Художественные ярмарки: битвы титанов

Еще несколько десятков лет назад коллекционирование было делом сугубо личным. Немногочисленная группа коллекционеров собиралась каждую субботу, скажем, в Лондоне или Нью-Йорке, чтобы обойти ряд галерей определенного направления искусства, пообщаться с владельцами и экспертами, увидеть друг друга, узнать о новых поступлениях, обсудить удачные покупки.

Сегодня способ потреблять искусство кардинально другой. География потребления охватила весь мир, тихие дискуссии с галеристами сменились на ажиотаж, похожий на воскресный шопинг в огромном моле. Коллекционеры всего мира перемещаются из одной страны в другую в основном частными самолетами, едва поспевая за насыщенными программами многочисленных арт-ярмарок.

Главный вход на Armory Show. 1913. Нью-Йорк
Фото: Перси Рейнфорд

Преимущества арт-ярмарок очевидны: во-первых, вам предлагается сразу много произведений искусства, и они уже прошли экспертный отбор. На ярмарках легко сравнивать: несколько галеристов могут продавать произведения одного автора, но разного периода создания и по разным ценам. Во-вторых, ярмарка предлагает большое количество мероприятий - выставки из частных коллекций, где можно ознакомиться с опытом других коллекционеров, конференции, образовательные форумы. В день открытия больших ярмарок обычно открываются параллельные программы и выставки в значительных музеях, которыми не стоит пренебрегать, или же музеи выставляют проекты в павильонах ярмарки. И, в-третьих, ярмарка предоставляет прекрасную возможность общения для посетителей с одинаковыми вкусами и пристрастиями. К тому же, если речь идет о современном искусстве, галереи приглашают на экспозицию автора работ - и это прекрасная возможность пообщаться и узнать больше о его творчестве. Если вы видите, что галерея представляет себя на ярмарке, знайте, что этому предшествовал профессиональный конкурс, длительная подготовка и отбор за право быть среди лучших. Если формулировать еще короче - ярмарка делает за вас всю «домашнюю работу», остается только сделать выбор.

Экстерьер Frieze Art Fair. Фото предоставлено пресс-службой ярмарки

Именно арт-ярмарки оказались новым оружием конца ХХ - начала ХХI века. Галеристам (то есть дилерам, продавцам, как их называют в западном мире) наконец удалось найти способ объединиться в непрерывной борьбе за клиента против аукционных домов Sotheby's и Christie's, которые имеют несколькосотлетнюю репутацию, немалое влияние, роскошные презентации и многомиллионные рекламные бюджеты. Аукцион имеет некоторые преимущества перед продажей работ в галерее или у частного дилера: отбор уже сделан на музейном уровне, ощущение «здесь и сейчас или никогда», акцент на «редкостной покупке» и провенансе, что автоматически увеличивает стоимость работы... Однако ни один аукцион мира не может одновременно собрать несколько сотен коллекционеров в одном месте и за считанные минуты (даже не дни!), удовлетворить вкусы собирателей первоклассного искусства любого направления. Минуты упомянуто не ради красного словца: стоимость входного билета с момента открытия ярмарки стремительно падает каждые полчаса - пропорционально продажам работ из стендов галерей. Право увидеть работу одним из первых стоит недешево. Однако даже билет за 1000 у.е (например, на Armory Show в Нью-Йорке) не гарантирует, что у картин вы не увидите красных кружочков. Вход в помещение ярмарки до официального открытия строго запрещен для всех, кроме комитета ярмарки, однако случались и смешные случаи, когда страстные коллекционеры или дилеры даже меняли свою внешность, чтобы под видом технических работников прокрасться в павильон и договориться о приобретении картин первыми. Есть только два человека в мире, кому разрешается пройтись по павильонам арт-ярмарки раньше всех, хотя и без права покупать до времени официального открытия: это суперколлекционеры Чарльз Саатчи и Эли Брод. И пусть такой ажиотаж был частично предвестником пресловутого экономического кризиса - неизменным остается одно: класс ярмарки в первую очередь зависит от уровня работ, предоставленых галеристами. И если вы охотитесь за именами мирового значения, все средства оправданы.

Экстерьер Frieze Art Fair. Фото предоставлено пресс-службой ярмарки

С чего все началось  

Коммерческие художественные выставки появились еще в середине ХV в. На первой такой ярмарке в Антверпене с лотков продавали картины и рамы к ним, делали кисти и растирали краски. Триста лет спустя в середине XIX в. огромные ярмарки проводились в Париже, а в Лондоне королевская академия ежегодно устраивала ярмарку для просмотра и продажи работ художников.
Первой художественной выставкой стала Арсенальная выставка в Нью-Йорке (Armory Show) "для профессиональных художников, которыми обычно пренебрегают", открытая в помещении старого военного завода. Среди таких "неудачников" были Брак, Дюшан и Кандинский. Некоторые исследователи, как, например, профессор Гарвардского университета и коллекционер Дональд Томпсон, считают, что многочисленные биеннале можно смело причислять к скрытой форме ярмарок. Так, всемирно известная Венецианская биеннале прекратила продажу работ лишь в 1968 году. Но и в 2009-м коллекционер мог "заказать" для себя работу, выставленную в Венеции, при условии, что слово "покупка" использовано не будет.

Интерьер арт-ярмарки TEFAF. 2009. Фото предоставлено пресс-службой ярмарки

География  

Сегодня география ярмарок примерно такая: за антиквариатом следует ехать в Маастрихт в марте. Искусство ХХ и XXI вв. лучше представлено на Art Basel в июне. Если интересует искусство перспективных молодых авторов - стоит посетить Турин в ноябре и Art Brussels в апреле (в Бельгии наибольшая концентрация коллекционеров в мире!). Если же, помимо современного искусства, хотите насыщенной развлекательной программы - вас ждет Art Basel Miami Beach в декабре ...

Кроме упомянутых, в мире происходит еще не менее двадцати ярмарок, и модель, благодаря которой ярмарки создали целое направление арт-туризма и значительно расширили круг ценителей современного искусства, повторяется снова и снова с бешеной скоростью. Рим, Мехико, Сан-Себастьян, Барселона, Шанхай, Абу-Даби ... Региональные или специализированные (среди которых скульптурные или фотоярмарки) мечтают превратиться в "главные". Главная ярмарка Испании ARCO, Париж и его FIAC соревнуются за возвращение себе международного статуса, однако Лондон уверенно держит позицию оживленной арт-столицы Европы. Однако почему одним ярмаркам удается держаться на волне, а другие испытывают упадок, хотя когда-то были первыми и процветали, как, например, Art Cologne? Кто самый сильный и почему?

Чарльз Саатчи

Распределение сил  

В мире существуют четыре арт-ярмарки, которые серьезные коллекционеры считают "обязательными" для посещения: Art Basel (Швейцария), Art Basel Miami Beach (США), TEFAF (Голландия) и Frieze (Великобритания). Длительное время мировой арт-рынок существовал в двух полюсах, где аукционные дома и галеристы противодействовали друг другу, при том, что первые имели значительное медийное преимущество. Однако по мере того как набирала значимости швейцарская ярмарка Art Basel, распределение сил начало меняться. Лоренцо Рудольф, бывший руководитель Art Basel, ежегодно устраивал новое яркое событие, чтобы сделать ярмарку более привлекательной, а главное, чтобы торговая площадка стала весомой культурной силой. Для этого в 1999 году Гарольду Зееману, комиссару Венецианской биеннале, было предложено написать предисловие к каталогу Art Basel. В том же году ярмарка предоставила большое помещение для показа монументальных музейных работ, отобранных куратором. "Тогда мы поняли, что наш главный конкурент - не какая-то другая ярмарка, а независимая Венецианская биеннале. Кстати, впоследствии крупнейшая американская газета опубликовала статью об Art Basel под заглавием "Настоящая биеннале". Мы должны были превзойти самих себя, чтобы идти дальше в этом направлении. Теперь у нас действует частный рынок, где мы привлекаем крупнейших коллекционеров, способных покупать самые важные вещи, и одновременно имеем рынок публичный, где продаются интересные вещи, выставленные на всеобщее обозрение", - комментирует сегодняшнюю ситуацию Лоренцо Рудольф. К тому же в нечетные годы этой ярмарке предшествует Венецианская биеннале, и кто бы ни был ее комиссаром, она всегда определяет актуальные тенденции в искусстве, в ногу с которыми всегда идет Art Basel.

Эли Брод

Сегодня Art Basel - это около 300 лучших галерей мира, выбранных комиссией из шести дилеров из числа тысячи претендентов по качеству предлагаемых произведений. На рекламу ежегодно тратится около 2 млн долларов, посещают ярмарку более 60 тысяч зрителей, почти все мировые коллекционеры и их представители. В частности это подтверждают рекордные продажи и количество частных рейсов - около 200 в день. Ежегодно участвуют 5-10% новых галерей, а те, с кем попрощалась комиссия, могут подать апелляцию и предложить свои проекты на пять сателлитов главной ярмарки (Pulse, Flow, Aqua, Nada и Scope), чтобы потом с гордостью сказать: "Мы участвовали в "Арт-Базеле".

Чтобы получить доступ к северо- и южноамериканскому рынку, было основано Art Basel Miami Beach, который проводится в декабре и является на сегодня самой большой выставкой современного искусства и второй по значению ярмаркой в мире. Успех дочерней ярмарке в Америке обеспечивают не только 200 лучших галерей со всего мира, но и параллельная программа ярмарки с "пением и танцами", которую часто сравнивают с "пятидневным карнавалом": многочисленные вечеринки, спортивные соревнования, развлечения для знаменитостей... А еще - отдельные павильоны для лучшего мирового дизайна, молодых кураторов, масштабные театральные и кинопрограммы. Кураторы ярмарки без ума от многомиллионных средств, которые такие спонсоры, как банк UBS, тратят на поддержку ярмарки, и стонут, представляя, что можно было бы сделать на эти средства для развития музеев. Однажды около 90 мировых музеев, среди которых MoMA, Tate Modern и "Гуггенхайм", организовали для своих меценатов посещение Basel Miami с надеждой, что приобретенные произведения впоследствии будут подарены музеям. Именно так и произошло.

Арт-ярмарка Art Brussels. 2009. Фото: Бен Хайне

Секрет обеих ярмарок Basel заключается в том, что на коммерческое мероприятие приезжают так же, как когда-то на некоммерческие мероприятия. И не только те, кто покупает и приценивается, но и художественные критики, историки искусства, да и все, кто им интересуется. Удачное географическое размещение в центре Западной Европы, объединение сил авторитетных галеристов и попытки завоевать новый континент привлекают в швейцарский город американских клиентов, а также профессионалов из Японии, Мексики, Китая, Индии, Бразилии...

Интересен и тот факт, что Лоренцо Рудольф лично повлиял на расширение географии потребления искусства. В сентябре 2007-го он совершил кардинально новый концепт художественной ярмарки в Шанхае, крупнейшей в Юго-Восточной Азии. Вслед за Art Shanghai открылась ярмарка Art Dubai (март, ОАЭ); вместе они уверенно держат лидерство на всем Востоке, даже несмотря на требование учитывать религиозную цензуру и язык этого региона.
Главная стратегия, которая делает такую ярмарку, как Art Dubai, многообещающей, заключается в том, что организаторы поставили своей целью способствовать диалогу между Западом и Востоком. Здесь воплощают разнообразные учебные проекты, заключают соглашения с крупнейшими мировыми музеями - такими как Британский, открывший свой филиал в Дубае. Постоянно действует Арт-форум, медиа-партнером которого является Finansial Тimes. Важной частью Форума является осуществление проекта "Париж - Дубай" на правах договора между Art Dubai и парижской ярмаркой FIAC - к культурному диалогу приглашают художников и интеллектуалов с Ближнего Востока, Северной Африки и Ирана, которые постоянно живут во Франции и других европейских странах. После ярмарки Форум продолжает свою деятельность на площадке FIAC в Париже. Это прекрасный пример того, как рыночные и внерыночные механизмы формируют глобальное культурное пространство и единство мира достигается совместными усилиями бизнесменов, коллекционеров, художников и интеллектуалов. Первая в мире по значению для ценителей антикварного искусства и третья среди "обязательных" для посещения ярмарка называется ТEFAF и проходит в Южной Голландии, в городе Маастрихт. Сегодня это единственная ярмарка, представляющая искусство, созданное за последние 6000 лет, и отмечается суровой проверкой каждого экспоната на оригинальность, которую дважды перед открытием проводят 26 (!) Экспертных комиссий, состоящих из 155 величайших мировых экспертов. Проверки осуществляют за два дня до открытия на выставочном стенде без присутствия продавцов. Кроме гарантии оригинальности, исключительного качества произведений, а также конфиденциальности покупки, ТEFAF тесно сотрудничает с главным бюро розыска пропавшего искусства - мировой сетью Art Lost, что обеспечивает "чистый" провенанс работ и не втягивает потенциального владельца в возможное криминальное прошлое.
История Маастрихтской ярмарки берет начало от 1975 года путем объединения 28 антикварных дилеров, специализировавшихся на живописи старых мастеров и средневековой скульптуре. Впоследствии голландская живопись и фламандское искусство стали главной специализацией ТEFAF. Позже добавилось искусство ХХ века, русское и азиатское искусство, серебро и фарфор. Главный пласт ТEFAF сегодня - это работы от Брейгеля до Бэкона, однако в последние годы комитет ярмарки все благосклоннее относится к искусству конца ХХ - начала XXI в. и, кроме масштабных музейных экспозиций, обустраивает теперь отдельные экспозиции молодых авторов, предоставляет отдельные павильоны для показа сверхсовременного дизайна. В этом году в ТEFAF приняли участие 263 крупнейшие антикварные галереи из 17 стран мира. Посетили ярмарку рекордные 73 000 посетителей, а сумма приобретений, по разным подсчетам, приблизилась к 700 млн евро.

Арт-ярмарка Art Basel Miami Beach. Фото: Эмануэль д'Анжело

Четвертым среди "обязательных" является сравнительно новая ярмарка Frieze, основанная владельцами одноименного арт-издания Мэтью Слотовером и Амандой Шарп семь лет назад, которая проводится в октябре в Лондоне. Принципиальное отличие ее от других ярмарок состоит в том, что Frieze фокусируется только на современном искусстве, созданном в основном авторами ныне живущими, и сотрудничает с самыми интересными галереями современного искусства.

В отличие от других ярмарок, помещения Frieze представляет собой грандиозную временную конструкцию, которая ежегодно располагается в регент-парке под открытым небом и, имея для экспонирования работ настоящий дневной свет, избегает тем самым искусственной атмосферы торгового центра. Для обустройства Frieze ежегодно приглашают талантливых архитекторов, хорошо известных своим сотрудничеством с музеями и галереями. Они каждый раз заново превращают пространство ярмарки, даря посетителям необычный эстетический опыт. В рамках ярмарки также осуществляется огромная интерактивная программа со зрителями с участием художников и экспертов.

Frieze поражает атмосферой молодости, драйва и рок-н-ролла. Все это привлекает огромное количество гостей и способствует достижению рекордных продаж. Бывший эксперт Sotheby's Дэн Браун объясняет успех ярмарки довольно просто: "Сегодня Лондон - единственный налоговый рай для иностранцев, в котором приятно жить. Множество людей - французов, русских, китайцев и индусов приобрели здесь большие дома, стены которых требуют искусства. Такой "паркинг" для денег богатых людей мира необратимо влияет на арт-рынок. Они уверены - то, что продается на ярмарках, всегда можно выгодно перепродать".

 

Ярмарки доступного искусства  

Но идет ли речь только о музейных работах и многомиллионных сделках? Отдельно стоит упомянуть и об аутсайдерах, стремительно растущих вслед за довольно "сытым" рынком с заоблачными ценами и лишающих рядового зрителя даже малейшей возможности стать собственником произведения современного искусства.

Outsider Art Fair (Ярмарка изгнанников) проходит ежегодно в феврале в Нью-Йорке и концентрируется на таких жанрах, как арт-брют, примитивное искусство и граффити. Главный критерий - материал, с которым работает художник. Несмотря на отсутствие частных самолетов и мультимиллионеров, ярмарка собирает оживленные отзывы таких изданий как The New York Times. Именно благодаря активным программам Outsider Art Fair по популяризации граффити это направление вошло в жанры современного искусства. The Affordable Art Fair (Ярмарка доступного искусства) появилась в 1996-м в Лондоне как частная инициатива Вила Рамси (Will Ramsey). Сегодня его подразделения работают в 10 крупнейших городах мира - от Сиднея и Сингапура до Нью-Йорка. Главный критерий отбора работ - галереи представят искусство стоимостью от 50 до 2500 фунтов стерлингов. Уже в 1999-м 10 000 посетителей смогли стать обладателями работ. Сегодня когорта молодых коллекционеров насчитывает около 200 000 человек, а сумма их ежегодных приобретений достигает 100 млн фунтов. Особого внимания заслуживает Zoo Art Fair, основанная в 2004 году как платформа для показа "некоммерческого" искусства, безотносительно к ценам и моде на художника. Эта ярмарка поддерживает и продвигает маленькие начинающие галереи, принимает работы любого формата и не ограничивает ни участников, ни галерей в возрасте. Zoo Art Fair позволяет увидеть только что созданное искусство или даже такое, создание которого происходит прямо в присутствии зрителей. И просто парадоксальным является то, что коммерческий инструмент, которым является ярмарка, существует в формате некоммерческой организации, которую поддерживают коллекционеры, галереи и спонсоры. И это очень важно: все внимание – только на искусство.