеи добились, чтобы им разрешили иметь кафе (собственные, приглашенные, франчайзинговые): это должно привлечь людей, как происходит во всем мире. На очереди книжные и сувенирные магазины, которые пока не могут работать в правовом поле. Возможно, многие возненавидят меня за эту фразу, но я не спешил бы с давно напрашивающимся законом про меценатство. Объясню почему: когда вы устанавливаете новую операционную систему в компьютер, то отключаете внешнюю связь и ставите хороший антивирус. Ровно то же и с меценатством: пока мы не сделаем окончательное равнение на «своих» и «чужих», не обезвредим все каналы вывода за рубеж определенных потоков, закон о меценатстве будет служить отличным способом легализации прежних доходов. Искусство пострадает в любом случае, и очень быстро дискредитирует себя, – прежде всего качеством проектов, созданных за оставленный «меценатами» процент. Остается надеяться, что «антивирус» в стране установят быстро.

 

И еще к вопросу о списании налогов. На Западе их не списывают, а дают человеку выбор: либо фиксированный процент платишь в казну в виде налога (скажем, на оборонную промышленность), либо равнозначные деньги переводишь в культурный сектор. Адепты военной доктрины платят налоги, адепты искусства – сохраняют культуру. Схема очень хорошая, только вот до того, как явить ее нашему народу, нужно научить его платить хотя-бы налоги. С другой стороны, примеры наших крупнейших меценатов-от-искусства показывают, что если ты намерен помогать развиваться этой сфере – тебя ничто не остановит.

 

4. Много об этом говорят, но каждый со своей целью: Киеву нужен музей современного искусства. Не временные привозные выставки, не экспонирование коллекций частных олигархов, – все это, безусловно, прекрасно, – но у зрителя формируется отношение к современному искусству на уровне «игрушки богатых». Наряду с существующими частными институциями необходим общедоступный музей: не в плане прохода, а чтобы каждый зритель чувствовал себя совладельцем представленного искусства, пусть на 1:50-миллионную часть. Пока у современного искусства имидж скандальности или принадлежности к высшему классу, искусство будет не востребовано, скорее презираемо. Первым шагом к установлению международной известности в музейной среде видится проведение в музее ведущей международной конференции по музейному маркетингу Communicating the Museum, ежегодно собирающую более 300 директоров музеев в одном из мировых городов. После конференции можно объявить о включении музея в ассоциацию ICOM. Ближайшая свободная дата – июнь 2015 года.

 

5. В продолжение «столичного вопроса». На наш взгляд, сегодняшнему Киеву, при всех позитивных изменениях последних лет, не хватает современного, прогрессивного и посещаемого образовательно-культурного центра (кластера), который объединил бы столичную молодежь, а также стал центром семейного досуга с детьми.

 

«Культурный кластер» в нашем понимании – это знаковое место для образования, работы и отдыха творческой молодежи страны (а с ней и другой части, которая хочет казаться близкой к искусству и знаниям). Основой создания кластера должны стать открытые творческие мастерские для работы художников, а также мастер-классов в выходные дни. Необходимо привлечь на основе арендных отношений торговые предприятия сферы материальной культуры - магазины художественных товаров, модной молодежной одежды, точки питания. Определенная площадь может быть сдана в аренду творческим предприятиям: редакциям, аукционным домам, галереям и шоу-румам.

 

Образовательные проекты должны стать «визитной карточкой» комплекса. Все мастер-классы и лекции должны быть ориентированы на любой тип и уровень подготовки аудитории: от профессиональных курсов в течение недели, до общедоступных мастерских (глина, стекло, кузнечное дело) и лекций в выходные дни. Отдельно должны проводиться работа с детьми разных возрастных групп.

 

 

Архитектурный проект Maryland's National Children's Museum.

 

Одним из основных направлений в «творческом» развитии комплекса должно стать создание мастерских для международного обмена студентами художественных ВУЗов (пленеров), сочетающих в себе совмещение мастерской и хостела (небольшого общежития). Помимо культурного и информационного обмена, в собрание музея ежегодно будут попадать картины (по условиям обмена), написанные иностранными студентами на территории Киева и самого комплекса.

 

Аудитория музея сегодня живет в виртуальной среде. Другими словами, задача проекта в целом – вытащить людей из виртуального мира, и показать, что в музее не менее интересно. Инструментов для этого четыре: информация (музей – источник знаний, аналог Wikipedia), развлечения (музей – площадка концертов, фестивалей, модельных показов, аналог YouTube), мода (музей – в числе статусных «тусовочных» площадок города, аналог Look At Me), искусство (музей – современный выставочный центр, аналог Google Art Project).

 

Обязательным условием успешного функционирования комплекса должно стать наличие площадок для семейного отдыха, а также детской зоны. Музей должен заменить торговый центр с кинотеатром в понимании киевлян «место выходного дня».

 

6. Напрашивается создание отдельного уникального проекта – хранилища для произведений искусства (живописи, скульптуры, негабаритных ценностей). Подобных проектов в странах СНГ просто нет (в мире всего 9 больших отдельно-стоящих хранилищ), тем не менее объем произведений искусства на территории Украины без необходимых условий хранения делают это направление очень перспективным и экономически выгодным, не говоря о потребностях сохранности уникальных предметов искусства в климатических условиях. Подобный проект видится разумным осуществить либо на базе исторического мало задействованного здания (скажем, отдельных павильонов «Киевской крепости»), либо в партнерстве с крупным приватным банком.

 

 

 

Проект музея современного искусства / хранилища художественных ценностей для реализации в Украине
Архитектор - Джек Паттерсон, Лондон

 

 

7. Внедрение факультативом или частью программы обучения художников основ маркетинга и менеджмента искусства. От self-промоушна до основ рынка: все то, чему обучают художников в ведущих зарубежных ВУЗах. Мало того, что они выходят умеющими не только рисовать, но также правильно продавать себя, – молодые творцы имеют представление об этических и деловых нормах отношений с галереями и собственными представителями. А это во все времена важно.

 

8. Организация ярмарки молодых художников. Художники – учатся продавать, посетители – выбирать, понимать, ценить и покупать. Такой себе lego-домик на тему профессионального искусства, но ведь все когда-нибудь вырастем. Так средний класс с любовью к искусству и воспитаем.

 

И просвещать, просвещать и еще раз просвещать! Под кофе и ненавязчиво, с долей юмора и «модности» – без этого никуда.

 

Объективно, это далеко не полный список того, в чем нуждается украинское искусство. Это лишь первые мысли в первые дни заново рожденной страны. "До основания" фундамент мы почти разобрали, теперь пришло время "а затем" - самое нелюбимое время для тех, кто много говорит, самое трудное - для тех, кто сомневается, и самое счастливое - для тех, кто неустанно верит и работает на будущее своего единого государства.

 

Стабильности и успеха всем нам.