Гриця Эрдэ: «Ужас вдохновляет»

Дизайнер и иллюстратор Гриця Эрде - яркий пример молодой современной художницы-универсала. Она одновременно пишет, рисует, проектирует, создает чрезвычайно качественные коллажи, многие из которых являются иллюстрациями к украинским изданиям (известным проектом является аутентичная львовская азбука "Гвара"), а также альбомам музыкальных групп.

Нас заинтересовала одна из последних серий коллажей "Поэзия ужасов" и собственно все то, что привело художницу к ее созданию. Следовательно, Гриця Эрдэ рассказала о темах, которые ее волнуют, что ее вдохновляет, о весомости образования, откуда происходит ее страсть к коллажу, и все, что с этим связано.

 

Серия "Поэзия ужасов"

Карнавал гибридов на фоне постапокалиптических пейзажей. Геометрия изменена, образный мир напоминает сон современных сюрреалистов. Фактура мелких ботанических структур гиперболизированная - кусок мха, увеличенный до размера полуострова или скального выступа, имеет другую функцию, нежели раньше. Этим я показываю свойство преувеличивать обстоятельства и угрозу. Смешные, но болезненные мутации между птицами, млекопитающими и растениями. Официальная история человечества оказалась военной стратегией. Древние становятся пористыми деревьями. Эта серия - поэзия моих кошмаров. Гриця Эрдэ / 2012

 

Серия "Поэзия ужасов"

 

Вера Ганжа Одна из твоих последних серий коллажей "Поэзия ужасов" - это ужас относительно чего: нашего прошлого, настоящего или будущего?

Гриця Эрдэ Если отвечать прямо, то относительно настоящего. Но серия не о том. Сам по себе страх - это первичная реакция. Рождаясь в подсознании, он имеет совсем другое значение, чем мы можем прочитать на лице. Доходя до зрителя, эта реакция перевоплощается и обсуждается. Настоящий ужас не может касаться чего-то одного, и хотя он является первичной реакцией, это следствие определенных опытов. "Поэзия ужасов" это метод познания ужаса и язык его воспевания. Как любая другая сильная эмоция или реакция, ужас вдохновляет.

 

Серия "Поэзия ужасов"

 

Серия "Поэзия ужасов"

 

- Также ты обращаешься к гипербализованному масштабу отдельных частей коллажа, который отсылает к тенденции преувеличивать в наше время угрозы. Вероятно, особенно это касается темы Апокалипсиса, которая нависла над нами и стала уже анекдотической?

- Свойство человека преувеличивать угрозу и параноить одна из самых сладких для моего искусства. Тема Апокалипсиса присутствовала в разные периоды в определенной степени, но с конца 19 века было создано просто рекордное количество описанных вариантов, версий, сект, сайтов и, наконец, кино на эту тему. Это клеймо эпохи.

 

Серия "Поэзия ужасов"

Речь идет о том, что все люди тайно спросили себя хоть раз, что такое "конец света" и, может, действительно он настанет. Я допускаю, что у каждого глубоко внутри повис вопрос, сколько он проживет, какова будет его смерть, и что будет после.

 

Серия "Поэзия ужасов"

 

Серия "Поэзия ужасов"

 

- Кажется, серии "Поэзия ужасов" и "Remember you will die" побуждают задуматься о вопросах Времени. В общем какие темы тебя волнуют больше всего?

- Скорее всего, меня волновал вопрос, что времени не существует вообще. Более всего меня трогает Человеческий Фактор.

 

Серия "Remember you will die"

 

Серия "Remember you will die"

 

- Технически это все исключительно компьютерная графика или же сначала делаешь вручную, а затем обрабатывают в Фотошопе?

- Мне нравится печатать фотошопные эскизы и дорабатывать их руками. Технически я научилась не оставлять некоторые вещи у себя в голове и это самое главное умение.

 

Серия "Remember you will die"

 

Серия "Remember you will die"

 

- Твои работы выглядят очень не "по-нашему", идеи и их художественное выражение скорее европейские, нежели постсоветские. От чего это зависит, как ты считаешь?

- В детстве я обожала листать немецкие книги и открытки про ежиков, которые достались моему папе от его отца. Выросла во Львове и, много путешествуя по Европе в подростковом возрасте, уже четко знала, что мне нравится в эстетике различных культур, а что раздражает. Я наблюдала литературность контрастного, когда-то сказочного австрийского Львова, была подпорчена советскими вкраплениями, основу которых составил заброшенный конструктивизм и безграмотность организации городской рекламы и уличной торговли. В сравнении с европейскими - ни герои, ни архитектура, ни музыка Союза никогда мне не нравилась. Теперь меня даже раздражает массовое обращение сверстников к культуре и моде советских шестидесятых и семидесятых. Атмосфера Львова однозначно диктует эстетическое развитие. Я не каждый день вдохновляюсь "львовскостью", узкими улочками, или "духом города", или классикой и романтизмом, и я люблю конструктивизм, но четко и давно знаю, что советская эстетика и культура мне непонятна и чужда.

 

Superbirds don't fly (Суперптицы не летают)

 

Superbirds don't fly (Суперптицы не летают)

 

- Что в основном влияет на твое творчество – возможно, это работы других художников, история искусства в целом, или же окружающие тебя события?

- Это современное искусство и кино, атласы конца XIX века, фото начала XX, услышанные и проанализированы истории. Да все что угодно влияет. Откуда возникает идея той или иной серии, я еще не знаю.

 

Гриця Эрде. Коллаж

 

- Сразу ли у тебя возникает "картинка" или коллаж или это еще часть импровизации, когда по ходу становится понятно, что и куда надо расположить - как у тебя укладывается этот пазл?

- Картинка возникает в момент, когда я в голове визуализирую идею, афоризм, метафору, опыт, переживания, додумываюсь до чего-то, однако окончательный вариант никогда не является той первой картинкой.

 

 

- В таких коллажах как иллюстрации к "Гваре" или в серии "Поэзия ужасов" можно видеть и традиции винтажного плаката, и живописи украинского трансавангарда, также присутствует общее ощущение старой Англии, Германии. Можешь ли ты сознательно проследить определенные влияния или же это невозможно выделить?

- Гвара стилистически это, конечно, старушка Европа. "Винтажность" моих работ обусловлена страстью к той странной эмоции на лицах людей на старых фотографиях. Мир, который я представляю только по кино, литературе, воспоминаниям знакомых, и снимкам, абстрактный относительно существующего. Это можно назвать альтернативным реализмом. Каждая серия стилистически - это сознательный отклик на эстетику маленького периода или целой эпохи.

 

Серия коллажей. Иллюстрации к книге Кати Бабкиной "Горчица"

 

- Откуда появился такой высокий уровень коллажа - это результат обучения в вузе (Украинский Академии Дизайна) или самообразования?

- Вузы ... Нормальная компьютерная подготовка там просто отсутствовала. А остальные методы обучения основывались на реалистичных пейзажах, академических натюрмортах, и, конечно, венчали обстановку полуобнаженные одногруппницы на фоне красивых белых простыней. Ко всему, меня выгоняли два раза из Академии и таки отчислили из КНУБА. Я не могу сказать, что это как-то на меня не повлияло, но образование скорее была "от противного". Именно коллаж интересовал меня с детства, и я постоянно резала книги, за что тоже получал по шее.

 

Серия коллажей. Иллюстрации к книге Кати Бабкиной "Горчица"

 

- Возможно ли для тебя проиллюстрировать издание собственных стихов, то есть сначала высказаться вербально, а затем переосмыслить те же вещи уже визуально?

- Я постоянно пишу. Сейчас мне интереснее снимать видео на свои тексты. Это четвертый из моих любимых способов рассказывать. Хотя и не исключаю появления такой книги.

 

Коллаж Грици Эрдэ для музыкальной группы "Перкалаба"

 

- Что для тебя более органично: создавать собственные независимые сюжетные композиции или иллюстрировать произведения?

- С этим я, наверное, никогда не определюсь, поэтому и занимаюсь обоими делами. Также надеюсь, что никогда не определюсь, что органично - писать, рисовать, проектировать или вырезать картинки, и буду продолжать делать все одновременно.

Гриця Эрде. Коллаж

 

 

 


Вера Ганжа