incertae sedis с Бриттни Рэнсом

В рубрике incertae sedis мы будем говорить о трендах, которые становятся все более заметными и важными в контексте развития искусства новых медиа. Сокращением incertae sedis в биологии обозначают виды с неопределенным положением в системе классификаций, когда между специалистами отсутствует консенсус относительно их характеристики или происхождения. В аналогичной ситуации находятся сегодня и так называемые гибридные виды искусства, которые объединяют науку, технологии, прямое привлечение зрителей к генерированию произведения, концептуальный подход и художественное обрамление творческого жеста. Несмотря на свое «мутантное» происхождение и причудливые формы, что может частично создавать дистанцию ​​между экспонатом и аудиторией, эти трансгрессивные виды искусства проявляют новые социальные симптомы. Они базируются на человеческой любознательности и желании заглянуть за пределы допустимого, а также обнажают проблему ангажированности художников новыми инструментами и независимости искусства как автономной зоны.

Эта рубрика планируется также как возможность подумать, каким оборудованием стоит запастись современным галереям и выставочным пространствам. А также какие арт-резиденции и образовательные программы следует развивать на этой территории взаимодействия различных дисциплин, чтобы сохранять «чистый» художественный взгляд на новые социальные феномены.

Моей первой собеседницей в incertae sedis стала американская художница Бриттни Рэнсом.

Бриттни использует технологии и программирование для создания новых взаимодействий между человеком, животными и естественной средой. Она преподает курсы видеоарта, цифровых и гибридных медиа в художественном департаменте Southern Methodist University в Далласе, штат Техас. Ее проекты созданы в партнерстве с термитами, тараканами, другими насекомыми и растениями. Новость о ее таракане, который имеет свой Твиттер-аккаунт, разлетелась по крупнейшим национальным информационным каналам. Эстетически работы Бриттни Рэнсом пока напоминают ранние фрески с изображением животных в европейских соборах. Они несколько схематичны и больше отражают фантазии автора, чем точно изученные свойства и характеристики живых организмов. Проекты Бриттни Рэнсом построены на философии «иного», которому она дает человеческие орудия, чтобы проявить его высшие возможности как суперорганизма.

 

Лилия Куделя Профессор Сингапурского национального университета Дениса Кера говорит, что музеи - это новые бестиарии ХХІ века. Речь, прежде всего, идет о трансформации внутри системы искусств и появлении таких новых направлений как био-арт. А также - о мутациях в институциональной сфере, когда границы между музеем и научной лабораторией сегодня во многих прогрессивных заведениях становятся все более размытыми. Дениса Кера сравнивает институты, которые работают на грани искусства и технологий, с бестиариями Средневековья и с кунсткамерами XVII-XVIII века. Разница, по ее мнению, заключается в том, что человеческий интерес к созерцанию странного и вера в магическое вмешательство божественных сил сегодня приобрели форму веры в возможность мутаций и принятия гибридности как очевидного. Считаешь ли ты, что твои проекты могут быть показаны в «бестиариях XXI века»?

Бриттани Рэнсом Я об этом много думаю. Большинство проектов, над которыми я работаю, имеют целью размыть границы между пониманием того, что такое искусство и что такое наука, как может выглядеть мастерская художника и лаборатория ученого. Я действительно думаю, что моя студия - это пространство лаборатории. Поэтому я соглашаюсь с автором статьи. Мои художественные объекты предлагают новый взгляд на процесс исследования, или хотя бы делают исследование доступным для широкой аудитории. Раньше я работала техническим специалистом по экспозиции в научном музее, и я склонна много думать об эстетике моих работ и способе их презентации.

 

- Можешь ли ты назвать людей, которые вдохновляют тебя в творчестве?

- Когда я училась в Огайском университете, моими самыми большими наставниками и вдохновителями были Кен Ринальдо и Эми Янгс. Они создали много проектов, связанных с био-артом, природой и способами восприятия среды и использования ее людьми. Также есть такие выдающиеся люди как Эдуардо Кац, который создает объекты более спорного характера и ставит под вопрос использование науки в ежедневной деятельности.

 

- К какому из направлений искусства ты относишь свои проекты?

- Я не уверена, что могу считать себя био-художником. Обычно я говорю, что я художник новых медиа. Но с термином «новые медиа» тоже есть проблема, связанная с тем, что сами медиа уже не обязательно новые. Я думаю о себе, прежде всего, как о цифровом художнике, поскольку использую много цифровых устройств. Не решусь называть себя science-художником, ведь я не ученый, хотя я и прибегаю к сотрудничеству с различными исследователями, которые помогают мне обобщить много научных фактов для создания моих проектов.

- Как ты относишься к телам животных, которых используешь в своих работах? Для тебя это материал или все-таки нечто большее? По моему мнению, насекомые и паразиты, с которыми ты работаешь, выступают скорее медиумом, ведь ты затрагиваешь различные этические, моральные, поведенческие аспекты в своих проектах. Но в то же время существует опасность отношения к этим телам как к материальному, опасность комодификации животного тела.

- Я стараюсь не обращаться с животными и насекомыми как с материалом. Даже когда они указаны как материал в моих инсталляциях, я воспринимаю их как своих партнеров, но в том смысле, что я являюсь их неприглашенным партнером. Они, к сожалению, не имеют права дать мне это разрешение на сотрудничество. Когда я приступаю к созданию нового проекта, уважение к животным и их потребностям – первоочередная вещь для меня. Скажем, в проекте «Track Series» (2010) «рюкзаки» с аппаратурой были разработаны специально для формы тела пасалидов (сахарных жуков), которые принимали в нем участие. Если жук больше не хотел носить на себе устройство, он мог снять «рюкзак» или даже потерять его - и тогда становился фактически свободным от проекта.

Недавно я начала работу над новым проектом под названием TweeterRoach (Твиттеркан). Это таракан, оборудованный специальной аппаратурой (изготовлена ​​компанией Backyard Brains), которого можно контролировать, посылая сообщения в Твиттер. Идеей проекта было сформулировать проблемы, связанные с коммерциализацией, ведь это устройство является очень доступным на американском рынке. Все программы, которые я использовала, находятся в открытом доступе. Также я думала о коллективном разуме социальных медиа. Что значит отдавать контроль анонимной группе людей, которые могут создавать сообщества и сотрудничать таким образом?

Словом, я думаю о животных в своих работах как о материале, но одновременно и как о живых существах, равных нам с вами. Для меня очень важно беречь ощущение того, что я работаю с живыми персонажами, и уважать их.

 

 

- Согласишься ли ты с мнением, что твои проекты являются своего рода животными перформансами?

- Это хороший вопрос. Насекомые и животные становятся для меня настолько финальным элементом целостности проекта, что я никогда не думала об этом как о перформансе. Я действительно хочу делегировать им свою способность создавать проект и контролировать его. Мне интересно увидеть, захотят ли животные это делать и осознают ли они, что держат проект под контролем. Во-вторых, смогут ли они учиться на протяжении проекта и изменять таким образом то, как учимся мы - люди. Работая с колониями насекомых, я также пытаюсь понять, как они формируют свои общества и «социальные» связи. И какие позитивные модели люди могут позаимствовать, прежде всего в сфере развития энергетических и пищевых ресурсов?

 

- Знаком ли тебе проект британского художника Олли Палмера «Балет насекомых»? Он контролирует движения насекомых в колонии, прокладывая для них маршруты из феромонов. Следующим шагом проекта станет спланированная подача феромонов в конкретные места и хореографическое передвижение насекомых по территории созданной для них сцены.

- Я делала подобный проект, где применяла системы феромонов для термитов, которые воспроизводили систему автошоссе агломерации Даллас / Форт Уорс. И в процессе того, как термиты выполняли этот «перформанс», я пыталась передать идею их сходства с людьми, которые склонны ежедневно повторять стандартные маршруты-перформансы.

- Поделись своими представлениями об идеях соэволюции.

- Глобально как человечество мы сегодня находимся в странном положении, имея новейшие технологии, которые отстраняют нас от естественного мира. Поэтому мои проекты объединяют живых существ и технологии, что позволяет нам найти определенные просветления для себя. Технологию я воспринимаю как мост, который может помочь людям и животным проходить эволюцию вместе, ведь рано или поздно мы обречены потерять друг друга. Захотят ли этого животные и природа в целом - это я всегда ставлю под сомнение. На мой взгляд, если бы они могли говорить, они бы сказали, что человечество - это отвратительная раса. Действительно, человечество - это самый большой паразит на планете. Это сказал мой отец, не я.

 

- Говоря об идее «другого» в твоих проектах, хочется также обсудить инсталляцию «Ешь меня» (2010). Как по мне, ты создала прекрасный новейший образец натюрморта. В этом проекте мы наблюдаем идею смерти и рождения, олицетворенную твоим официальным свидетельством о рождении, который ты отдаешь на съедение термитам. Мы видим, как термиты потребляют свою еду, что является традиционным мотивом классического натюрморта. В европейской иконографии насекомые в натюрморте подчеркивали быстротечность и преходящий характер жизни (насекомые участвуют в разрушении материи), а изобилие фруктов, овощей и цветов намекали на непреодолимое потребительство. Наконец, в своих авторских комментариях к проекту ты привлекаешь внимание зрителя к водороду, как ключевому элементу жизни на земле. Это снова возвращает нас к теме рождения жизни. Какой была первоначальная цель проекта «Ешь меня»? И есть ли какой-то символизм в твоих работах, в которых участвуют насекомые?

- Моя первоначальная задача лежала в области эстетики, мне было интересно, смогу ли я услышать, как звучит потребление термитами пищи. И еще, этот проект я осуществила, потому что меня беспокоила идея большого количества бумажных отходов, которые есть у меня в доме. Также меня интересовала мысль, думают ли термиты, что они едят наши отходы (если они вообще могут думать). Наконец, мне было интересно узнать, сколько энергии содержится во всех этих бумагах, которые мы воспринимаем как нечто чрезвычайно для нас важное. В частности, сколько водорода содержится в моем свидетельстве о рождении и могу ли я сделать из него что-то более полезное, отдав его кому-то на съедение? Итак, я скормила этот документ термитам и наблюдала, как они своего рода деконструируют мою идентичность. На данном этапе я измерила выделенное ими количество водорода, что составляет 2 литра.

Да, я воспринимаю этот проект в контексте категорий жизни и смерти. Но, прежде всего, термиты в моем представлении являются метафорой для изображения человечества.

 

- Мне интересно, насколько длительными являются твои проекты, а также насколько ограничены в них физические возможности животных?

- О, меня часто спрашивают: «Могут ли они убежать? Могут ли они начать размножаться? Могут ли они съесть нашу галерею?»

Я заказываю их онлайн от биологического поставщика. Это тоже интересный феномен современной культуры, когда ты можешь заказать себе партнера для сотрудничества онлайн или получить, скажем, колонию термитов по почте. Возможности этих существ достаточно ограничены, прежде всего, по юридическим причинам - компании имеют право направлять только рабочих термитов, а не королеву. Это означает, что они не могут размножаться. Соответственно, у этих существ уже заложена ментальность, которая ограничена банальными процессами потребления и определенной физической активности.

Я храню колонии термитов обычно в течение 6 месяцев. Тараканы живут почти бесконечно, пока имеют еду и воду. Некоторых я хранила по 2 года. Я не считаю их своими домашними любимцами, но тот факт, что они являются партнерами моих проектов, обязывает меня поддерживать их жизнь после выставок. Я думаю, они счастливы в той среде, которую я для них создаю. Мои выставки не длились дольше одного месяца. Это связано с вопросом ухода за насекомыми в галерейном пространстве. И этот конфликт интересен: существа, являясь объектом в галерее, нуждаются одновременно в воде и пище.

 

- Считаешь ли ты своих насекомых красивыми?

- Да, я очень к ним привязываюсь. Особенно красивы жуки-пасалиды. Мне хочется, чтобы люди имели если не чувство эмпатии, то хотя любопытство к жизни насекомых. Важно думать о них не как о чем-то отвратительном, а функциональном и красивом. Подозреваю, что у меня с детства была одержимость насекомыми. Я приносила их домой и прятала у себя в комнате, восхищаясь жуками как прекрасно сделанными машинами, блестящими и сильными. Родители, наверное, беспокоились, все ли со мной в порядке.

 

- Прекрасно, что ты воспринимаешь этих существ как своих красивых и интересных партнеров. Однако, очевидно, для большинства зрителей твоих выставок это довольно неприятный и необычный опыт. Проблема проектов, которые существуют на грани искусства, науки и технологий, - в сложности основополагающей идеи и научного контекста инсталляции. Эти проекты-исследования чаще выглядят так, что художник не предлагает зрителю аттрактивного, эффектного зрелища, а скорее заставляет читать руководство по биологии с креативными иллюстрациями. Как ты решаешь задачи визуально привлекательной презентации своих проектов перед зрителем? Насколько важным для тебя является процесс привлечения посетителей к инсталляции?

 

 

- В течение последних 6 месяцев или даже года я обдумываю идею прозрачных контейнеров и их разрушения. Я бы хотела размещать проекты в открытом, общем для всех пространстве. Это не обязательно будет приемлемым для людей, которые воспринимают мои проекты как гротеск. Но моей задачей является показывать мои проекты почти в формате тет-а-тет, чтобы зритель действительно на них смотрел. Например, в проекте «Мы все паразиты» зритель должен лечь на пол и заглянуть в прозрачные окошки, за которыми живут термиты. Для меня ключевым является вопрос взаимодействия человеческого тела и тел насекомых.

 

 

Во время недавнего шоу в Чикаго галерея впервые позволила мне не закрывать крышку контейнера, в котором находился «Твиттеркан». Было интересно увидеть, сколько эмпатии люди проявляли к этому таракану. Посетители, которые никогда раньше не касались таких существ, вдруг брали его в руки, помогали, начинали с ним говорить.

Я также недавно закончила инсталляцию с бабочками (это не новость в искусстве, в частности после Дэмиена Херста), которые смогут открывать крышку и освобождать себя из контейнера, влетая в наше пространство из этой своеобразной научной выставочной среды.

Так, для меня важно разрушить границы между контейнером и галерейным пространством, оставляя при этом свой объект функциональным. По моему мнению, именно заключение насекомых в контейнеры подогревает в зрителях чувство страха.

- Давай поговорим о твоих проектах с использованием растений. В 2008 году ты создала прекрасную работу "Orificial resonance" (Резонанс через отверстие), в котором люди могли говорить с растениями. Это наводит меня на мысль о проекте Шихо Фукухари и Джорджа Треммела под названием «Биоприсутствие» (2004). Художники решили внедрить информацию из человеческой ДНК в ДНК дерева. Таким образом, дерево могло нести биологическую информацию, скажем, умершего человека, и становилось живым памятником этому лицу (как в сказках и мифах - когда после смерти героя из земли прорастает растение). Т.е. растение в данном случае реагирует на культурные традиции.

Твоим новым «ботаническим» проектом стал # tag gardens, где растения отражают не только социальные тренды и актуальные темы, но и формируют своего рода физическое сообщество-сад Твиттер-растений. Расскажи больше об идее взаимообмена между биологической и интернет-культурой в этом проекте.

 

 

- Над этим проектом я периодически работаю уже в течение года. Интернет-культура - это территория роста, она постоянно расширяется и меняется... Онлайн-структуры - как ДНК: они имеют месседжи и хештеги, которые всегда отражают что-то популярное и меняются в соответствии с кривой изменений того, о чем думает общество. Моей главной идеей было создать хештеги топ-трендов в Твиттере. К моменту, когда я получаю семена с выгравированными на них сообщениями, этих тегов больше не существует. Однако я пытаюсь понять, смогут ли они дать новое поколение с этими хештегами. Возможно ли для природы иметь человекоподобную коммуникацию, в системе которой растения физически имитировали бы новые хештеги.

На самом деле, растения не могут воспроизводить те же хештеги, ведь это просто физические рубцы на семенах, а не генетика. Однако, возможно, со временем, если я буду продолжать вмешиваться в семена, они начнут адаптироваться к этим физическим изменениям.

Но прежде всего мне интересно сравнивать сеть растений и ту общность, которая сегодня живет онлайн, и скорости каждой из них. Сколько времени нужно, чтобы вырасти физически и в цифровом измерении? Насколько быстры и отличны эти фазы?

Возвращаясь к твоему примеру с проектом «Биоприсутствие», интересно, когда люди проецируют свой гуманизм на другие биологические виды. Я, собственно, тоже частично это делаю в своем проекте. Однако пока я наблюдаю неприятие и несоответствие. Растения вырастают, но сообщение на семени заражается грибком. Растение продолжает развиваться, но месседж плесневеет и хештег невозможно заметить, словно его кто-то стер. В моем случае это еще эксперимент.

 

- Есть ли эксперимент, о котором ты давно мечтаешь?

- Мне интересно, как можно использовать термитов в качестве источника генерирования энергии. Сейчас я пытаюсь понять, как собирать тот водород, который они производят во время своей деятельности. То есть фактически мы могли бы сотрудничать с паразитами для создания новых моделей получения энергии.

 

- Была бы ты заинтересована в привлечении к своим проектам организмов, которые, возможно, будут открыты учеными на Марсе?

- Если это станет реальностью, я, несомненно, буду заинтересована в такой возможности! Во Вселенной еще столько неоткрытых живых организмов. Сейчас я использую насекомых, так как они наиболее близкие для меня живые существа. Они думают о людях так, как я. Я люблю людей, но чувствую себя странным чужаком, который живет на планете Земля. Это причина, по которой я так часто обращаюсь к сотрудничеству с насекомыми.

 

- Насколько отличным является твой опыт работы над проектами в галерее и на открытом пространстве? Например, в лесу, как это было в твоем проекте Windsolar Sound («Ветросолнечный Звук»)?

- Обычно я много работаю в студии и лабораториях, а вдохновение нахожу во время исследований где-то на улице. Проект Windsolar Sound я создавала во время пребывания на резиденции, когда вся моя мастерская находилась под открытым небом. Мне, в хорошем смысле, гораздо сложнее работать на открытом пространстве. Независимо от того, что созданные мной системы контролируются мной в техническом плане, когда я экспонируют их на улице, часть меня теряет контроль над ними. И мне это нравится.

 

- Как ты представляешь себе идеальную резиденцию для художников, которые занимаются био-артом?

- Для меня пребывание на природе чрезвычайно важно, потому что тогда я взаимодействую с другими живыми существами и являюсь частью той среды, за эксплуатацию которой критикую людей. Для меня ценно то место, в котором можно было бы параллельно творить на открытом пространстве и внутри мастерской.

В Арктике существует интересная резиденция под названием Arctic Circle. И здесь есть другой важный для меня момент: я убеждена, что резиденции должны быть открытыми не только для узкого круга художников. Особенностью резиденции в Арктике является то, что она приглашает ученых, художников, исследователей, педагогов, творческих людей в широком смысле. Они плывут вокруг Арктики в течение 2 недель, создавая вместе исследовательский проект. Мне нравится воспринимать арт-резиденцию, прежде всего, как пространство для обдумывания, среду, где собираются люди не одного типа мышления. Я люблю бывать в местах, где одновременно работают писатели, танцоры, ученые.

 

 

 

Лилия Куделя