Кинетическая Арт-Ярмарка в Лондоне: От детских игрушек к трансгуманизму

 

Каждый год в первых числах февраля в павильоне П3, что занимает минус три этажа Вестминстерского Технологического Университета, проходит это событие.

Из разных уголков мира сюда притягиваются как магнитом всевозможные техно-шаманы и алхимики. Они демонстрируют свое искусство, в основе которого лежат принципы механики (в том числе и квантовой), астрофизики, оптики, химии, биологии, радиоэлектроники, мультимедийного программирования, процессинга и т.п.

Событие представляет из себя фестиваль, или шоу, с платным входом (30 фунтов) и различными уровнями доступа, а также серией мастер-классов, 3D-мини залом для концертов и перформансов, и – о ностальгия – длиннющей очередью зрителей, которая берет свой исток где-то за углом Вестминстерского Университета, огибает его и вливается в ворота Амбики (другое название павильона П3). 

Здесь и далее фото Анатолия Слойко и Марьяна Андрусенко

Интересно, что самому кинетическому фестивалю всего 3 года. Это событие было призвано к жизни, чтобы стать ответом на запросы дня сегодняшнего. Проблематика ХХ-го века, насыщенного адреналином революций: коммунистических, фашистских, «цветных», психоделических, сексуальных, технологических и научных, отразилась в искусстве, создав пестрый «персидский» ковер векторов и течений. Подобно тому, как можно испытывать неизъяснимое блаженство, очерчивая различия между фовизмом и пуантилизмом, московским концептуализмом и венским акционизмом, авангардом и контемпорари – мы можем попробовать, отчасти интуитивно, очертить извилистую береговую линию, определяющую пространство кинетики в бурном океане искусства вообще.

Так вот кинетика XXI-го века – это однозначно нечто не тождественное контемпорари. Очевидно, кинетическому искусству как жанру и направлению еще предстоит дать исчерпывающее определение. Номинально – это детище XX-го века, ответвление авангарда, конструктивизма и оп-арта. Реально же, в древней Греции, средневековой Европе и Японии и далее по ходу истории можно встретить подвижные скульптуры, роботов-самураев, причудливые счетные машины (средневековые компьютеры) и всяческие алхимические чудеса, частично осевшие в качестве примеров для лабораторных работ по физике и химии средней школы.

Предлагаемое нами определение: кинетическое искусство – это чудеса на научной основе. Иными словами, аспект удивления, загадки или же разгадки «брильянтовой» - как говорят братья бриты - идеи, заложенной в основу произведения, имеет зачастую большее значение, чем социальное послание или художественный контекст, на котором зиждется работа. В этом плане можно сказать, что кинетика – это искусство, расширяющее границы человеческих возможностей (или же нашего представления о нас самих). Попросту говоря: парк аттракционов, цирк или магический театр.

Любопытно, что подобные кинетические шоу имели место в 60-х (последнее проводилось в 68-м) – после чего это движение заглохло, чтобы возродиться в конце первого десятилетия XXI века (2009).

Итак, от выеденного яйца проблематики конфликта «человек – общество», к вечному зародышу вопроса: «человек - человек». Кто мы? Что мы? И на что мы способны?

Тематическая программа Kinetica Art Fair 2011 была озаглавлена: «Body, Brain and Consciousness» (Тело, Мозг и Сознание). В этом году в фестивале приняли участие около сорока художников и творческих студий (конструкторских бюро) из Великобритании, Швейцарии, Греции, Грузии, США, Италии, Испании, Южной Кореи, Норвегии, Франции, Голландии, Германии, Украины и др. стран, которые представили более сотни работ.

Возьмем на себя бремя судить все это в качестве независимого жюри.

Итак: хиты.

Первая пятерка выглядит следующим образом:

1. New Opera Hero – ультрасовременный синтез всего: симфонического и электро- звучания, вокала, театральной постановки и исключительно навороченной голографии, прошитой достаточно радикальными критическими посланиями в адрес социума и человека. В исполнении трио: парочки «простых» и молодых ребят и одной чудесной феи. Нечто, ассоциирующееся напрямую с искусством будущего (которое сейчас). Одним словом: СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ…

Весь спектр: от расцветающих в воздухе бутонов неведомых райских растений, до марширующего infant terrible, обвешанного оружием и грызущего окорочек на фоне огромных букв «ЕШ, СПИ, РАБОТАЙ» и свивающихся урбанистических структур.

Далее... BBC не спроста окрестило выставку этого года «Футуристическим зоопарком»

2. Christiaan Zwanikken (Кристиаан Жваниккен) – «Хороший, плохой, злой». Роботы-птицы, озвучивающие диалог ковбоев из одноименного фильма. И очень выразительный немой диалог баранов, увенчивающийся в итоге челобитьем.

3. Tim Lewis (Тим Льюис) – кролик. Все тот же, судя по всему. Воспетый Льюисом Кэрролом и Шванкмайером. В данном случае – нечто полуроботизированное-полуорганическое, с заметными намеками на разложение на фоне нарочито сочной зеленой травки. Кроме того, этому же, исключительно ироничному автору принадлежит коллекция мини-зоотропов: приборов, визуализирующих движение за счет ротации фигурок.

4. Stelarc – гвоздь программы – ухо в руке. Некий прибор в виде уха, вживленный под кожу на руке своего автора. Что, собственно, и шокирует. Суть этого перформанса осталась не до конца ясной. Но его функциональный принцип – рука – т.е. ухо – пишет все, что слышит, при нажатии на мочку – и постит куда-то в Интернет.

5. Helen Ambrosio (Хелен Амброзио) Autonomous System Laboratory. Middlesex University. – «Вещь в ожидании крушения». Трогательная ваза, скользящая по гладкой поверхности под воздействием спрятанных магнитов, и периодически зависающая на краю. В процессе экспозиции погибло около десяти ваз, судя по осколкам.

А также из запомнившегося:

6. Cabaret Mechanical Theatre – куклы. Визуализация сна, в котором спящему является белый конь. Старик поймал рыбу, и она трепещет в его руках. Слегка отдающие ароматом «Ада восставших мертвецов» фигурки с гвоздями в голове.

7. Bodycloud Raphael Perret (Рафаэль Пере) – скульптуры – развернутого во времени движения танцора капоэйра. Очень эффектная салонная скульптура с изящным принципом создания в результате «застывания» движения по его траектории во времени.

8. Ultramono and ACE KIBLA, Gallery Kibela, Tanja Vujinovic (Таня Вуйнович) – копошащиеся темно-серые клубни-зародыши. Нечто шинельно-стрёмное. Работа в духе искусства молодого поколения, плюс кинематика. Веет дахау и японскими мультиками о призраках-мононокиа.

9. PE Lang – швейцарская мастерская – серия миниатюр с зависающими в невесомости гайками, танцующими жидкостями, исчезающими и появляющимися каплями.

10. Tomomi Sayuda (Томоми Саюда) – музыкальные светящиеся яйца – своего рода омаж Марико Мори от ее же землячки, обосновавшейся на английских теренах. Очень вкусные «эко»-дизайнерские штучки.

11. Musion Academy – танцующие голограммы. Нечто неописуемое, разноцветное, яркое…

12. Richard Harvey (Ричард Харви). Floating forecaster. «Парящий синоптик» – парящие в воздухе шарики, поднимающиеся в воздух из луз и опускающиеся на место одним мановением айпода. 

13. Serge Jupin Millesime (Серж Юпин) – танцующий механический скелет.

14. David Cranmer (Дэвид Кранмер) – калькуляторы, вращающиеся по орбитам солнечной системы, пингвин-барабанщик, гномы…

15. Baileybots – трогательный робот-гиена.

16. Alex Posada (Алекс Посада). Шумная огромная шарообразная штуковина, постоянно изменяющая диаметр и звуковую пульсацию, чрезвычайно громкую, что необходимо – как пояснил автор – для заглушения мотора, вращающего ось этого прибора.

17. Sepo – грузинская кинематика. Обаятельное сочетание живописно-сюрреалистических форм и кинетики.

18. Computer Art Society Cecile Colle Ralf Nuhn (Сесиль Колле и Ральф Нун) – Exit (Выход) – философская инсталляция при входе, сложенная из кирпичиков – светящихся панно с надписью «Экзит» на каждом.

 

Махатмаплан. Basedonair Productions.


Не будем себя ругать. Хвалить тоже неудобно.

Просто цифры и факты:

Размах крыльев: 560см

Крыльев: 4

Принцип действия: интерактивный симулятор полета. Для тренировки ощущения баланса.

Место расположения: перед главным входом на Лондонский Фестиваль Кинетики.

Был создан за 1 месяц – начало работ 1-е числа января 2011 в Киеве, на базе Киево-Печерской Лавры.

В Лондоне презентовался в режиме демо-стенда. Кинетическая инсталляция + видеоряд.

Первый полноценный виртуальный полет планируется в Киеве в начале апреля на Космической Одиссее.

 

Традиционно Кинетическая Ярмарка – в чем несомненно заслуга ее организатора, Дайан Харрис и ее команды – представляет обширную панораму кинетического мировоззрения: от ультрамодных и современных течений, граничащих с дизайном среды, с ярко выраженной эко- и техно- логичностью процессов создания объектов – и плоть до… туда, куда не ходят поезда. Здесь найдется место и лузерам-мечтателям, и неовозрожденческим личностям, и «очумелым ручкам», и целой ферме творческой поросли… И стар, и млад…Мероприятию не свойственен налет едкой маргинальности или чрезмерной социальной заинтересованности. Тем не менее во многих работах просматривается глобальный смысл, вполне считываемый в контексте социума, системы. Но все же, в первую очередь это радостное место встречи людей, желающих миру, где мы живем, лучшего будущего.

Пока что это игрушки. На фоне этих игрушек реальные технологии развиваются куда более стремительно. Но они безлики. Здесь же технологии обретают свое лицо. В павильоне выставки не хватало только, пожалуй, Стивена Хоакина.

Сложно сказать, какое впечатление произвело бы его присутствие на собравшихся. Думаю, это было бы странное впечатление...

Трансгуманизм, иммортализм, инвайрментализм, всевозможные кибер-течения… Есть миллион тенденций, пытающихся предопределить будущее. Все это не подчиняется математической вероятности. Все, по сути, в наших руках. Все, что мы способны охватить… В этой связи симпатичные кинетические игрушки смотрятся куда безобиднее, чем некоторые вполне вероятные модели будущего, демонстрируемые на технических выставках.

Ещё инсталляции с ярмарки:

 

Анатолий Слойко