Мекас и «Флуксус»

Американский киноэкспериментатор Йонас Мекас – живое воплощение поражения послевоенного художественного авангарда. Выставка, которую он привез в Киев в июне 2010 года, показала, что это поражение не является окончательным.

87-летний Мекас в шляпе a ля Фредди Крюгер и с бутылкой «Черниговского» в руке ходит по Музею современного изобразительного искусства Украины, где как раз открылась выставка «Из Нью-Йорка с любовью: «Флуксус» и американский киноавангард». На стенах – работы Джорджа Мачунаса, Нам Джун Пайка, Джорджа Брехта, Бена Вотье, Йоко Оно и других художников движения «Флуксус», которые приложили немало усилий для того, чтобы искусство не выставлялось в музеях, а взаимодействовало непосредственно с окружающей средой.

«Художники должны поменять башню из слоновой кости на контрольную башню общества» – говорится в произведении Джорджа Брехта. «Текст, касающийся вопросов об искусстве и обществе». Под английским названием произведения на выставке –лаконичный украинский перевод: «Текст об искусстве». Точка. В одном зале с «Флуксусом» – объекты с постоянной «изобразительной» экспозиции «Богоматерь из белого камня и Иисус на коленях».

На следующий день из колонок в музейном зале звучит fm-радио, а плазменные мониторы с фильмами Мекаса, кажется, выполняют функцию экранов над барной стойкой в кабаке.

Если же учесть, что центральной установкой «Флуксуса» было «отменить искусство», растворить его в потоке бытовых практик и таким образом революционизировать повседневность, эта выставка выглядит чрезвычайно меткой иронией истории или местью эстетики.

Биография Мекаса достойна не меньшего внимания, чем его произведения. Он родился в глухом литовском селе, во время войны вел антинацистскую и антисоветскую пропаганду, несколько месяцев провел в лагере труда, затем – в лагере для перемещенных лиц, учился философии в Майнце, в конце концов оказался в Нью-Йорке, купил себе камеру «Болекс» и начал снимать.

Мекас быстро освоил преимущества кинопленки 16-миллиметрового формата, создав один из первых в истории видеоархивов. Этот архив настолько напоминает домашнее видео нью-йоркского общества авангардистов, что к Мекасу прочно приклеился ярлык «крестного отца американского киноавангарда».

Как функцией тогдашнего художника-авангардиста было выбрать нужный артефакт из потока образов, так функцией Мекаса – вовремя включить камеру и не вмешиваться в ход событий (подход, который он хорошо усвоил во время съемок «Empire State Building» Уорхола – именно он был оператором этого восьмичасового фильма). Поскольку в Нью-Йорке Мекаса окружали Ален Гинзберг, Энди Уорхол, Йоко Оно и Джон Леннон, стратегия была выигрышной.

Мекас был документатором движения, запущенного другим нью-йоркским литовцем – архитектором и графическим дизайнером Джорджем Мачунасом. По крайней мере именно он назвал это движение «Флуксусом», и именно он наиболее активно оберегал его от «предателей» во время многочисленных расколов. На вопрос, «что такое Флуксус», он отвечал: « Посмотрите в словаре » (fluxus с латыни – это движение, поток, течение – А.Р.).

Поскольку единственной общепризнанной чертой движения была его интермедиальность, «Флуксус» так и остался одним из самых больших загадок для историков искусства. Единственное приемлемое определение этого движения принадлежит Джорджу Брехту: «Люди, для которых общим является то, что нельзя назвать». Тем не менее, Джордж Мачунас в своих работах постоянно пытался это совместное назвать: «Продвигать живое искусство, антиискусство, продвигать нехудожественную реальность, доступную всем, не только критикам, дилетантам и профессионалам», «установить непрофессиональный, непаразитический, неэлитный статус художника в обществе» «смешать культурных, социальных и политических революционеров в единый фронт».

В начале 1960-х Мачунас начал переписываться со своим школьным товарищем, студентом-музыковедом Витаутасом Ландсбергисом. В письмах к нему Мачунас дал одно из самых кратких определений искусства «Флуксус», назвав его «конкретным и реалистичным», «народным» и «социалистическим», ибо оно отменяет навсегда профессию художника и предоставляет бывшим художникам более социально полезный труд.

 С помощью Ландсбергиса Мачунас хотел найти возможность реализации своих архитектурных проектов кооперативного жилья в СССР. Кроме того, он посылал Ландсбергису образцы музыки из среды «Флуксус», вследствие чего в Каунасе в 1967-ом году состоялась единственная в истории задокументированная флуксус-акция на территории СССР. Двадцать с лишним лет спустя Ландсбергис, профессор и исследователь творчества Чюрлениса, основал общественное движение «Саюдис» (аналог украинского «Руха») и стал первым президентом независимой Литвы. Сейчас Ландсбергис, которого до сих пор относят к художникам движения «Флуксус», работает депутатом Европарламента. Именно он является автором скандального предложения запретить на территории Евросоюза советскую символику наряду с нацистской.

Мачунас умер в 1977 году, перед смертью реализовав свой кооперативный жилой проект в нескольких кварталах Сохо. После его смерти некоторые историки искусства объявили о завершении движения «Флуксус», начав его пристальную документацию и музеефикацию. Именно тогда понадобились десятки километров кинопленки, отснятые Йонасом Мекасом в течение нескольких десятилетий вращения в среде «Флуксус». Культовый статус Мекаса оказался достаточно убедительным, чтобы литовские власти решились использовать его символический капитал.

Мекас, ранее известный в Литве исключительно как поэт, недавно открыл в Вильнюсе центр собственного имени (в честь этого события столицей Литвы ездили автобусы с огромными портретами Мекаса вместо привычной рекламы). Центр Йонаса Мекаса собрал полторы тысячи экспонатов из истории «Флуксус» и гастролирует с их ретроспективными выставками. Наконец, Литва имеет не меньше оснований национализировать «Флуксус», чем Украина – супрематизм (на том основании, что Малевич родился в Киеве). На открытии киевской выставки литовские дипломаты утверждали, что «Флуксус» – «непременная составляющая литовской культуры XXI века». Хорошо, что Мачунас, поборник «антиинституционной продукции», этого не видит. Он вряд ли согласится с мнением, что произведения «Флуксус» способны распространять свой взрывной потенциал даже в застекленных рамках, висящих на музейных стенах. Между тем именно так все и происходит.

 

Йонас Мекас: «Флуксус» только начинается »

 

Не видите ли Вы противоречия в том, что такое антиинституционное, антихудожественное движение, как «Флуксус», стало предметом музейных выставок, спонсируемых государством?

— То, что произведения участников движения «Флуксус» сейчас находятся в музеях, не отменяет созданного ими нового подхода к реальности. Этот подход еще жив, его уже не уничтожить, он укоренен в нашем сознании. Скажем, сюрреализм давно уже официально закончился, но продолжает существовать на повседневном уровне – посмотрите хотя бы, как люди одеваются. Он оставил свой след, как кубизм, футуризм или супрематизм. То же с «Флуксусом». Думаю, мы еще не поняли, что произошло в действительности. Вспомните Уорхола. Он умер, но до сих пор существуют целые массивы его работ, к которым никто еще даже не прикасался. Скажем, его аудиозаписи. Или полароиды. Все эти выставки еще впереди. Открытие Уорхола будет происходить еще в течение 20–30 лет, и это изменит не только искусство, но и окружающий мир.

То же с «Флуксусом». Музей современного искусства в Нью-Йорке только что приобрел огромную коллекцию «Флуксус» – такую большую, что на одну только каталогизацию этих объектов уйдет два или три года. «Флуксус» только начинается.

Вы имеете в виду «Флуксус» как историю, музейный экспонат?

— Не только. «Флуксус» наполняет собой жизнь, влияет на каждый ее аспект. Поэтому исследования «Флуксуса» неотделимы от его воплощения.

Во время своего мастер-класса Вы сказали, что «Флуксус» помог развалить СССР и освободить Литву от советской власти ...

— Воспринимайте это как шутку.

Как известно, основатель «Флуксуса» Джордж Мачунас с детства дружил с первым президентом независимой Литвы Витаутасом Ландсбергисом, который вполне официально считается участником движения « Флуксус».

— Мачунас надсилав Ландсбергісу зразки флуксус-музики та інші матеріали. Потом Джордж оказался в Нью-Йорке, и они переписывались. Мачунас посылал Ландсбергису образцы флуксус-музыки и другие материалы. Когда Ландсбергис учредил политическую организацию в поддержку перестройки в СССР, оказалось, что ее название – «Саюдис» (укр. «Рух» – А. Р) – в литовском языке имеет то же значение, что «флуксус» в латыни.

Что имел в виду Джордж Мачунас, когда называл себя социалистом?

— Джордж верил в движение за кооперативную систему. В 60-х это было довольно популярно в Европе, особенно в Литве. Отец Джорджа, архитектор Александр Мачунас, был одним из идеологов кооперативного движения, он знал о нем все. Самоорганизация, кооперативное движение были достаточно распространены в нашей среде. Я сам создал «Кооператив кинопроизводителей» (Filmmakers' Cooperative), где мы сами контролировали процесс производства. Задолго до этого Джордж начал собирать людей, чтобы, например, кооперативно покупать еду, потом, с конца 60-х он начал создавать кооперативные дома в районе Сохо. Вы можете называть это социализмом, но в действительности это был кооператив. Это не одно и то же, хотя кооператив является составляющей идеального коммунизма – не такого, который существовал в СССР. Мачунас называл себя социалистом под влиянием своего друга Генри Флинта, который был философом, идеалистом, коммунистом, но, опять же, не в советском смысле. Они начинали работать вместе. Немало общих проектов были написаны с Генри Флинтом. В частности, архитектурные проекты, которые они присылали в Москву, но ему так и не ответили.

В начале 70-х вы ездили в СССР, снимали там фильмы ...

— Все началось с того, что Юрий Жуков, редактор отдела культуры в газете «Правда», приехал в Нью-Йорк в 1968 году. Он хотел сделать интервью с поэтом Аленом Гинзбергом и несколькими другими политически активными творцами. Кто-то посоветовал ему обратиться ко мне, ибо я знал всех этих людей. Мы встретились, выпили водки, я познакомил его с Гинзбергом и еще несколькими людьми. Жуков вернулся в Москву и издал свою книгу-интервью. Потом, в 1971 году, я получил приглашение на Московский кинофестиваль. Я сразу понял, что это мой шанс попасть в Литву и посетить мою мать. В Москве я вспомнил о Юрии Жукове и попросил организаторов его найти. У них сразу началась паника. Мы с Жуковым встретились, выпили, поговорили. На следующий день я сказал, что хочу поехать в Литву. Мне сразу отказали. Я спросил, не позвонить ли Юрию Жукову. После этого меня отвезли в Вильнюс, но не хотели выпускать за пределы города. Сказали, что привезут мою мать сюда. Я снова спросил, не позвонить ли Юрию Жукову, и меня выпустили. Когда я сказал, что хочу снимать, мне пообещали выделить целую киногруппу с освещением, кранами и так далее. Я сказал, что у меня есть мой «Болекс», и мне больше ничего не надо. Но все наши разговоры все равно записывались. Помню, как над селом кружили вертолеты.

Несколько месяцев спустя в Нью-Йорке находился Донатас Банионис, который был моим учителем драмы в Литве. С ним был представитель «Совфильмэкспорта», который попросил меня показать им свой фильм. Они его посмотрели, после чего этот чиновник долго меня уговаривал уничтожить эту пленку.

Во время той поездки Вы сделали еще один фильм – «Московская песня».

— Это было во время фестиваля, когда власти хотели продемонстрировать, что СССР является открытой страной, по крайней мере для кинопроизводителей. Приехало довольно много людей с камерами, и нам действительно не могли запретить снимать. Но в некоторых местах снимать не давали, особенно на строительстве.

Вас считают одним из самых политически ангажированных участников движения «Флуксус» ...

— Настоящими политиками, которых я встречал в своей жизни, были Джон Кейдж, Бакминстер Фуллер и Йозеф Бойс. Это люди, которые действительно улучшили нашу жизнь – то, как мы мыслим, строим сооружения, организуем среду. В этом смысле «Флуксус» является политическим движением.