Школа современного искусства: новый шаг

Выставка «Фотографическое бессознательное» в Институте проблем современного искусства – это третий отчетный проект «Школы современного искусства». Ее тема навеяна курсом фотореализма, который был первым этапом нашего практического обучения. Вальтер Беньямин утверждал, что видение сквозь объектив открывает те пласты бессознательного, которые невооруженному глазу не доступны – собственно, от этого утверждения мы и отталкивались. Как куратору школы мне сложно быть объективной в оценке качества сделанного нами. Но констатировать явный шаг вперед можно смело.

 

Здесь и далее – работы с выставки

 

Это рискованная задача – работать с людьми, начинающими практически с «нулевого» уровня. И хотя проект заявлен как экспериментальный, не хотелось по факту получить маргинальную выставку участников «художественной самодеятельности»…Приятным моментом на сей раз оказалось то, что удалось избежать ученических интонаций и, по большому счету, непопадания в масштаб и формат мышления современного искусства. Потенциал у «школьников» есть: за четыре месяца обучения им удалось дотянуть свои проекты до выставочного состояния. Хотя, большинству трудно было не утонуть в потоке собственного творческого сознания: когда ты достаточно долго в этом варишься, участвуешь в бесконечных обсуждениях идей, видишь, как они возникают у тебя, у других, меняются, трансформируются или вообще отбрасываются, очаровываешься, разочаровываешься, снова очаровываешься и так далее – творческий процесс иногда становится самоцелью и бывает интересней самого результата. Но достойный результат все-таки материализовался – с чем я всех нас и поздравляю.

 

 

 

Довольно долго не понимаешь, получится ли заявить о себе на профессиональном уровне и в профессиональном пространстве. Оно ведь, как лакмусовая бумага, выявляет подлинный масштаб твоих амбиций и возможностей, все расставляет по своим местам: что в мастерской выглядит неплохо, в этом большом и «намоленном» «белом кубе» может предстать совершенно в другом свете. Мы придерживались уже опробованной стратегии параллельной экспозиции: чтобы избежать ощущения школьного междусобойчика, в проект были приглашены уже состоявшиеся художники – и преподаватели школы, и те, кто вписался концептуально: Александр Верещак, Константин Лизогуб, Александр Кадников, Оксана Чепелик, Антон Логов, Мирослав Вайда, Ольга Селищева, Оксана Пыж, Женя Лисняк, Анастасия Билевичева, Антон Шебетко, Максим Финогеев, Рикардо Роиш, Марина Кривопишина. Очень ценный, хотя и травматический опыт для начинающих: ощутить себя частью художественной среды и соотнести свои работы с тем, что делают профессионалы.

 

 

 

 

С каждым проектом ты как куратор и наставник волнуешься все больше и больше: хочется доказать, что ты что-то можешь дать этим людям. Главное, к чему хотелось бы подтолкнуть – это новая степень смелости и откровенности в саморефлексии, умение открываться, быть честным с самим собой, касаться болезненных тем. Научиться транслировать то, что беспокоит тебя, а не то, что хотят услышать, или то, что модно или востребовано. С этим, как показал предыдущий выпуск, у людей были определенные проблемы. Касаться собственных травм отваживаются не многие; некоторые вообще не признают того, что они есть. Но для меня самым значимым и интересным в искусстве являются личности и их истории, субъективные месседжи – то, что травматично, выстрадано и глубоко пережито, укоренено в самом человеке, неотторжимо от него.

 

 

 

 

 

 

 

Это может быть что угодно – например, травматичный постсоветский контент нашего сознания, который анализирует Ольга Ластивка. Поверх фотографий первого Майдана она выводит те шаблоны мышления советского бессознательного, которые блокируют нам пути дальнейшего экономического, политического, да и просто морального развития. Алена Кирпа в иносказательной форме и на примере африканских пост-колониальных стран размышляет о недостижимости свободы для нас самих. Александра Доцок в инсталляции с ласточками, запутавшимися в «клетках» арматурной сетки, тоже размышляет о пределах свободы. Невыносимая легкость бытия, пожалуй, возможна только в интерфейсе, но платой за нее становится превращенный в выжженную пустыню весь мир материального – констатации этой утраты посвящена инсталляция «Windows» Надежды Стороженко. Болезненно отношение ко всеускоряющемуся,  уплывающему сквозь пальцы времени, которое мы пытаемся остановить ненужными «напоминалками»-стикерами – как в интерактивной инсталляции «Трансляция бессознательного забывания» Елены Лукьяновой и Анны Костюк. Размышление о сути фотографии как медиа, убивающем, омертвляющем реальность – это проект Анны и Андрея Костюков (группа «АК 83») «Вечная память». На примере найденных в сети апроприированных фотографий – от викторианского посмертного фото и до наших дней – они делают максимально очевидным тот вывод, что каждая фотография пожирает время и говорит об утрате. Мгновение, которое запечатлено, уже никогда не возвратится, так же, как и люди – ушедшие или переживающие скорбь ухода. На парадоксальных сопоставлениях, патетическом переворачивании «высокого» и «низкого» (точнее, низкое здесь и есть высокое: опустившиеся бомжи приравниваются к Абсолюту) выстроена работа Александра Иванцова «Искусство#5». Он ксерокопирует, то бишь, апроприирует «Case history» Бориса Михайлова и Спаса Андрея Рублева, заклеивая ими стену наподобие полос рекламных афиш. Задача художника здесь – не просто довести до логического завершения «убийство ауры» (опять же, Беньяминовский концепт), но «добить» банальный, очевидный смысл произведения…Странная трансформация фотографической темы произошла в абстрактных работах Юлии Стриковской «Mens sana» с объектными включениями «эктоплазм», «здоровых духов» (афоризм Ювенала «В здоровом теле…»). На размышления о том, что есть одухотворяющее начало искусства и как его сделать видимым, художницу  натолкнули фотографии спиритических сеансов…Эффектный и остроумный живописный проект Василия Равлюка «Тепло видения» показывает, как это самое тепло – в символическом плане, разумеется – из нашего взгляда постепенно улетучивается, даже если мы пытаемся смотреть на мир посредством тепловизора...

 

 

 

 

 

К сожалению, нет возможности упомянуть все достойные работы. Возвращаясь к критериям оценки проектов дебютантов, можно  утверждать, что основным и базовым в данном случае является не качество в формальном плане (кому-то над этим еще предстоит поработать), но качество мышления. И оно позволяет надеяться на то, что следующая выставка в июне станет еще одним шагом вперед.

 

 

Про автора

 

Виктория Бурлака – куратор проектов «Галерея на Институтской» и «Школа современного искусства». Автор собственной рубрики «Уикенд с искусством» в ART UKRAINE.