Ее здесь не будет!

У Центра визуальной культуры (ЦВК) теперь действительно есть все шансы превратить доступную медиа-сферу в «жалобную книгу». Меня несколько поразил отказ редактора известного портала о современном искусстве  публиковать очередные статьи, посвященные событиям вокруг закрытия выставки "Украинское тело". Вероятно, затянувшийся общественный кризис  в связи с непрекращающимися  со стороны украинской власти актами политической и художественной  цензуры,  вводимой как на законодательном,  так и на единоличном уровне, публично опостылел. Несмотря на то, что большинство участников Центра визуальной культуры продолжает бороться с репрессивной политикой ректора НАУКМА Сергея Квита, на следующем заседании  университетского Учебного совета мы судорожно ожидаем вынесения  окончательного «приговора» для нашей институции.

Кети Чухров

Вслед за проектом «Украинское тело» в Центре визуальной культуры была запрещена фото-выставка Евгении Белорусец и Наталии Чермалых о повседневности украинских квир-семей. Выступая против подобного обесценивания художественной и  кураторской работы,  следует  обратить особое внимание на то положение, в котором находятся сегодня не только активисты ЦВК, но и их коллеги. По авторитарной воле ректора и ложным заключениям об аварийном состоянии Староакадемического корпуса, в Центре визуальной культуры одно за другим срываются  запланированные мероприятия,  в том числе с участием известных международных исследователей и художников.

Еще месяц назад я просила разрешения у администрации НАУКМА  для проведения курируемого мной проекта: российский философ и поэт  Кети Чухров должна была представить в Центре визуальной культуры свою поэму-ораторию "Афган-Кузьминки".  Кроме того, что администрация  отказалась разрешить нам использовать университетское фортепиано в целях музыкального сопровождения  перформанса,  Сергей Квит в не обсуждаемом порядке снова отменил мероприятие, мотивируя свои действия недопустимостью звучания русского языка  в НАУКМА. Обвиняя меня  как куратора  в каких-то заговорщицких провокациях  и спекуляциях,   ректор  без надлежащих объяснений резюмировал об авторе поэмы „Афган-Кузьминки” следующее: «Ее здесь не будет!».

Вынося за скобки неаргументированные оскорбления в адрес Кети Чухров, лишний раз становится очевидным, что украинские чиновники, открыто поддерживающие ультраправую националистическую идеологию,  продолжают осуществлять травлю своих оппонентов при помощи цензуры произведений искусства. Об идеологическом противостоянии политических сторон в Киево-Могилянской Академии мы уже не раз публично говорили,  и объективные причины, по которым наша работа в университете остается запрещенной, были мной недавно описаны.

Перформанс Кети Чухров концептуально задумывался  как последующая часть феминистической программы художественного объединения  "Женский Цех", конференции "Феминизм: точка сборки" и презентации третьего числа "Политической Критики" («Секс и политика»). После перформанса с Кети Чухров, организацией "Феминистическая Офензива"  и Центром визуальной культуры  планировалась совместная  дискуссия  о проблемах гендерной дискриминации и современных феминистических стратегиях сопротивления,  которая  также не состоялась.

«Афган-Кузьминки», топонимически являясь вещевым рынком в Москве – это  поэтическая оратория о гендерной, сексуальной и экономической политике. Социально-политическая  поэма, мелодекламативно исполняемая  автором в собственном музыкальном сопровождении, поднимает  проблемы патриархально-капиталистических отношений в современной России. Эти отношения определяются гендерным неравенством, фиксацией половой принадлежности и ее ключевой ролью в господствующих рыночных  условиях, а также продажей и товарной стоимостью женского тела. Сцены из жизни торговцев на рынке дискурсивно изображают в поэме модели эксплуатации и патриархального насилия, с которыми сегодня сталкивается большая часть постсоветского населения

Подытоживая все вышесказанное, я хочу сказать, что еще одна кураторская  и художественная работа в Украине оказывается под запретом. Активисты ЦВК  вновь и вновь обращают общественное внимание на чиновничье невежество, ведь все усилия  художников, кураторов, научных и политических деятелей,  направленные на установления диалога с ректором С.Квитом, намеренно им игнорируются и нивелируются.

Однако, даже учитывая перечисленные обстоятельства, я никогда не  чувствовала в узкой интеллектуальной среде большей сплоченности и солидарной  готовности к взаимодействию, чем в это сложное для нас время.  Используя название одноименной книги Михаила Рыклина,  это и есть «время диагноза»,  которое наступило уже не только для участников Центра визуальной  культуры, но и для всего украинского общества в целом. Именно поэтому  радикальные протестные кампании против политической и художественной цензуры в Украине  должны продолжаться.


Кети Чухров – философ, поэт,  преподает на кафедре всеобщей истории искусств РГГУ. Член редакционного совета «Художественного Журнала»,  автор книг и поэтических сборников «Быть и исполнять. Проект  театра в философской критике искусства», «Война количеств», «Просто люди».

Живет и работает в Москве.

 

 

Елизавета Бабенко