ГогольФест — пространство действия

ГогольФест2014 начался без очевидного и патетического манифеста, но содержание и посыл фестиваля из года в год мало чем меняются. Его суть заключается в том, что «все в наших руках, и мы сами творим свое настоящее и будущее». Поэтому каждый должен что-то созидать (естественно, что в первую очередь для фестиваля), совершенно не надеясь на какое-либо возмездие. В принципе, очень даже душеполезный посыл, но скорее именно вот такая неизменная концепция объяснима более злободневной и прагматичной причиной обыкновенной нехваткой ресурсов для реализации большого проекта. Что же касается замысла проекта, то, несмотря на такое скудноватое положение, он довольно амбициозный.

 

Как сами организаторы определяют фестиваль: «Это презентация лучших образцов современного украинского и мирового искусства, аккумуляция мощных творческих и интеллектуальных ресурсов, качественная презентация украинского искусства на мировом уровне, а также формирование творческой среды, способной стать действующим центром развития украинского искусства». 

 

 

Каким же образом организаторы фестиваля пытаются решить дилемму несоизмеримости  ресурсов и замыслов. В первую очередь, изменение формата. Амбиции ГогольФест быть не просто фестивалем, изначально и постепенно они переименовались на арт-кластер Выдубычи, аналогов в Киеве которому бы не было. Отличный был бы проект, и завод подходящий, и, как мы увидели, благодаря Тихому Ходу (один из проектов фестиваля, суть которого создание выхода к воде, к Днепру, тем самым повысить престижность территории), есть перспектива некой экспансии и оккупации района. А также есть, так званный, «депрессивный» район, нуждающийся в ревитализации и привлечении к себе внимания.

 

 

В этом году фестивалю предшествовали арт-резиденции, которые проходили с начала августа и вплоть до начала фестиваля. Прежде стоит определиться, что идея резиденций — это решение проблемы за рамками последней к примеру, территориальных, или  социальных. Собственно, суть резиденций ГогольФест была обеспечить молодых художников и деятелей культуры местом и возможностью кооперации с резидентами других направлений. В результате чего, они готовили свой проект, который и стал контентом фестиваля. То есть суть этих резиденций состояла в безвозмездном создании наполнения для фестиваля.

 

Участие в резиденции не ограничивались какими-либо конкурсными условиями, другими словами, участником мог стать любой инициативный деятель искусства, культуры, и ему давалось право создать любой продукт, поскольку концептуальные нормы также отсутствовали, не учитывая идею про то, что «все в наших руках». Поэтому, чуть ли не самым главным направлением программы  резиденций и фестиваля этого года было решено выбрать образовательную часть, которая и должна была привести к образованию чего-то. В частности направлениями образовательного сектора были и школа арт-менеджмента, и «Відкритий Університет Майдану», свои мероприятия также провели культурные активисты, даже были лекции эзотерического толка и тому подобное.

 

 

Программа же фестиваля, кроме продуктов резиденции, заполнялась и другими проектами. В конце концов, очень сложно оценить содержание фестиваля, так как программу даже толком невозможно окинуть взглядом. Огромная масса мероприятий, суб-мероприятий, дружеских мероприятий, внутренних, внешних мероприятий или мероприятий других организаций… Большинство даже не были заявлены в программе, предлагаемой на инфо-точке фестиваля. Вряд ли кто сможет в этом найти какую-то структуру, логику. Естественно, это причина абсолютного отсутствия общего кураторства, которое бы задало логические рамки дозволенного. Именно куратор должен определить контекст, и над чем стоит в этом контексте работать.

 

Это вопрос осознания социальной, политической, или просто критической ответственности. Отсутствие же подобного, а как для ГогольФеста, видимо, слишком приземленного, направления, приводит к тому, что это мероприятие на себя слишком много берет с попыткой решить уж больно фундаментальные вопросы. Хотя бы начиная с факта позиционирования себя как лицо всей украинской культуры, соответственно, полная убежденность в способности изменить ее, а, вернее, улучшить. Отсюда и такие драматические и онтологические лозунги, имеющие мало общего с реальностью, и принцип, что насыщенность программы — это максимально универсально и беспроигрышно. В итоге - патологичная изобретательная креативность, которая будто и способна создать именно все. Ну разве не ощущается на заводе этот драматический пафос очередного создания Нового и сызнова? Но, как говорил архитектор Евгений Асс, во время своей лекции на ГогольФесте, иногда вычитание важнее сложения, а маленькие скромные жесты могут нести больше смысла и энергии.

 

 

В любом случае, лично для меня, ГогольФест это пространство действия территория бывшего завода металлоконструкций на Выдубичах. В первую очередь, потому что синдикат этих двух понятий пространство и действия, естественно,  ассоциируется с медиумом искусства, каким? Перформативным. То, что лучше всего выходит и достойно большего внимания на ГогольФесте. Во-вторых, не задаваясь первоначально этой целью, мероприятию удалось привлечь внимание к району Телычек, то есть все-таки фестивалю удается решать данную территориальную проблему. В третьих, это полигон испытаний для любых, в том числе и ваших, творческих и культурных инициатив. Поэтому умалять значимость этого мероприятия нельзя. Оно обладает огромным вниманием и, в том числе, уважением среди общественности. Значит, влиять на культурные и социальные процессы оно способно. И, в конце концов, это пространство, которое нуждается в структурировании гуманитарном (не техническом), наполнении и грамотном качественном действии. Тогда, вероятно, и ресурс найдется, и будет реализован потенциал данных мероприятий и места.

 

Усі фото: flickr gogolfest