Код обнаженности

Недавно в Малой галерее Мыстецкого Арсенала состоялось как минимум два открытия: выставка работ Алены Науменко «DRESS CODE» и публичное оголение некоторых представителей киевского художественного пространства.

Художница Алена Науменко

 

«Только не пугайся, у меня здесь вещи сохнут», - говорит художница Алена Науменко, приглашая к себе в мастерскую. И пока взгляд автоматически пытается найти прищепки, шнурки и мокрое белье, Алена осторожно отклеивает от металлической пластины кусочки магнита на которых, собственно, и нарисована одежда.

Один из лауреатов Нобелевской премии в области литературы, Анатоль Франс, говорил о том, что «случай - это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем». Свою творческую изюминку Алена нашла в результате, как она говорит, неуверенности в себе. В 2007 году, будучи еще аспиранткой Академии искусств, художница нарисовала пейзаж и колебалась относительно целесообразности в нем фигур людей. «Мне было жаль зарисовывать картину, перегружать ее. Хотелось, чтобы люди на ней были и не были одновременно». В поисках решения такой задачи и появилась идея разместить силуэты на магнитной основе.

Среди типичной начинки художественной студии (красок, мольберта, обогревателей) семь больших полотен с нарисованными в полный рост обнаженными фигурами. Ещё на одном холсте изображение с четырьмя бюстами. В лучших традициях классов натуры все работы выполнены карандашом на сером нейтральном фоне. Одежда, наоборот, имеет насыщенный цвет, и при её появлении фигура человека как будто смещается на второй план. Собственно, одежда - это единственное, что отличает персонажей Алены от натурщиков.

Импульсом к работе над проектом стали фотографии 90-х годов со случайными прохожими на городских улицах. И вроде бы ничего особенного там не было, но благодаря внешнему виду людей (выражению лиц, углу каблуков, фактуре ткани, фасонам) можно было четко увидеть, что фото именно тех времен. «Своя рубашка» оказалась ближе не только к телу, но и к эпохе, в которой была создана. Художница уверена, что через 10 лет именно благодаря вещам, в которых ей позировали друзья, можно будет идентифицировать период создания работ.

Французский философ и культуролог Жан Бодрийяр писал о том, что «на моду можно смотреть как на один из самых поверхностных и одновременно самых глубинных социальных механизмов. В знаках моды больше нет никакой внутренней четкости и однозначности, поэтому они имеют свободу безграничных подстановок и перестановок». Именно благодаря мобильности «костюмов», которые представлены на выставке, можно четко проследить декоративную роль вещей. Возможность интерактивного взаимодействия с работами иллюстрирует динамичность изменений стиля и непривязку вещей к владельцу. Одежда словно обретает самостоятельность и мигрирует с одного тела на другое.

Конечно, во время тотального потребления с его общей истерией вокруг брендов, трендов и фэшена, тематика одежды может иметь привкус «заигрывания с буржуа». С другой стороны, на фоне отголосков вокруг «Украинского тела» и многочисленных разговоров о цензуре, по мнению некоторых посетителей, проекту не хватает жесткости, радикальности. Тот самый Бодрийяр считает, что «мода не оставляет места для революции». Но художница, рисуя друзей, ставила перед собой совсем другие задачи. В процессе творения концептуальный центр проекта сместился. Важной оказалась не столько одежда, сколько готовность избавиться от неё. Раздеваясь, человек непременно избавляется от определенных социальных слоев.

Выставка дает возможность посмотреть на знакомых персонажей киевской тусовки совсем в новом формате. Для Алены обнажение ее моделей стало индикатором уровня доверия и открытости: «Это был момент 100 % искренности, такая себе инвестиция веры. Позируя обнаженными, они дали мне возможность почувствовать, что доверяют мне не только как другу, но и как художнику, который не изуродует их». Некоторые «натурщики» приходили на сеансы «художественной арт-терапии» несколько раз. Для большинства из них ни участие в процессе создания, ни открытие выставки не стали шоком и не вызвали никакого дискомфорта и эффекта вмешательства в частное, интимное пространство. Художница, кстати, на одной из работ изобразила и себя, рядом с фигурой единственного во всем проекте незнакомого человека.

Как и предполагала Алена, во время открытия выставки посетители вели себя как дети в гостях. Сначала вежливо смотрели на работы, потом стыдливо поднимали части намагниченной одежды, а впоследствии не только «раздевали», но и «переодевали» картины. На вопрос о собственных впечатлениях от такой интер- и гипер-активности Алена ответила в стиле группы Queen: «Эксперимент продолжается». Также продолжается и выставка - до 10 ноября.

 

 

Лина Романуха

Фото: Максим Белоусов