Феминистский «Квир-фест» в Петербурге: подводя итоги

Проходивший с 20 по 29 сентября, 2012 Международный Фестиваль Квир-Культуры в Санкт-Петербурге продемонстрировал поддерживаемую его идеологической платформой феминистскую политику в действии. Организаторами «КвирФеста» является Санкт-Петербургская ЛГБТ-организация «Выход», специально разработавшая несколько кураторских программ, направленных на формирование объективного восприятия геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в постсоветском обществе. Как комментируют свою позицию организаторы, «КвирФест» имеет особое значение для всех представителей этого общества, потому что данный проект объединят множество направлений феминистской работы, которая не выполняется на государственном уровне, а только порастает запрещающими «пропаганду гомосексуализма» законопроектами. Формат фестиваля позволяет присоединиться к его организации всем, кто готов говорить и слушать о проблемах насилия в семье и социуме, различных формах дискриминации (сексуальной, дискурсивной, символической и т.п), гомофобии и ксенофобии.


 В независимом арт-пространстве «Тайга» и галерее «Март» в этом году можно было наблюдать и участвовать в проводимых ведущими российскими и украинскими лгбт-активист(к)амии и феминист(к)ами мероприятиях: групповой фотовыставке QUEEROГРАФИЯ и образовательной программе «Феминистское искусство: альтернативные реальности», которые сокурировались активисткой Московской феминистской группы (www.ravnopravka.ru) и искусствоведом Надей Плунгян.

Концептуальное содержание масштабной фотовыставки QUEEROГРАФИЯ, куда вошло немало отечественных и зарубежных фотохудожниц и художников, основывается на теме социального исключения квир-дискурса в информационном и образовательном пространстве. Как отмечают организаторы выставки, формат репортажа, социального очерка или документального политического фотопроекта сегодня является одним из наиболее эффективных способов привлечь внимание к проблеме сексуальных меньшинств и предоставить им право голоса в дискриминационном общественном поле. QUEEROГРАФИЯ ставит задачу представить и осмыслить различные подходы к ЛГБТ-проблематике при помощи документальной фотосъемки, кинематографа, постановочной фотографии, издательского дела и даже комиксов.

Среди многочисленных вопросов, которыми озадачивают себя кураторы в работе над выставкой, можно встретить несколько и вовсе распространенных. Главным образом речь идет о том, как преодолеть политическую и моральную цензуру патриархального общественного договора и дать возможность эмансипироваться и быть услышанными миноритарным группам, в том числе феминистическим. Конечно, преодолеть устоявшиеся отечественные рамки социальной непристижности и стигматизированности искусства, которое говорит о домашнем насилии, сексизме, патриархате или гомофобии, является еще более сложным в создавшейся в России и Украине политической ситуации. Внимание на практических встречах с художниками и активистами уделялось и тому, как прямое художественное высказывание в документальном исследовании отличить от оценочного, цензурирующего или объективирующее колониального, что, в свою очередь, следует критиковать и изобличать.

Феминистское искусство, представленное на выставке, анализирует существующие в патриархате властные иерархии гендерных отношений и представляет их новое видение благодаря художественной оптике «другого» – женщины, гомосексуала/лесбиянки, трансгендера или ребенка.

Как замечает куратор Надя Плунгян: «Выбор феминистской оптики в искусстве – это политическая позиция, которая переосмысляет и ставит под вопрос существующую систему гендерных иерархий. Иерархический порядок нашего общества травматичен как для мужчин, так и для женщин, поскольку с самого детства людей принуждает жить в ситуации противостояния жертвы и агрессора. Динамика коммуникации внутри этой ситуации сводится к постоянному занижению и завышению чьего-то вклада в отношениях. Такую динамику очень трудно преодолеть, хотя совершенно ясно, что люди следуют ей безотчетно, поскольку просто не видят других стратегий действия. И все же и в европейском искусстве, и в искусстве США, и в том художественном поле, которое рождается сейчас у нас на глазах в России, мы наблюдаем изменения предыдущих представлений о «классичности» культуры иерархий. Феминистское искусство спрашивает нас, откуда берутся представления о том, что культура строится на четком, регулярном и однажды принятом противопоставлении низшего высшему, второстепенного и неприятного – престижному и благообразному, женского – мужскому. Давайте попробуем представить, каким будет общество, в котором выставочные залы больше не принадлежат привилегированной группе, то есть, не какой-то группе, наделенной специально утвержденным правом или техническими возможностями в этих залах находиться. Представим, что каждая/каждый из нас имеет право создавать серьезное искусство. Представим, что каждая/каждый из нас имеет право на уважение».

Художница Марина Винник, видеоработа которой в прошлом году вошла в шорт-лист премии Кандинского («Боль», 2011), показала на фестивале свое новое видео «Всегда мечтала о свадебном платье», и прокомментировала его идею: «Это мое размышление о том, а что, собственно, получает женщина, когда соглашается стать женой? На чем базируется типичная нуклеарная семья? В моем видео я рассказываю о том, чем обернулось замужество именно для меня. Что такое быть хорошей женой? Зачастую это предполагает непрерывную готовность к сексу, или постоянное хозяйственное обслуживание дома, или готовность к непрерывной заботе о детях.

Мужчины, испытывая гнет власти на работе, подчиняясь начальству, получают собственных рабов, которые ждут их дома. Кроме того, физическое и психологическое насилие становится очевидным именно в тот момент, когда два человека образуют семью. Конечно, можно прославлять старый добрый патриархат или призывать к повышению рождаемости. Но нельзя забывать и о тех проблемах, которые неизбежно возникают при вступлении в брак».

Марина Винник. Видео «Всегда мечтала о свадебном платье». Фрагмент

Марина Винник. Видео «Всегда мечтала о свадебном платье». Фрагмент


Ольга Ахметьева показала свою фотосерию «Мальчики», посвященную интимному пространству, образовавшемуся между двумя мужчинами разной национальности и разного социального слоя. Исследование мужской уязвимости – один из постоянных мотивов ее документальной фотографии, и в то же время – воздвигнутая территория свободы от бинарной жесткости современной гендерной нормы.

Ольга Ахметьева. Фотосерия «Мальчики». 2011


Наташа Чермалых представила уже известный киевскому зрителю проект «Своя комната» Евгении Белорусец, который был реализован в Центре визуальной культуры весной этого года и подвергся фашистскому нападению и уничтожению.

 

Евгения Белорусец. Фотосерия «Своя комната». 2012


Комикс «Лесбо Драма» феминистской художницы Умной Маши (Москва-Берлин) посвящен невидимой женской стигме: художница фокусирует свое внимание на отношениях российских лесбиянок с их матерями.

Умная Маша. Комикс «Лесбо Драма» 


Представленный шведский проект «Параграф 1» – это передвижная выставка о жизни ЛГБТ-сообщества, организованная крупнейшими музеями Швеции. Торжественное открытие выставки состоялось в рамках Европейского гей-прайда в 2008 году в Стокгольме. После показа на Балтийском гей-прайде в Риге в 2009 году и в Белграде в 2011, выставка приехала на Фестиваль Квир-культуры в Петербург, вместе с ее куратором Ульфом Петерсоном.

Фото выставка «Параграф 1». Фрагмент


 Художницы из Швеции Анника Карлсон Риксон и Анна Виола Холлберг выставили свою документальную фотосерию «Состояние сознания» – личные истории и групповые портреты петербургских квир-женщин, а также их подруг и родственниц. Центральное место в их проекте занимают проблемы сообщества и групповой идентичности, при этом их фото- и видеоинсталляции сопровождаются семинарами и мастер-классами. Помимо поиска границы между фотографией и движущимся видеоизображением, художниц интересует, какую роль играют образ и нарратив истории в процессе формирования общественного сознания и наших представлений о культуре:

«Когда мы впервые приехали в Санкт-Петербург в 2006 году, – говорят Риксон и Холлберг, – мы заметили, как мало здесь представлена жизнь квир-женщин. Мы много разговаривали с активистками, художницами и учеными, и «Состояние Сознания» состоит из их личных историй. Сейчас, 5 лет спустя, мы вернулись в Россию с нашей инсталляцией, и хотим продолжить ее создание. Мы просим всех посетителей выставки внести свой вклад и поучаствовать в создании культурного наследия, отражающего историю ЛГБТ в России. Нашей целью было и остается создание художественного проекта, который предполагает неоднозначные и разнообразные прочтения, но в то же время является историческим свидетельством».

Анника Карлсон Риксон и Анна Виола Холлберг. Фотосерия «Состояние сознания»

Анника Карлсон Риксон и Анна Виола Холлберг. Фотосерия «Состояние сознания»


Фильм ЛГБТ активистки из США Сони Франета «Розовые фламинго» (1996) дополняет видеоинсталляцию Анники Карлсон Риксон и Анны Виолы Холлберг. Он представляет собой сборник интервью с российскими лесбиянками, геями, бисексуалами и трансгендерами, взятых в Томске во время проведения первого в постсоветской России ЛГБТ-кинофестиваля. Во многих из демонстрируемых интервью эти люди впервые в жизни рассказывают о своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности, подчеркивая российские социальные реалии физического и эмоционального насилия. На основе данного материала Соня Франета создала книгу «Розовые фламинго: 10 сибирских интервью» (Тверь, издательство «Ганимед»).

Соня Франета. Фотообложка Розовые фламинго. 1996


 Американский фотограф Эван Шварц, для которого нарративная фотография и автопортреты стали возможным способом осознания трансформации своего пола, выставил фотосерию «Проживая заново переходный возраст». Шварц комментирует свой биографический проект следующим образом:

«Когда я начал переход из женщины в мужчину, пубертат снова показал свое безобразное лицо. Против моего желания я снова прочувствовал все подростковые ощущения: физические, психологические и эмоциональные. Мне пришлось еще раз учиться жить в новом меняющемся теле; это было волнительно и страшно. Я чувствовал себя щенком на толстых лапах в мире взрослых. В противоборстве со страхом, я должен был проиграть или принять комичность ситуации. Конечно, мне пришлось еще раз пройти самый ужасный период в жизни человека. Конечно».

Эван Шварц. Проживая заново переходный возраст


Кес Берд, известный американский документальный и фэшн-фотограф, представила фотосерию «Лесбийская утопия Джей Ди». Это один из ее самых востребованных некоммерческих проектов, ранее выставлявшийся в Бруклинском музее - серия фотографий задокументированной съемки путешествия по США в компании с Джей Ди Сэмсон, вокалисткой группы Le Tigre.

Кесс Берд. Фотосерия «Лесбийская утопия Джей Ди»


Короткометражка другой участницы фестиваля, французского кинорежиссера Анаис Сартини «Среди тел», была неожиданно снята с показа в рамках «Парижских сезонов в Петербурге» в апреле этого года, сразу после принятия закона о «пропаганде гомосексуальности». Новый короткий метр Сартини «Спасибо», который удалось показать в этот раз на «Квир-фесте»», также был посвящен травматическому опыту гомосексуальности.

Напоследок, стоит отметить, что организация уже не первого по счету фестиваля квир и феминистской культуры, хоть и в малом масштабе, но способствуют формированию безопасного пространства для последующей коммуникации и помощи всем, кому посвящен этот фестиваль. В этом году к его сотрудничеству присоединилась Московская Феминистская Группа, что также дало свои результаты, учитывая кураторский подбор произведений.

 

О последующем развитии темы феминистского искусства в России и Украине читайте в нашем ближайшем материале. 

 

 

Елизавета Бабенко