История Одессы, написанная фотографией

С 3 по 10 апреля в Одессе впервые прошел фестиваль фотографии Odessa//Batumi Photo Days. Алина Сандуляк побывала и сама приняла участие в первой, – одесской, – части и теперь детально рассказывает, как это было. Главную экспозицию одесской фотографии, начиная с 1843 года, можно посмотреть в Музее современного искусства до 10 июня.

 

В Украине, к сожалению, нет музея фотографии. Но это пока – всего лишь вопрос времени. Именно такое впечатление произвела вдумчивая, исследовательская выставка фотографии «Одесса. Фото Дни» в Одессе и в целом украинская часть фестиваля Odessa//Batumi Photo Days, который прошел 3-10 апреля в Одессе. Куратор выставки Катерина Радченко достала из архивов и проанализировала одесскую фотографию за последние 170 лет и показала роль и значение этого медиума в пределах одного города. Наблюдая за посетителями выставки, можно было заметить неподдельный интерес и вовлеченность – взрослые и дети с любопытством рассматривали старые архивные фотографии.

 

 

 

Это была первая часть масштабного фотофестиваля Odessa//Batumi Photo Days, которая была больше ориентирована на профессиональное сообщество: сильная образовательная программа в виде мастер-классов зарубежных практиков фотографии. Вторая часть состоится в сентябре в грузинском городе Батуми и, курируемая Анной Рябошенко, представит выставки современной украинской и грузинской фотографии, среди которых, – если поспойлерить, – будет и уже достаточно известная за рубежом харьковская группа «Шило» (Сергей Лебединский, Владислав Краснощек и Вадим Трикоз).

 

Фестиваль в Одессе стал первой подобной практикой для города: исторически с момента появления в Одессе превалировала коммерческая фотография (это хорошо показывает выставка, но о ней позже) и фестивалей фотографии, а также активных процессов в арт-фотографии, к сожалению, не наблюдалось. Первая попытка дать толчок этим процессам прошла весьма успешно – фестиваль оказался местом встречи и новых знакомств, активных непрекращающихся разговоров о фотографии и обменом знаний. Катя Радченко, как непосредственный участник художественных процессов и специалист, который получил фотографический и кураторский опыт в зарубежных институциях (стипендии Gaude Polonia в Польше и Музея фотографии в Сан-Диего, проект «Кураторская платформа» PinchukArtCentre, а также программа в Стокгольме), отмечает острую нехватку профессионального фотографического образования в Украине. Именно с этой целью в Одессу были приглашены известные польские и шведские эксперты: фотограф Рафал Милах, который кардинально изменил представление о документальной фотографии в родной Польше; независимый куратор и редактор журнала об искусстве «Szum» Адам Мазур, работавший над выставками в Замке Уяздовски с 2002-го по 2013 год; документальный фотограф Петер Ингман, развивающий Центр Документальной фотографии Sune Jonsson. Куратор осознанно выбрала модель бесплатного обучения – участниками становились на конкурсной основе по результатам присланных фотосерий. На эти мастер-классы были отобраны и съехались молодые фотографы со всей Украины, работающие в поле документальной и арт-фотографии, среди которых – Кирилл Коваленко, Гера Артемова, Евгений Степанец, Юлия Кривич, Сергей Поляков, Константин Черничкин, Елена Субач, Вячеслав Поляков, Геннадий Чернега, Анна Грабарская и другие. В течение нескольких дней разные по интенсивности, – от 2 до 8 часов, – мастер-классы смоделировали ситуацию активного обсуждения особенностей и проблем современной фотографии в Украине. После показа среза украинской современной фотографии куратор Адам Мазур особо отметил разнообразие новых молодых имен в украинской фотографии и на мой вопрос об отсутствии некоторых направлений ответил: «То, что я увидел – достаточно интересно. Не пытайтесь переделать фотографов – идите за ними». На мастер-классе у Рафала Милаха участники показывали портфолио и в процессе активного обсуждения пытались понять механизмы создания сильной, емкой и цельной серии.

 

 

Заметив, что после мастер-классов у всех сложилось разное впечатление, я попросила нескольких участников их сформулировать, а также задала вопрос «Каким должно быть фотографическое образование в Украине?», после чего поняла, что тема образования не просто актуальна, но достаточно проблемна и очень остро стоит.

 

Евгений Степанец, участник мастер-класса Рафала Милаха: «Во-первых, весь мастер-класс был отличным шансом обменяться опытом и пообщаться с участниками, получить фидбэк о своих работах. Я получил возможность посмотреть на свой проект со стороны, выйти за рамки своего прежнего представления о фотографиях. Важным в мастер-классе для меня стала практика выстраивания самой серии фотографий, понять, насколько важна как визуальная составляющая, так и содержание, "вес" фотографии в серии и их очередность. А в целом на фестивале самым важным стали знакомства с интересными людьми и личное общение вне сети.

 

В Украине я вижу курсы документальной фотографии, курсы концептуальной фотографии и т.д. Но, например, прихожу я в школу, и откуда я знаю, какой фотографией мне хочется заниматься? К этому ведь тоже как-то нужно прийти. И вот такого фотографического образования здесь нет».

 

 

 

Сергей Поляков: «Это вообще полезно – общаться на профессиональные темы с людьми, непосредственно находящимися в обойме современных мировых фотографов. Неважно, обсуждаете ли вы портфолио, или знакомитесь с принципами организации работы европейских фотографов и фото-коллективов, или обсуждаете домашнее задание. Главное, что участник мастер-класса начинает смотреть на процесс фотографирования в контексте, соответствующем его современному пониманию, что в перспективе дает возможность вырваться за пределы советских/постсоветских догм и ограничений и влиться в мировой поток журналистской, документальной, либо арт-фотографии. Особенно это актуально для Одессы, увязшей в мифах о славном прошлом и оторванной от современного мира во всех сферах культуры и фотографии в частности. Я считаю, таким и должно быть образование – интернациональным, позволяющим интегрироваться в европейский и мировой контекст. Может быть, недельные-двухнедельные выездные семинары, в разных городах (для фотографа это важно – попасть в новую, непривычную обстановку). Одесса как площадка для подобных мероприятий – неплохой вариант».

 

 

Вячеслав Поляков, участник мастер-класса Рафала Милаха: «Что я вынес для себя –  слушать нужно, конечно, всех, но делать нужно всё равно по-своему. У Рафала есть свое понимание фотографии, которое он вынес из своей страны и из своего поколения. Переделать мою серию согласно его советам – имитация чужой работы. То есть, при полной прилежности такой ученик получит имитацию польско-европейской фотографии с опозданием в поколение. Более того, не имея их культурного и образовательного багажа, это будет сложно. Когда-то на ютубе я услышал одну лекцию о Jacob Aue Sobol. Он ходил в некую фотошколу в Дании, которую, кажется, даже не закончил. И описывал он ее так: «Нас была группа, и нам назначали куратором какого-то известного практикующего фотографа. Он возился с нами неделю, и к концу недели мы все начинали снимать как он. Но на следующей неделе его сменял другой преподаватель. И на втором десятке мы уже все прочно держались за свой личный авторский стиль». То есть, мне кажется, что пока мы будем учиться у «них», мы всегда будем имитаторами, еще и не очень хорошими – многие ресурсы нам не доступны. Учиться нужно, но, выходит, у нас сверхзадача – слушать других, но не потерять себя: прослушав 50 или 100 лекций и мастер-классов разных фотографов, мы поймём, как люди, незнакомые с Украиной, считывают ее с картинки. И только тогда научимся говорить с ними на своем языке. 

 

Мастер-класс мне понравился возможностью вместе поговорить о своей работе. Очень редко люди готовы говорить о моей фотографии что-то кроме «like-dislike». Ну и, конечно же, вдохновение от творчества других людей.

 

Думаю, образование – это в первую очередь нахождение в среде: возможность следить за работой других фотографов, ходить на выставки, иметь знакомых, которым будет интересен диалог о фотографии, наблюдать успешный пример других людей. Идеальное образование для Украины – снять проблему границы и денег. Чтобы студенты могли спокойно путешествовать по европейским фотособытиям, чтобы они делали это не наугад и не в одиночку. И чтобы сюда к нам приезжали люди и показывали свои проекты. Ну и, конечно же, возможность для студентов находиться в тесном контакте друг с другом. Место, куда бы они стекались со всей страны».

 

 

Геннадий Чернега, участник мастер-класса Рафала Милаха: «Как только пришло письмо с поставленным заданием, почувствовалось серьезное отношение к нашей встрече. Я потратил несколько дней на подготовку и ехал уже со свежим материалом, кроме того, что у меня уже было. Все два дня мастер-класса Рафал посвятил беседе с каждым из нас. Он разбирал каждый проект и обращал внимание на отдельные детали — и ты понимаешь, какой может быть общая картина. И какими могут быть решения в выбранной теме. То есть, еще до того, как началось обсуждение твоего проекта, у тебя уже есть над чем подумать.

 

Кроме того, было задание, которое нужно было выполнить за вечер. Оно также здорово встряхнуло – этот минимум времени очень сильно обостряет все твои качества. Просто до этой встречи я любил фотографию, интересовался, а за последние три года просто пропал в ней. Поэтому в целом для меня не было чего-то принципиально нового на мастер-классе – ту информацию, которую нам дали, я уже освоил самостоятельно и понял, какой образ мыслей может быть у фотографа, что он может чувствовать и с помощью каких приемов может об этом сказать. На мастер-классе я только убедился, что все, о чем я думал – верно.

 

Фотографическое образование должно быть серьезным и основательным – академическим. Все дисциплины должны преподавать мастера, у которых есть целый пласт самых разных знаний в фотографии, собственный взгляд на жизнь и на фотографию. Должна быть серьезная техническая база. Я хотел бы изучить и перепробовать абсолютно разные фотографические техники – от дагерротипа до камеры Go-Pro. Нужен курс изобразительного искусства, ведь фотография по большому счету состоит из линий, цветов и пятен, смыслов и ощущений, и все это давно почувствовали художники. Курс современного искусства, которое отражает сегодняшний день и ищет совершенно новые приемы и методы взаимодействия со зрителем. Курс, где можно увидеть золотые запасы мирового кино. Мне близка структура Баухауза, где студенты-архитекторы шаг за шагом получали максимум необходимых знаний из самых разных областей».

 

        

 

Анна Грабарская, участница мастер-классов Адама Мазура и Рафала Милаха: «Мне больше был полезен мастер-класс Рафала Милаха. Он затрагивал такие стороны фотопроектов, о которых я никогда раньше не задумывалась. После его интенсива я пересмотрела всю свою работу за последние 3 года и поняла, как нужно работать дальше. Мне также Рафал показался очень глубоким и внимательным учителем: ему действительно было не всё равно, что ученики приносили на занятия. И, думаю, два дня в компании Милаха могут заменить год в компании какого-нибудь заплесневелого преподавателя по учебникам, рекомендованным министерством образования. Насчет фотообразования: поняла недавно, что кому оно нужно, тот найдёт возможность поехать учиться. А у нас оно в таком зачаточном состоянии, что его нужно сейчас поднимать с нуля. И такие мастер-классы нужны обязательно в том числе. Важно иметь какой-то взгляд со стороны, потому, что в Украине фотографы оценивают друг друга с точки зрения «А как я снял эту тему?» или «Почему я это не снял?». У нас огромные проблемы с тем, чтобы к кому-то обратиться за советом или просто обсудить проект. Если думать о том, какой должна быть настоящая школа фотографии в Украине, то там должны учить, в первую очередь, искать и находить собственные темы и видение».

 

 

Гера Артемова: «Воркшоп с Адамом Мазуром был интересный и насыщенный. У Адама свой особенный стиль: он не дает прямых ответов, не читает лекцию. Он подталкивает участников к анализу и собственным выводам. Единственное, что хотелось бы пожелать – сделать такой воркшоп более длительным и углубленным. Каким должно быть образование для фотографов? Это сложный вопрос, ответ на который индивидуален для каждого и очень зависит от того, на каком этапе жизненного пути и с каким багажом человек приходит в фотографию. В идеале, конечно, это системное мультидисциплинарное фотографическое образование, достаточно длительное. Но, как я уже говорила, часто люди приходят в фотографию с уже полученным профессиональным образованием (и опытом) в другой сфере. Кроме того, мир очень быстро меняется. Поэтому обязательно должны существовать лекции, мастер-классы, интенсивные авторские курсы. На мой взгляд, в настоящий момент ситуация с этими направлениями в фотографическом образовании оживилась, большую роль этом играет PhotoCult. Воркшопы в рамках фотофестиваля Одесса/Батуми с зарубежными фотографами и кураторами также стали хорошей возможностью для украинских фотографов, потому, что раньше подобные воркшопы были доступны, в основном, за границей. Нельзя не сказать также, что большую роль играет самообразование».

 

  

 

***

 

Отдельное внимание стоит уделить главной экспозиции – выставке в Музее современного искусства Одессы, которую можно посмотреть до 10 июня. В контексте всех событий последних нескольких лет тема выставки очень актуальна. Переосмысление архива и выявление в истории разного рода манипуляций, обмана и умалчиваний – это то, чем нам всем предстоит заниматься ближайшие годы. (Первые подобные смелые шаги по переосмыслению своих архивов уже сделал Национальный художественный музей Украины своими выставками из запасников).

 

 

Это первая в Украине фотографическая выставка, которая через фотографию, – от ее появления в Одессе и до сегодняшнего дня, – рассказывает об истории одного города. В поисках старых фотографий из Одессы и сведений о них Катерина Радченко провела в архивах музеев год. При отсутствии в Украине музея фотографии снимки разбросаны по разным музеям: в Одессе они оказались в Краеведческом музее Одессы, Национальной библиотеке  им. М. Горького, Музее современного искусства Одессы, частной коллекции А. Дроздовского. В результате куратор нашла фотографии облика старого и нового города, портреты одесситов, сделанные под заказ (коммерческие снимки для семейных альбомов) и репортажные снимки. Что интересно: фотография в Одессе появилась очень рано – в 1843 году – но носила чисто коммерческий характер. Катерину Радченко долгое время интересовал вопрос, почему в ее родном городе не развита художественная фотография, как, например, в Харькове, где сложилась Харьковская школа фотографии. Исследование дало ответ на этот вопрос, и, переходя из зала в зал, можно проследить линию развития фотографии в Одессе: здесь она всегда воспринималась с технической и прикладной точки зрения и не рассматривалась как средство для эксперимента и выражения своего взгляда на окружающую действительность. Большой период репортажа, начавшийся в Европе и Америке в 1930-х годах и подаривший миру таких великих фотографов, как Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Доротея Ланж и многих других, в Украине, и в частности, – в Одессе, – к сожалению, выразился лишь в газетных репортерских кадрах по всем правилам советской идеологии: улыбающиеся пионеры, счастливый труд на заводах и коллективные портреты.

 

  

 

Озвученная тема «История/Манипуляция» развивается также в тему архива и архивирования. На каждом шагу зрителя ждали маленькие сюрпризы и интересные неожиданности: например, вырезка из газетной статьи XIX-начала XX века, в которой рассказывается о самых популярных  в то время образах для портретирования в ателье фотографии: «роковой юноша» с пистолетом у виска, девушка у фортепьяно, семейный портрет, погрудный портрет «я могуч и силен». Такие ателье тогда в шутку называли музеями обывательщины. Здесь же рядом цитата португальского куратора Фатима Маркес Перейра: «Когда я думаю о памяти и произведениях, ей посвященных, я вижу, сколько спрятанных, утерянных и забытых воспоминаний нас окружает».

 

Следующий зал представляет архивные фотографии, портреты одесситов – так называемые «визитные карточки», формат которых был придуман в Париже в 1854 году. Здесь можно проследить, как менялся канон фотографирования для семейного альбома от самых первых практик до позднесоветских портретных фотографий. Портретирование в Одессе в ХІХ веке практически ничем не отличалось от европейских образцов, разве что украшения для фона в Европе были более богаче и пышнее, но это все те же колонны, стулья, столы. Портреты уже советской эпохи сильно контрастируют своей идейной бедностью: скромно одетые люди, простые позы, серый фон. Тут же показаны разные виды паспарту, которые также имели свои правила оформления: под фотографией золотым или серебрянным тисненим всегда указували информацию о фотоателье, а на обратной стороне добавлялись еще и изображения наград мастера, полученных на престижных выставках.

 

 

Одним из главных достоинств выставки является ее информационный аспект: зритель может узнать много нового о своем городе глазами фотографов тех времен. А также в процессе исследования и отыскивания фотографий куратор постепенно выстроила историю развития именно в данном конкретном городе. Например, из архивных данных стало известно, что первым фотографом Одессы был Филипп Гааз. Выпускник Мюнхенской академии живописи, он приехал в Одессу и в 1843 году открыл свое фотоателье. Параллельно с этим Гааз занялся пейзажной съемкой и сделал серию фотографий городского ландшафта, которая была приурочена к 70-летию Одессы в 1864 году.  А в 1869-м другой одесский фотограф, – Иосиф-Карл Мигурский, – создает «Альбом одесских портовых работ», где фиксирует постройку эстакады. Три круглых и три овальных снимка в экспозиции – немного неожиданно от фотографии ХІХ века увидеть такую ясную и четкую попытку практически художественной фиксации новой индустриальной топографики. Кроме того, как оказалось, в Одессе когда-то, хоть и недолго, был даже фотографический институт: Мингурский создал его в Одессе в 1855 году.

 

В 1931 году в Одессу заехал американский фотограф Бренсон ДеКу, который путешествовал по Советскому Союзу. Он создал стеклянные слайды, расписанные позже анилиновыми красками. В экспозиции представлены копии под небольшими лайтбоксами, а все оригиналы хранятся в Калифорнийском Университете в Санта Круз (США). 

 

Экспозиция предлагает взглянуть на абсолютно, с первого взгляда, разные аспекты и стороны фотографии: листовки, открытки, коллажи, формат Instagram и феномен селфи. Все они очень гармонично между собой соединяются и идейно перетекают из одного в другой. Это пример отличной, до мелочей продуманной кураторской работы.

 

  

 

Фотография советского периода представлена коллажами и анонимными репортажными снимками, которые демонстрируют явный пример агитационных материалов. На фотоколлажах видна ретушь, исправления, стертые и перерисованные лица. В первой трети XX века, особенно, – при политике Ленина, – фотография использовалась исключительно  в пропагандистских целях. Впрочем, журнал «Советское фото», –средоточие идеологического материала, – этого и не скрывал: куратор нашла выписку, в которой вспоминается цитата Ленина: «Показывать не только кинохронику, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими подписями». 

 

Исследование одесской фотографии также показало, что к экспериментальной художественной фотографии в Одессе всегда относились несерьезно и в таком заполненном коммерцией городе ее практиковали очень мало. Одно из первых упоминаний такой экспериментальной фотографии – шуточный альбом «Буйволас» студента Владимира Бойко, созданный в 1939 году, где он вместе с друзьями придумывает ироничные стихи с выдуманными именами и дополняет их аматорскими снимками. Затем, уже когда в 1970-х годах популярности набирают перформативные практики и появляется необходимость их документации, такая “концептуальная” фотография возвращается. Но это также лишь единичные случаи – фотографического прорыва в Одессе так и не случается. 

 

1970-1990-е проявились документальными черно-белыми и цветными снимками Юрия Бойко, который сейчас полностью ушел в коммерческую «красивую» фотографию.   Камерная, полусемейная серия «Кафе» и более жесткая прямая серия «Свадьба» визуализируют ментальный и творческий кризис 90-х годов.

 

   

 

Самой «новой» современной работой на выставке стала серия украинско-немецкого фотографа Кирилла Головченко, который получил фотографическое образование в Дармштадском университете и сейчас живет и работает в Германии, но постоянно возвращается в Украину для художественного исследования. Серия «Отпуск – гром среди ясного неба» (2014) была снята на пляжах Одессы и иронично передает атмосферу и характерные сцены постсоветских курортов. Эта работа стилистически очень сильно отличается от всех предыдущих, и по современному визуальному языку видно, что профессиональное образование фотограф получился за рубежом.      

 

Кроме мастер-классов организаторы позаботились и о широкой аудитории, которой уделили не меньшее внимание, предложив во время недельного фестиваля вечерние показы, еще 3 небольшие выставки и лекции. Практика показов работ финалистов различных мировых конкурсов и премий , характерная для подобных зарубежных фестивалей, украинской, даже профильной аудитории, была несколько нова. 

 

Катерина Радченко: «Впечатления трансформируются ежедневно. Как только закончился фестиваль, было ощущение усталости и несколько дней просто не хотелось даже анализировать, что нам удалось или нет. Следующая неделя уже наполнилась моментом эйфории и счастья, что нам таки удалось все организовать: я смотрела отчетные фотографии и видео, получала позитивные комментарии от участников и была уверена, что мы – молодцы. Сейчас же я начинаю анализировать саму работу, более трезво смотреть на фестиваль – конечно, есть много моментов для доработки. В целом же нам удалось воплотить то, что мы задумали. Конечно, было много нюансов, связанных с тем, что нам просто не хватало сил и наша команда оказалась недостаточно большой для нашего фестиваля, но, с учетом поставленных задач, все было выполнено. Нам даже удалось преодолеть непредвиденные факторы – такие, как развешивание работ на улице в штормовую погоду. Как не удивительно, на мастер-классах и лекциях присутствовало больше приезжих. Скорее всего, это связано со скепсисом города: мол, неужели у нас может проходить что-то хорошее и качественное? Либо же одесские фотографы уверены в своих знаниях и не нуждаются в образовательных программах. На выставки и вечерние показы уже приходило больше одесситов.

 

 

Что касается выставки, то, во-первых, мне хотелось собрать важный исторический материал, но визуально сделать ее доступной для любого посетителя. Думаю, что мне удалось, так как она пользуется популярностью не только у профессиональной туссовки, но и у обычных посетителей. Также мы провели одну экскурсию, и этот формат дал возможность построить диалог со зрителем.

 

Могу однозначно сказать, что в следующем году фестиваль будет – и не 7, а 5 дней! Мы постараемся его перенести на вторую половину апреля, чтобы было теплее, хотя это также будет зависеть от Пасхи. Про тему и формат начну думать после Батумской части, так как сейчас у нас впереди еще организация грузинской части и выставки для Батуми».

 

Это не первый фотофестиваль в Украине. В 2003-2007 годах проходило биеннале «Месяц фотографии в Киеве», а в 2013-м состоялся фестиваль «Vizii». Но это первое региональное профильное событие, которое, к тому же, впервые обратилось к локальному архиву. Толчок децентрализации культурных процессов был сделан. Осталось надеяться, что в следующем году произойдет наслоение, а не обнуление, и Одесса снова узнает что-то новое о своей фотографической жизни.

 

Творческая встреча с фотографом, художником Ани Зур/Ириной Рузиной состоится 30-го мая с 11:00 до 13:00 в студии "Печенье" (г. Одесса, ул. Успенская, 66, 2-й этаж).