Искусство за границами Украины. О новом Налоговом кодексе

Международная арт-ярмарка без иностранных галерей. Галереи и музеи без иностранных художников и участия в международных проектах. Иностранные художники без коллекционеров. Коллекционеры без произведений искусства, приобретенных за рубежом ... Замкнутый круг еще долго будет таким: большие надежды, которые галеристы и арт-сообщество возлагали на новый Налоговый кодекс, не оправдались. Несмотря на многочисленные предложения пересмотреть устаревшие еще с советских времен формулировки и нормы, зона культурного обмена и открытие границ для мирового искусства остаются если не закрытыми, то ограниченными незаурядными препятствиями - и финансовыми и процедурными, прежде всего.



Уплата НДС
Надежды возлагались на отмену уплаты НДС при ввозе произведений искусства и культурных ценностей в Украину, как это существует в большинстве стран мира. Это значительно оживило бы интерес иностранных участников арт-рынка в Украине, способствовало бы его развитию и, наконец, улучшению нашего имиджа в мире.

Однако прислушались к пожеланиям лишь отчасти: в новой редакции Налогового кодекса, а именно в статье 197.7 Раздела V хотя и сделано исключение, и теперь от НДС освобождается ввоз культурных ценностей, созданных 50 и более лет назад, однако «остальное» неантикварное искусство, в частности современное, по-прежнему осталось приравненным к обычной группе товаров (даже не произведений!) и облагается налогом на общих основаниях. Такое отношение к ввозимым «товарам» существует еще с советских времен, когда страна изолировала себя от культурного обмена и пыталась «защититься» от влияния «загнивающего капитализма».

Казалось бы, антикварникам и музейщикам можно позавидовать, однако и здесь не все так просто: во-первых, норма касается лишь «ценности», а не каждое произведение искусства, созданное более 50 лет назад, является таким для Украины. Во-вторых, согласно Налоговому кодексу, изменения должны произойти и в Таможенном кодексе Украины, который еще не обнародован, а следовательно возникает огромное количество проблем: кто именно на таможне определяет возраст произведения искусства, кто будет осуществлять его атрибуцию т.д.? К тому же, возникнет целый ряд дополнительных платежей за новые услуги, не исключено, что и за хранение работ при осуществлении экспертизы.

Хранение вне Украины
Для современного искусства, то есть созданного меньше, чем 50 лет назад, таких преференций нет - более того, остается уплата пошлины, а это - еще 20% от оценочной стоимости. То есть, если вы приобрели за $ 10 000 произведение современного искусства за рубежом и хотите любоваться им дома, более 40% от оценочной стоимости, а это почти $ 4 500 придется просто так оставить на границе, несмотря на то, что намерений рекламы вы не имеете, а приобретенной картиной хотите любоваться дома и впоследствии передать своим потомкам. Правда, если произведение искусства, не имеющее ценности, оценено в 200 евро, - пошлину и НДС платить не нужно. Однако трудно представить, что произведения известного художника, например, таких мировых звезд как Такеши Мураками или Дэвида Хокни могут быть оценены почти по себестоимости художественных материалов или дешевле. Такая ситуация заставляет галеристов или нарушать закон и искать более рискованные способы перемещения предметов искусства, или совсем отказаться от важной части своей профессиональной деятельности.

Украинские художники на иностранных аукционах
Аукционы - это прекрасный инструмент для промо украинского искусства за рубежом. И хотя спрос на наших авторов небольшой по сравнению с иностранными, достойная презентация на Sotheby's, Сhristie's или Phillips de Pury & Co лишь способствует художественному имиджу Украины в мире и карьере художников.

По правилам аукционных домов работа должна быть ввезена в Великобританию по инвойсу, который совпадает с оценочной стоимостью экспертов аукционного дома (что всегда является оценкой субъективной и ориенованной на западного покупателя), как указано в каталоге аукциона. Эти же документы сопровождают работу при возврате в случае непродажи. Так вот при возвращении в Украину за такую ​​работу приходится платить государству более 40% указанной стоимости!

Не принимать участия в аукционах такого уровня - не меньший риск навсегда остаться вне мирового арт-рынка. Чего стоил только первый в истории украинским аукцион Sotheby's (сontemporary art: Russian and Ukrainian), ставший едва ли не первой достойной презентацией украинского современного искусства в Лондоне! А из-за сложностей с пересечением границы он мог стать последней попыткой британской стороны быть заинтересованной в сотрудничестве с Украиной. Что уж говорить об ожидаемой поддержке украинских художников нашими коллекционерами, если после приобретения работы на лондонском аукционе (а с покупателя аукционный дом высчитывает еще и дополнительные платежи в 25% от цены молотка) к этим расходам добавляются еще пошлины и НДС при ввозе работы в родную страну!

Коллекционеры без музеев
Именно из-за пошлины и НДС большинство серьезных украинских коллекционеров, которые приобрели работы современных художников на аукционах или в зарубежных галереях, вынуждены хранить свои коллекции вне Украины, арендуя специальные хранилища. Тратить деньги за многолетнее сохранение работ выгоднее, чем платить пошлины и налоги в своей стране.

Досадно, что очень часто для целостности музейной или галерейной экспозиции кураторы выставочных проектов требуют уникальных работ из частных коллекций, но не всегда получают их от владельцев - опять же, из-за огромный проблемы с ввозом в Украину. Один из примеров: художественную часть международного проекта «Космическая Одиссея 2011», посвященного художественному осмыслению понятия «космос», невозможно было представить без объектов всемирно известной японской художницы Морико Мори, которая полностью посвятила свои работы именно космической тематике. Инициатор проекта, государственное предприятие «Мистецький Арсенал» не имело государственных средств на переговоры и затратную доставку уникальных работ из Токио, однако могло обратиться к украинскому коллекционеру, у которого есть одна из лучших работ Мори. Поскольку работа хранится за пределами Украины, согласие коллекционера за свои деньги предоставлять будущему музею работу для художественного проекта, было бы похоже на чудо.

В любой цивилизованной стране в выигрыше были бы все участники истории: и коллекционер, который позиционирует себя как меценат, и музей, в который пойдут многие зрители, и страна, которая не изолирует себя от мировых культурных достояний.

Не выдумывать велосипед: мировой опыт
Самые мощные в мире ярмарки Art Basel и Art Basel Miami Beach являються таковыми не только благодаря сильной команде организаторов, но и из-за географического расположения: таможенное и налоговое законодательство в США и Швейцарии создано так, чтобы максимально облегчить ввоз и вывоз произведений искусства. Швейцария не предполагает никаких документов на ввоз предметов искусства. Вывоз регламентируется, только если речь идет о национальном достоянии, согласно государственному реестру культурных ценностей. Эти ярмарки ежегодно посещают несколько миллионов туристов со всего мира – стоит ли говорить, как именно это влияет на развитие не только художественной, но и туристической инфраструктуры. Не говоря уже о пополнении госбюджета.

В большинстве европейских стран для провоза вещи через границу достаточно двух документов: товарного чека и справки о том, что вещь не находится в Госреестре. Такие документы выдают за считанные минуты, более того, большинство музеев выдают их «не отходя от кассы» музейного магазина, чтобы в своей стране вам не пришлось доказывать, что приобретенная копия «подсолнухов» Ван Гога не является оригиналом. Проблема в том, что украинская таможенная служба пока не унифицировала свою документацию с Еврозоной, и, следовательно, иностранная бумажка ничего не стоит в Украине. А вдруг, не дай бог, в Украине окажется настоящий Ван Гог! ..

Комментарий специалиста
Людмила Клочан, член правления Гильдии антикваров Украины (ГАУ), юрист

Гильдия антикваров Украины - единственная профессиональная общественная организация, которая принимала активное участие в формировании налоговой политики в области торговли произведениями искусства, коллекционирования и антиквариата, исходя из того, что Украина в своей истории подверглась беспрецедентному вывозу культурных ценностей, начиная с XVI и до начала XX века.

Предложение ГАУ заключалась в полном освобождении от налога на добавленную стоимость любых операций в области торговли произведениями искусства, в частности в их импорте. Внешняя политика любого государства должна быть направлена ​​на культурный обмен, который является важным фактором в решении государством стратегических экономических вопросов. Культурный обмен будет способствовать внешнеэкономической деятельности нашего государства.

Пункт 197.7 ст. 97, который предоставляет льготы только импорта культурных ценностей старше 50 лет, содержит в себе много противоречий. Применение этой нормы повлечет правовую коллизию, во-первых, в понимании самого термина, во-вторых, в подтверждении возраста культурных ценностей. А вообще - это просто мертворожденный ребенок, потому что этой нормой лучше не пользоваться, чем пользоваться. Она не позволит вернуть культурные ценности, находящиеся в свободном обращении на мировом рынке, несмотря на желание отечественных меценатов и филантропов за собственные средства вернуть ценности в Украину, о чем уже упоминалось в статье со ссылкой на факты. В-третьих, эта норма не соответствует международным стандартам и требованиям Евросоюза. В этом направлении необходимо менять позицию правительства, и ГАУ готова непосредственно принимать в этом участие.

 

Дарина Жолдак