«Миф «Украинское барокко». Проект Национального художественного музея

27 апреля в Национальном художественном музее Украины открылся масштабный проект МІФ "УКРАЇНСЬКЕ БАРОКО", рассматривающий историю украинского искусства в причудливой барочной перспективе. ART UKRAINE поговорил с кураторами выставки Галиной Скляренко и Оксаной Баршиновой об идее проекта, его целях и перспективах. Выставка проходила до 26 августа.

Время страданий Христовых. XVIII в. Из города Корсунь Каневского уезда (теперь Черкасская обл.). Национальный художественный музей Украины

Статья из ART UKRAINE № 3(28) май-июнь 2012. Рубрика ПАНОРАМА.UA

 

Екатерина Стукалова Расскажите немного о том, как возникла идея сделать проект, посвященный именно «линии барокко» в украинском искусстве?  

Галина Скляренко Идея проекта возникла уже давно, еще в 1990-х, вместе с тогдашним интересом к искусству украинской «новой волны», которая привлекла внимание к особенностям национальной традиции. Возможность же осуществить проект появилась только теперь. Однако, как нам представляется, актуальность его очевидна. Ведь, сложившись в Украине в очень сложный период ее истории – 17-18 столетии, эта модель культуры во многом определила черты национального сознания, постоянно отзываясь не только в искусстве, но и в ментальности, в особенностях общественной жизни, в политике и т.д. При анализе истории 20 века, становится очевидно, что именно «барочность» актуализируется на каждом переломном, кризисном этапе в жизни нашей страны, от модернизма и авангарда начала 20 века, через соцреализм, который, декларативно отрицая национальные особенности, широко использовал барочные принципы- манипулирования сознанием, игр с кажущимся и реальным… Да и сегодня, когда Украина снова стоит перед выбором- между «Востоком и Западом», между «глобальным» и «локальным», очень сложно и болезненно выстраивая свой путь в современном мире «барочная» составляющая ее культуры проявляется  во всех сферах нашей жизни.

С.Д. Думенко, А.А. Попов, В.В. Токарев, В.А. Токарев. Праздник советских моряков. Роспись плафона Дворца моряков в Одессе. 1952

- Сделан ли на искусстве «новой волны» какой-то особый акцент в экспозиции или в равной степени представлены все эпохи? 

Галина Скляренко Нас интересует прежде всего феномен традиции, которая проявляется в разные времена, присутствует в разных художественных языках. Но, хотя мы не выделяем отдельно «новую волну», в экспозиции представлены, практически, все ее участники. Ведь именно эти художники впервые подошли к барокко не апологетически, а критически, как к одной из проблем нашей культуры, где мощная витальность, сила фантазии, яркая декоративность зачастую заслоняют собой аналитичность, критический анализ… Проект задействует прекрасную коллекцию произведений «классического барокко» НХМУ, расположенную в залах первого этажа. Для того, чтобы подчеркнуть масштаб барочной традиции в Украине, мы использует мультимедийные  презентации памятников архитектуры, книжной графики и т.д. Но главный акцент выставки, которая расположена на втором этаже музея, сделан на 20 веке и искусстве последних десятилетий. Особенность данного проекта – в проблематизации темы, в « дискуссии о барокко». Поэтому в экспозицию включены, часто противоречивые и неоднозначные, высказывание о барокко известных историков, культурологов, искусствоведов, философов. Ведь, по большому счету, история украинского искусства до сих пор не  осмысленна, новые акценты не расставлены.  Она продолжает существовать, с одной стороны, в плену советского искусствознания, а с другой – продолжает рассматриваться как отражение художественных процессов в России. Между тем украинская история и украинское искусство несет свои собственные смыслы, напряжения, конфликты, для нас важны другие мировоззренческие модели, эстетические стереотипы, у нас все происходило иначе. Этим проектом нам хотелось бы привлечь внимание к собственно украинским проблемам.

С.Д. Думенко, А.А. Попов, В.В. Токарев, В.А. Токарев. Праздник советских моряков. Роспись плафона Дворца моряков в Одессе. 1952

- Какая еще исследовательская и модная сейчас образовательная деятельность запланирована в рамках проекта?

Оксана Баршинова В программе проекта – проведение тематических экскурсий по разработанным методическим рекомендациям. В 20-х числах мая пройдет круглый стол, посвященный теоретическим аспектам проблематики барокко, в нем примут участие историки искусства, культурологи, критики, состоятся так же акции отдельных художников, показы связанных с темой проекта документальных фильмов, музыкальный вечер, посвященный необарокко.

Хотелось бы отметить, что этот проект оказался очень важным и для самого музея, прежде всего для формирования новой концепции экспозиции искусства 20 века. В процессе своей работы мы в музее постоянно сталкиваемся с отсутствием новых подходов, с размытостью позиций, из-за чего так сложно ответить на основной вопрос: что главное в украинском искусстве 20 века? Сотрудничество с теоретиками, историками искусства с этой ситуации – очень плодотворный путь. Музею было очень непросто решиться на то, чтобы отдать для проекта весь свой второй этаж, это шаг исключительный. Мы возлагаем большие надежды на то, что и для нас, и для музейной практики в Украине в целом это будет резонансное и продуктивное событие. Ведь это, пожалуй, один из первых наших проектов, который задействовал бы опыт и знания всей команды музея – хранителей, реставраторов, менеджеров всех музейных отделов.

Святая Варвара. XVIII в. Центральная Украина. Национальный художественный музей Украины

- Существует ли вероятность того, что на основе выставки впоследствии будет переработана постоянная экспозиция?  Предполагает ли музей развивать сотрудничество с теоретиками и историками искусства в дальнейших проектах?

Оксана Баршинова Безусловно, к концу работы выставки, в сентябре, мы планируем сделать презентацию каталога и устроить обсуждение проекта, того, как он может повлиять на экспозицию нашего музея и на музейную жизнь в целом.

Галина Скляренко Мы мыслим этот проект, как часть большой программы, в которую могут войти по крайней мере еще две большие экспозиции, анализирующие другие составляющие украинской художественной традиции. Ведь барокко ее не исчерпывает. Важно, что за последние годы в музее сложилась очень активная группа профессионалов, которая способна реализовать подобные масштабные проекты. НХМУ может стать тем центром, который подымет планку исследовательской и экспозиционной деятельности в нашей стране.

 

 

Екатерина Стукалова