Львов, «Дни-2013»: блюдечко с золотой каемочкой

Во Львове завершились очередные «Дни искусства перформанс» (31 августа – 11 сентября), которые проходят ежегодно с 2008 года в отличие от Недели Актуального Искусства (в оригинале – «Тиждень Актуального Мистецтва», сокращенно – «ТАМ», которая перешла в формат биеннале). В этом году организаторы* сформулировали тему «Дней» как «Лабораторию междисциплинарности перформанса», пригласив в программу, кроме традиционных презентаций известных перформеров Украины, Польши, Израиля, Литвы, Великобритании и традиционной работы «Школы перформанса», выступления театров современной пластики, мастер-классы контактной импровизации и арт-критики, а также параллельные выставочные проекты.

Презентация мастер-класса контактной импровизации

 

* «Інститут актуального мистецтва» (Львів), МО «Дзиґа» (Львів), Польський інститут (Київ), Посольство Держави Ізраїль в Україні, Кафедра режисури та хореографії ЛНУ ім. І. Франка, Transkultura, Львівська Міська Рада. 

 

Вот уже пятый год кряду вначале осени в уютно-туристический «фестивально-кавьярно-джазово-креденсово-канапково-сирниково-прецлево-струдлево-площеворинковоренесансный» центр Львова на полторы недели имплантируется искусство эксперимента, ставя в недоумение непосвященного обывателя и традиционно шокируя агрессивно-консервативные круги местного отделения союза художников, Львовской Академии Искусств, колледжа Труша, и иже с ними недовольных своим «неискусством». Для всех остальных, кому интересно «что, кто, зачем» – это отличная возможность прямо под носом, не затрачиваясь на дорогостоящие поездки и без отрыва от учебы, работы или детей (непосредственно на «блюдечке с золотой каемочкой») в концентрированной и селекционированной форме увидеть, услышать, почувствовать, погрузиться, узнать, понять, оценить и, при желании, поучаствовать. Конечно, в орбите «Тижня» и «Дней» – преимущественно местная студенческая арт-молодежь, которую не устраивает архаичный академический уклад национального обучения в сфере искусства. Для них этот проект – не только способ увидеть столько, сразу, разного актуального искусства «в реале», но и использовать полученные знания, навыки, знакомства как катализатор (или трамплин) для своей творческой ориентации и реализации.

Перформанс Януша Балдыги (Польша)

 

По сравнению с предыдущими годами эти «Дни-2013» получились очень разноплановыми и насыщенными, ощущалась серьезная подготовка и ответственная организация. В первую очередь благодаря импульсу, заданному новым украино-польским проектом «ArtNastup» (блок contemporary-пластики, цифровых медиа и классиков так называемой «новой польской фотографии»), который инициировали и подготовили «Мастерская культуры» (Люблин) и МО «Дзиґа» (Львов) в рамках программы «Транс_миссия_Люблин_Украина». В комплекте с презентацией триеннале «Український зріз. Лиман» перед отправкой его в Люблин (классики «Новой украинской волны» плюс перспективная молодежь) полный зал цифровых медиа (фрагменты коллекций проекта «Mindware. Технологии диалога», ХV Биеннале искусства медиа «WRO-2013 Pioneering Values» (Вроцлав), Люблинского и Подляшского обществ поощрения искусств) выглядел очень эффектно и «продвинуто», интригуя своей интерактивностью самую разную публику.

Перформанс Владимира Топия (Львов)

 

Фаворитом зрительских симпатий стали трогательные ползающие кубики: робото-инсталляция львовского художника Андрея Линика «ОМ». Их тихое постукивание в комплекте с мелодичным позвякиванием должно было, по замыслу автора, стать метафорой поисков цели и смысла жизни. Но большинство зрителей воспринимали интерактивную инсталляцию или как «уголок релакса» после просмотра серьезных концептуальных проектов, или в качестве этакого техно-домашнего зверинца «смотри, куда заполз», сочувственно перенося упершихся в стенку на свободное пространство (тоже качественная метафора получалась).

Перформанс Анны Кальвайтис (Польша)


Непосредственно «Школа перформанса», объединенная в этом году для пущего эффекта с мастер-классами контактной импровизации, по мнению известного польского перформера Януша Балдыги (на чьем профессионализме и энтузиазме учить эта школа и держится), получилась более театрализованной. Возможно, потому, что это одна из тенденций современного искусства, или национальная склонность к нарративу, или же способ защитной реакции для новичков, которые боятся вот так сразу открыть себя миру. В соответствии со своей авторской программой Януш старается свести эту театрализацию к минимуму. И результатами деятельности «школы» он очень доволен: «Перформанс – это один из вариантов поиска собственного знака. Поэтому для меня особенно важно, что школа с каждым годом привлекает все больше молодежи. Вначале были в основном местные, теперь специально приезжают из других городов, в том числе и из Киева. В этом году много участников, чей профессиональный интерес – танец, театр танца. Они участвуют в «школе» не потому, что хотят быть перформерами, а чтобы узнать больше о себе, о своем теле и его возможностях в контексте пространства. Опыт школы дает участникам возможность выйти «наружу» и потом они возвращаются с новым опытом».

Перформанс Губерта Винчика (Польша)

 

Как констатировал искусствовед Богдан Шумилович: «Динамика однозначно позитивная. Если посмотреть на ситуацию Львова после 2008 года, когда тут появились «ТАМ» и «Школа», молодая генерация: Юрий Белей, Павел Ковач (младший), Владимир Топий и другие раз попробовали, два попробовали, а теперь весьма продуктивно заявляют украинский перформанс на разных международных площадках. Когда мы на первом «ТАМ»-е в 2008 году обсуждали на круглом столе, есть ли шанс у проекта актуального искусства во Львове, большинство соглашалось с мыслью, что нашему городу очень подходят именно такие интимные жанры, как перформанс. Камерная планировка старого центра, наличие инфраструктуры разнообразных выставочных площадей и институций культуры позволяет активно взаимодействовать с контекстом города. Не хватает, на мой взгляд, критически направленного искусства (социально и политически заангажированного), которое очень развито у наших соседей-поляков. Если бы «ТАМ»-у больше денег, у него были бы все шансы перерасти в очень солидный формат. Но во Львове, увы, не наработана традиция вкладывания денег в проекты современного искусства. Местные власти и меценаты в соответствии со своим уровнем образования и амбиций предпочитают инвестировать в спортивные клубы или церковь, максимум – в народное искусство».

Експозиция «Український зріз. Лиман» (Львовский Палац Мистецтв)

 

Оргвыводы. Организаторы сами признают, что такое количество сложнопереплетенных в этом году проектов («ТАМ» – биеннале, «Український зріз» – триеннале, плюс ежегодная «Школа» (в двух вариантах – перформанса и пластики, плюс фестиваль «Арт-наступ») запутывало и дезориентировало. Всерьез подумывают вернуть «ТАМ»-у ежегодный формат. И подвинуть время проведения с первых дней сентября (ну очень уж многим и участникам, и зрителям, в этот момент «не до того») на последние. Сожалеют, что очень информативная и очень-очень нужная Львову, в первую очередь в самообразовательном качестве, выставка «RE:» была так коротка. Сами не знали, что так хорошо получится.

Дискуссия в Школе перформанса

Перформанс Павла Ковача (Львов)

Проект RE

Перформанс Редаса Диржиса (Литва)

Перформанс Василия Одрехивского (Львов)

 

Резюме. Львовские «ТАМ» и «Дни» после пяти лет утрясаний формата и шлифования оргвопросов очевидно и убедительно переросли уровень одно- или несколькоразового междусобойчика «посвященных». В их поле притяжения с каждым годом попадает все больше людей, и не только молодых. Да, это не Венеция, и не Кассель, и не Берлин, и даже не Киев. Потому что таких денег (а точнее – никаких) и, соответственно, никакого внимания, понимания и поддержки со стороны государства, кроме нынешнего европейски ориентированного состава львовского горсовета (увы, тоже безденежного) у Львова нет. Поэтому приходится рассчитывать исключительно на активное (в том числе финансовое) партнерство польских интеллектуалов и на собственный энтузиазм. Но для современного декларативного и консервативного Львова, заложника своего архитектурно-музейного ретро и повального нашествия попсовой псевдопатриотической шевченковой, вышиванковой, пысанковой селянской культуры, такой концентрированный допинг актуального искусства, как «ТАМ» и «Дни» – проект не просто интересный, а крайне необходимый. Это одна из тех спасительных соломинок, позволяющих не только ввести современное искусство в контекст города на уровне равноценного партнера, но и избавиться от разноформатных комплексов (и не только «артовых»), а заодно и наработать элементы формата и языка национальной урбанистической культуры в реалиях ХХІ века. Одним словом, отлучить, наконец, современного львовского мещанина «от груди» ХІХ века и научить его азам потребления искусства своего времени.

Другие статьи на эту тему Школа перформативного волшебства и Влодко Кауфман о том, что с нами будет и куда мы идем.

 

 

Наталия Космолинская

Фото: Константин Смолянинов