«Империя Изобилия»: кто выключит Солнце?

Художник Алексей Сай – это средоточие максимального человеческого обаяния и тонкой художественной интуиции. Эти две черты всегда просматриваются в его творчестве. Если даже не знать этого человека (хотя много при этом можно потерять), остроумие и юмор в его произведениях улавливаются безоговорочно.

 

Последние несколько недель, приходя в мастерскую Леши, посетители спотыкались о горы подзарядных средств, о какие-то объекты, плетеные из них.  День за днем очень разные люди плели в его мастерской загадочные декорации. А Сай всё шутил: «Вот, у меня тут своя мини-фабрика». Объяснял, что эти устройства достались ему от знакомого, что брать сначала не хотел, а потом придумал, что с ними делать. На рабочем столе – ворох эскизов и зарисовок. И всё колонны, колонны, колонны.

 

Здесь и далее – фото с выставки «Империя изобилия»    

 

Проект  «Империя изобилия», который можно увидеть сегодня в пространстве Closer, превзошел все ожидания. Сколько ощущений подарил нам художник, какое множество смыслов затронул! Остается только благодарить.  Прямо с порога зрителя обезоруживает незыблемость инсталляции и беспроигрышная черно-белая гамма, часто позволяющая поставить вопрос ребром, лишить зрителя возможности увиливать от сути.

 

Империя изобилия в черно-белых тонах – какой красноречивый парадокс! В лучах неестественного, едкого, холодного, электрического света, выжигающего, кажется, и глаза, и мысли, вырастают две белые, обезглавленные колонны. Они теснятся в  «склепоподобном» зале, украшенные черными гирляндами. Воздух заряжен. Громоздкие, кучерявые гирлянды прикидываются цветами, за которые римскому императору Нерону однажды пришлось заплатить целый бочонок золота. Когда-то люди умирали среди цветов от перенасыщения и удушья ароматом, веря в их магические возможности; сегодня ситуация поменялась лишь в том, во что верят земные потребители.

 

 

Человечество склонно к злоупотреблению и поглощению. 12 000 «капилляров», предназначенных для всасывания и проведения бесценной энергии, не зря выбраны художником в качестве материала. Утилизированные, мертвые, бесполезные, они теперь распяты на колоннах колючими декорациями, впиваясь в пространство обесточенными жалами.

 

Прошедшие такой нелегкий путь от станка китайских фабрик до имитации европейских барочных колонн, эти гирлянды – олицетворение абсурдности задыхающегося от избытка электронного мира. Может, потому они так похожи на угрюмые улыбки жалких смайлов, таящих под искусственным светом?

 

 

Изобилие информационного потока, изобилие коммуникации, изобилие вовлеченности, изобилие манипуляции. От такого изобилия может рухнуть империя, одним кликом выключив Солнце.

 

Сай по восприятию мира – буддист: кропотливый, принимающий. Принял от пространства материал – и засел с ним плести паутину своих смыслов. Плел не только своими руками: арт-объекты создавали Марк Чегодаев, Андрей Новохатько, Шан Ма (!), Кира Перепелица. Философия совместного труда, сливающихся энергий имеет немаловажное значение в создании проекта.

 

 

На культурной карте нашего города такие проекты появляются не часто. Сегодня сочетание  и взаимообогащение в рамках одного проекта эстатики и смыслового наполнения произведения – скорее, редкость. Во времена засилья спекулятивных тенденций достаточно сложно удержать свою линию, не поддаться сиюминутным искушениям обслужить чуждые социальные проблемы, а обратить внимание на действительно важное. Проект «Империя изобилия» можно справедливо считать логическим продолжением эксперимента, предыдущей частью которого послужил проект Master Art. Тогда художники (Жанна Кадырова, Никита Кравцов, Максим Мамсиков, Стас Волязловский)  решили объединить свои силы, чтобы производить искусство для реализации. Именно тогда Алексею (предположительно) понравилась идея создавать произведения не своими руками, а используя «живой инструмент» – учеников академии. Но, в то же время, на таком «производственном конвеере» создавались не сувениры, а концептуальные вещи, обращающиеся к актуальным темам манипуляции национальной памятью, абсурдности бюрократии и многим другим. В этот раз центральным образом своего высказывания художник выбрал тему переизбытка, который радостно встречает современного человека триумфальными колоннами…

 

 

А. Сай:

 

«Красота тут не была целью. Я, конечно, в нее верю как в единицу художественного измерения, но тут я больше хотел передать ощущение декоративности победы и праздника эпохи римских императоров, когда красота была по большей части прикладная, ради ощущения величия – муторного и хрупкого величия победителя, который радовался завоеваниям  от геркулесовых столпов до неизвестных земель в глубинах леса. Одновременно с этим смыслом я также хотел подчеркнуть тот факт, что сейчас у людей нет этого ощущения праздника, сейчас произошло обратное. Если раньше люди объективно были рады хоть чему-то, то сейчас всем кажется, что хуже не было никогда. Изобилие информации дает искривленное ощущение действительности».

 

К. Р.: К кому обращен твой проект?

 

А. С.: Ко всем. К детям и старикам, к менеджерам государства и к простым людям, которые в нем живут. Я хочу сказать, что надо периодически настраиваться на собственные ориентиры, потому что о них  можно забыть. Я не пытаюсь пропарить банальную мысль о цикличности историй; я пытаюсь понять, в какую сторону искривляет действительность переизбыток информации. Понимаешь, толпа раньше на праздниках радовалась хлебу и зрелищам. Сейчас тоже  достаточно просто сорваться в состояние «могучей» толпы, и от этого надо избавляться.

 

К. Р.: Это утопия.

 

А. С.: Наверное, да.

 

К. Р.:  А общество сегодня изменилось, на твой взгляд? Или лукавит, прикидывается?

 

А. С.: Я отвечу историей. Вчера мы ходили на конференцию – наши дружки зазвали, это было на вертолетке Януковича. И вот наш друг Виталик (волонтер) читал там лекцию о своем опыте на войне.  В процессе лекции он попросил встать всех, кто помогал в течение этих двух лет. Встали все. «Видишь, встали все», –  сказал я. – «С одной стороны предсказуемо, а с другой…». Виталик перебил меня и ответил: «Это вообще непредсказуемо – это, скорее, исключение, чем норма: большинство людей не вовлечены».

 

 

К. Р.: А как ты думаешь, почему так происходит несмотря на изобилие информации о ситуации в стране?

 

А. С.: Механизмы распределения информации по полочкам в мозгу и искривляют действительность.

 

К. Р.: Наши механизмы?

 

А. С.: Любые. Информации много, но раскладывается она в те же ячейки, что и раньше. Ощущение информированности дает гораздо больше возможности ошибиться: тебе не нужно анализировать, ты и так все «знаешь», сам «решаешь», что имеешь право на осуждение, принимаешь эти решения за свои.

 

К. Р.: То есть, ты хочешь сказать, для нас «пережевывают» информацию?

 

А. С.: Она сама «пережевывается» из-за количества. В таком объеме она не может сохранить свою остроту. Это все равно, что взять все блюда с банкетного стола и перемешать. При этом особых вкусовых ноток ты не уловишь – тебе все будет кашей.  И вот это ощущение праздника и торжества, которое испытывала в древности толпа – оно неуловимое, и момента его наступления нет. А сигнал этому  – роскошное убранство, и как раз в этот момент следует соблюдать особую концентрацию.

 

***

 

Об авторе

 

Катерина Рай – искусствовед, куратор.

 



Культурний маршрут (20-26 жовтня)