Художники и анимация: «N-Dimension» Алины Якубенко

В основе беседы на этот раз оказывается проект экспериментальной арт-лаборатории художницы Алина Якубенко и группы UBIK, созданный в 2010 году в пространстве «Ludmila Bereznitsky & gallery partner».

 

Исследовательский проект «Анимация в художественных практиках Украины ХХ-ХХІ ст.» основан на изучении применения, преобразования и переосмысления анимации, оптики, кинетики украинскими художниками. Инициатор исследования – художник, искусствовед Виктория Перевозникова. 

 

Виктория: Расскажи о сотрудничестве с группой UBIK, членом которой ты являешься. Как давно вы работаете вместе?

 

Алина: С группой UBIK я работаю до сих пор, хотя из-за того, что часть участников обзавелись семьями или работают самостоятельно, мы сейчас делаем мало проектов. А началась работа  в 2009 году, мы сделали первый проект в галерее  L-art, он назывался «Станы», проект был живописный, с элементами анимации, там было несколько  видео документаций рабочих процессов создания картин  и серия живописных работ.

 

Второй проект, – N-Dimension, – мы сделали в формате арт-лаборатории продолжительностью в 4 недели, где мы экспериментировали с возможностями преобразования пространства художественными методами. Каждая неделя соответствовала определенному уровню (измерению), которые  отражали способы восприятия человеком  пространства.

 

Для себя мы определили рамки и критерии, по которым будем работать,  сознательно ограничили себя в выразительных средствах (рабочим материалом была черная изолента и стены галереи), но в остальном каждый решал, что он делает сам. Также к проекту присоединялись зрители, которые посещали галерею.

 

 

Практически все участники группы UBIK учились вместе. С Витей Харкевичем я училась в одном классе, Денис Саливанов был на год младше, Ярик на год старше в Академии, так же имели коллективный  опыт работы в группе РЭП (кроме Дениса – он присоединился позже).

 

В проекте N-Dimension участвовал также художник Максим Нищенок, который тоже с нами учился.

 

Из последнего, что мы сделали в полном составе – звуковая  инсталляция   «Дождь»  в рамках фестиваля «Оккупация», инициированным фондом Изоляция этой осенью.

 

До этого мы также разрабатывали много проектов, но они так и остались в виртуальном формате. Не все задуманное удалось реализовать, поскольку часто это оказывалось   слишком  дорогим удовольствием, а искать финансирование в Украине  проблематично.

 

Проект N-Dimension состоял из так называемых пяти измерений. Математик, философ Петр Успенский в своей работе «Tertium Organum» рассматривал эти измерения как общепринятые ширину-глубину-высоту, а четвертое измерение определял как время. Так ли это в проекте N-Dimension?

 

Да совершенно верно. Еще есть теории о пяти и шестимерных пространствах, но мы остановились на пяти.

 

Весь проект состоял из пяти этапов, соответствующих пяти измерениям. Каждый из них имел свои задачи.

 

Мы поддавали  анализу само восприятие пытаясь воссоздать его при помощи принципов и методов по которым  пристраивается  виртуальное пространство.

 

В первом измерении (1D) в  пространстве  белого  куба галереи  мы поставили точку (отправную) и провели от нее линию. Таким образом  мы очертили пространство – наложили на  него  сетку, как бы превратив реальное пространство в виртуальное,  двигаясь от точки к линии.

 

Во втором измерении (2D) мы работали  с плоскостью, то есть, уже с множеством точек на плоскости. Таким образом пространство переставало быть статичным, меняло свою структуру, оставаясь при этом плоскостным, но уже создавало желаемые  иллюзии посредством 2D.

 

В третьем измерении (3D) работали  с объемом. Создавали геометрическую модель материального мира – с высотой, шириной и длинной.

 

Четвертое измерение –  время (4D). Четырехмерное пространство легче представить, чем двухмерное, но очень трудно изобразить и зафиксировать в полной мере любыми известными средствами. Любая тактика измерения 4-го пространства ограничивается временным отрезком. Пространство обретает динамику. Главным элементом является движение. Мы  создавали с помощью видео и stop-motion  ролики и использовали их, создавая дополнительные иллюзии,  проецируя  на стены или используя мониторы и экраны, также просто фиксировали изменения в экспозиции  документировали их, позже  использовали в экспозиции и снова документировали.

  

Пятое измерение (5D) взаимодействие. Если в 4-м измерении возможно только линейное развитие определенного события, то  5-е измерение предполагает любое возможное. На этом  этапе восприятие и работа с пространством индивидуализируется.  Движения объекта, например, в привычном трехмерном пространстве, но с бесконечным количеством вариаций, его возможных действий. На этом этапе все художники и посетители галереи могли делать все, что захотят, совмещая все эти четыре измерения.

 

 

Находясь в пространстве инсталляции, заложником каких ощущений, по твоему мнению, становился зритель?

 

Думаю, это круче, чем  перед монитором компьютера. Находясь в галерее, была возможность моделировать пространство, непосредственно находясь в нем. Мы пытались создать иллюзию виртуального пространства, осознанно ограничивая себя в средствах – максимально простыми, доступными способами.  Использовали изоленту из-за того, что это гибкий, дешевый материал: ее можно было отрывать, менять место положения, миллион раз переклеивать, где-то фиксировать. В формате 3D мы делали объекты из подручных материалов, обклеивали обыкновенные выставочные кубы и т. д . Местами где-то была плоскостная иллюзия объема, а где-то – реальная. Объекты, которые выступали, мы прятали за счет иллюзий, лишали их объема и наоборот. В 4-м работали с проекциями и мониторами. Это работа с иллюзиями, как, в принципе, и все интернет пространство.

 

За четыре недели мы очень устали, почти  каждый день что-то делали. Честно говоря, я не уверена, что еще раз пойду на такой опыт. Через год или два мы повторили этот проект в Изоляции. В концепции проекта речь шла о несуществующем в Донецке культурном пространстве, где люди могли бы встречаться, и где бы существовала некая  культурная среда, которой там раньше не было. Мы  создали  глобальную инсталляцию, которая объединяла все выставочное пространство – сразу со всеми измерениями. Среду, очень абстрактную, которой не существует в принципе, которая может быть только в интернет пространстве.  В данном случае, мы не развивали эту работу в форме лаборатории, потому, что не было смысла повторять проект.

 

 

Проект был наполнен также элементами медиа-археологии, кинетическими скульптурами?

 

Да – в третьем измерении и в четвертом. Например, у  нас поломался MP3-плеер – крышка отлетела. Мы подумали, что диск так хорошо крутится – можно на него что-то установить, чтобы музыка одновременно играла и объект вращался.  Но, к сожалению, музыка не играла. Вот и кинетик-арт, – объект который в состоянии покоя находится в третьем измерении, – перемещался в четвертое, когда мы включали его в розетку.

 

Где впервые экспонировалась работа?

 

Работу экспонировали впервые в галереи «Ludmila Bereznitsky & gallery partner»,    которой уже не существует. На самом деле проект пришлось закрыть в начале пятой недели от независящих от нас обстоятельств, когда мы почти проработали последний этап.

 

 

Виктория: Расскажи о других твоих опытах с анимацией.

 

Алина: Я дважды  в своих работах обращалась к анимационной практике. Первый мой проект, где я попыталась использовать покадровую съемку, был осуществлен как  рисованные раскадровки и  назывался «Inside» (2009 г.). Это была работа со старыми медиа – такими, как холст и  краски. Я документировала все периоды своей живописи, а потом превращала это в видео. Один из проектов я делала на Открытую Ночь – там я воссоздала  в галерее «Ludmila Bereznitsky & gallery partner» иллюзию галереи по средствам мультипликации и проектировала ее на затянутые простыней окна изнутри галереи. Получалось так, что с улицы ты видишь нарисованное пространство,  по которому ходят посетители  и рассматривают картины, как будто  галерея заполнена живописью. Второй проект – «Картина на которой произошло убийство» (2009 г., холст и масло). Я также документировала все слои живописи, на которых покадрово был изображен сюжет с убийством.

 

Алина Якубенко

 

N-Dimension основан на игре с оптическими иллюзиями. Считаешь ли ты это некой анимационной техникой?

 

Отчасти – да, конечно. Думаю, видео именно из этого проекта достаточно декоративно: покадровая съемка, stop-motion, визуальные иллюзии. Похоже, это элементы анимации. Были и не очень приятные моменты относительно этого проекта – какраз из-за этой декоративности. Но, мне кажется, люди любят что-то эффектное, поэтому это всем нравилось. Я считаю, что  работа отчасти потерялась за счет эффектов, которые воспринимаются как чистый дизайн. Это минус проекта. Зрители часто не понимали, что это лаборатория, которая находится в развитии – они приходили и им просто это нравилось. Когда мы сделали этот проект в Изоляции, кто-то из посетителей сказал: «О, хорошо! Наконец-то есть на фоне чего фотографироваться».

 

На фото – проект «N-Dimension». Все фотографии – Дениса Саливанова