Илья Чичкан: «Я одно из порождений масс-культуры»

Представители уличного искусства думают, что они анархисты и революционеры, но посмотрите на легендарного Banksy - висят в галереях аккуратные коммерческие работы за приличные деньги ... 

 

Ведущий современный украинский художник, участник Венецианской биеннале-2010 Илья Чичкан в соавторстве с граффити-художником, известным как PSYFOX, создал серию полотен «Задний проход в музей», которая экспонировалась сначала в рамках ярмарки ART KYIV contemporary 2011, а затем в PinchukArtCentre.

Художник Илья Чичкан

Статья из ART UKRAINE № 6-1(25-26) декабрь 2011 - февраль 2012. Рубрика ТЕМА НОМЕРА


- Илья, расскажи, почему ваш с PSYFOXом проект на ART KYIV contemporary назывался «Задний проход в музей»?

 - Все просто: это street art через задницу пробирается на выставочные пространства. Эстетика улиц движется практически параллельно светскому искусству и изредка пересекается, но когда все же пересекается, получается полное дерьмо. Это произошло почти со всеми «Молодыми британскими художниками» на выставке Sensation (1997).

Фрагмент инсталляции "Задний проход в музей"

- Это твой первый опыт работы с street-artистом? Кстати, как вы нашли друг друга?

 - Первым он мне позвонил, а я подумал: «Это карма» - и предложил ему проект. Его зовут, как меня, Илья, погоняло PSYFOX - психически неуравновешенный лиса, работает в направлении шизо-арт, в общем, все сходится. А вот как он меня нашел, кто дал ему мой телефон, для меня загадка. Но есть подозрения: возможно, инопланетяне?

Фрагмент инсталляции "Задний проход в музей"

- Тебе интересен street-art как направление искусства? Если так, то что именно тебя в нем привлекает?

 - Я работаю в разных медиа и меня интересуют различные проявления масс-культуры, поскольку я сам одно из ее порождений. Собственно, именно улица с детства диктует нам наши будущие страсти. С ней невозможно не считаться, она настоящая, правда, иногда воняет.

Илья Чичкан и PSYFOX. Kunstwerk. 2011


- Сотворчество с молодым художником - что это: поиск свежей энергии, свидетельство исчерпанности собственного творческого ресурса или, наоборот, жажда педагогического подвига?

 - Это ни в коем случае не педагогика. Я сам себя еще ничему не научил, а тут еще кому-то советы давать? - Нереально. Скорее, могу нанести вред, чем принести пользу. Если не кривить душой, то, мне кажется, присутствует какой-то момент вампиризма. Но в основном для меня такое сотрудничество - это что-то новое, неизведанное, а я люблю приключения. 

Фрагмент инсталляции "Задний проход в музей"

- А ученики у тебя есть? Вообще, уместен ли в современном искусстве такой механизм передачи знаний и опыта?

 - Не в моем случае. Я сам еще учусь и не собираюсь на это забивать. Но, наверное, ученики - это круто, можно их строить, заставлять бегать за пивом. (Смеется.)

 

- Почему в новом проекте ты снова вернулся в обезьяньей теме?

 - Street-art - это в определенной степени тоже monkey business. Представители уличного искусства думают, что они анархисты и революционеры, но посмотрите на легендарного Banksy - висят в галереях аккуратные коммерческие работы за приличные деньги ... Где революция и анархия? В заднем проходе в музее? Обезьяны реально рулят!

 

- Тебя не обижает, что большинство зрителей и экспертов ассоциируют твое творчество, прежде всего, с обезьяньей тематикой?

 - Наверное, эти люди поверхностно знакомы с моим творчеством. Хотя мне обезьяны довольно приятны. И вовсе не из-за теории, что мы произошли от обезьяны. По-моему, обезьяны так не считают. Они даже не пытаются быть на нас похожими.

Фрагмент инсталляции "Задний проход в музей"

- Зачем ты вообще занимаешься искусством?

 - Это невероятно интересно! Все критерии в искусстве настолько утратили осязаемость, постоянно находятся на грани между сном, бредом и реальностью.

 

- Ты один из самых известных киевских тусовщиков. Не устаешь от общения?

 - Вот чтобы отдохнуть, я провожу зиму на очень безопасном расстоянии от киевской тусовки. А вообще мне моя рожа уже настолько надоела, что я от зеркал шарахаюсь.

Фрагмент инсталляции "Задний проход в музей"

- Несколько лет подряд ты и твоя жена проводили осенне-зимний период в Индии, в результате чего в вашем творчестве появились мотивы, характерные для культуры этого региона. А что еще дал тебе этот опыт?

 - Абстрагироваться в новом месте, в новой культуре - лучшая терапия. Индия напоминает мне Интерзону Берроуза, где все нереально и одновременно реальнее не бывает. Своеобразная тренировка менталитета.

 

- Сегодня Индия - один из самых популярных туристических направлений, а ты никогда не любил находиться в мейнстриме. Не задумываешься о смене места зимовки?

 - Да, мы с Машей ездили на разведку в Бразилию, Таиланд, на Пиренеи, в Баку - куда только не ездили! Но пока в сомнениях.
Такие идиотизм и анархию, как в Индии, найти непросто, но мы приняли волевое решение и этой зимой точно в Индию ни шагу. Может, на Север?

Фрагмент инсталляции "Задний проход в музей"

- Новое поколение художников активно эксплуатирует политическую проблематику. Ты вообще интересуешься этой темой? Насколько политично твое творчество?

 - Меня не интересуют вещи, предназначенные для поднятия стоимости искусства, и политика - не единственная из таких. Сексуальные меньшинства, война, религия, расовые и феминистские проблемы - не для меня. У меня больше Хармса взгляд на жизнь, а молодежный максимализм и патриотизм - вещь забавная, и на этих дрожжах может, конечно, что-то вырасти, но думаю, хорошему художнику не нужна революция, чтобы стать художником.

- Как получилось, что у такого светского льва, как ты, вырос сын-анархист, известный своими антибуржуазными настроениями?

 - Это очевидно. К сожалению, сейчас Давид находится в очень модном анархистском мейнстриме и даже не замечает, что это попсовее попсы. Думаю, нужно немного времени, чтобы он это осознал. Хотя от мяса у меня дома он не отказывается и зеленые бумажки интересуют его так же, как и остальных людей.

Посмотрите на этих псевдореволюционеров (я имею в виду не только Давида), например, как они одеты - «Найк», «Ливайс», «Фред Перри», «Лакост», «Барберри» ... В общем, их интересуют все «гнилые продукты цивилизации». Итак, против чего они восстают, наверное, они сами не знают.

Илья Чичкан и PSYFOX. Stedelijk. 2011

- В 2009 году ты представлял Украину на Венецианской биеннале. Как это событие отразилось на твоей карьере?

 - Никак. Но звезда на фюзеляже - всегда приятно. Хотя у меня их уже немало - Сан-Паулу, Йоханнесбург, Прага, Москва, Белград ... Хотелось бы еще «Документа». Может, еще получится у меня, а может, у Маши, что тоже неплохо.

Но в принципе я разочаровался в биеннале: братская могила, в которой все меряются яйцами и все упирается в стоимость продакшена в основном. Мне нравятся небольшие оргии с правильным концептом и персоналки без особого пафоса. Хотя вечеринки тоже нравятся ... Мне вообще больше всего нравится, чем не нравится.

- Ты считаешь себя великим художником?

 - Слава Богу, до такого маразма я еще не допился. 

Но достаточно того, что кто-то считает меня художником, и еще хорошо, что есть кто-то, кого я считаю великими художниками. И я рад таким знакомствам.
Кому-то кажется, что быть художником просто, что это вроде конструктор «Лего» - берешь немного политики, немного гомосексуализма, обнаженного тела, власти, денег, и все - готово.Нифига, это может интересовать только СМИ, а не профессионалов.

- О чем ты мечтаешь?

 - Хочется, чтобы что-то интересное с нами произошло, например, чтобы прилетели инопланетяне. Еще с удовольствием сам бы полетел на новую планету, осваивать новые пространства. Но вряд ли меня возьмут, старый пердун.

 

 

Алиса Ложкина


Фото: Максим Белоусов