Мир как редимейд

Выставка Агнешки Польской «Как выполнена работа», проходившая с 4 по 9 сентября в PinchukArtCentre в рамках проекта «Трансфер», состояла из трех работ, каждая из них – самостоятельное произведение. Но помещенные рядом, они тут же связываются в перетекающий поток смыслов, обнаруживая тесную связь.


В первом видео «Мои любимые вещи» – речь идет о вещи.

Во втором –  о растении. Она называется «Сад».

В третьем видео, которое называется «Как была сделана работа» – о произведении искусства – скульптуре.

Вещь

Если польский видеоарт был обязан своим появлением прежде всего кинематографу, то эта работа художницы вдохновлена, безусловно, живописью. С одной стороны – это большое живописное полотно, стоя перед которым совсем близко, можно рассмотреть лишь его фрагменты. Подобного рода фрагментарность носит, на первый взгляд, случайный, и оттого еще более чарующий характер. С другой стороны, его динамичность уверенно придает сходство с ожившим дадаистским коллажем, в духе Ханны Хех или раннего Курта Швиттерса.

Медитативный характер работы продиктован зачарованностью Вещью и процессом ее созидания. Вещь – это первое совершенное и самодостаточное творение. Ее сила, влияние которой испытывает на себе человек, скорее архаична, неделима и почти непознаваема,  строго не имеет ничего общего с функционалистским подходом и даже с контекстным смыслом редимейда. Так, изготавливая Вещь, мы всего лишь получаем уникальную возможность прикоснуться к силе.

Растение

Здесь появляется история о садовнике, выращивающем деревья. Но рассказана она ровно с такого места, где задача мифического садовника совпадает с задачей художника, если вообще уместно говорить о присутствии задачи в подобной деятельности. Процесс творения приобретает цикличный и вновь-таки фрагментарный характер: даже если ты даешь чему-то жизнь, также как и своей идее, тебе не дано знать, как она прорастет и чем обернется. В таком контексте впервые и сам художник проявляется как инструмент в чьем-то замысле. Не имея понимания, власти над событиями и способности изменить что-то, здесь он обретает смирение и потому – зрелость.

Скульптура

В третьем и последнем видео разворачивается событие, из которого мы узнаем не сколько факты: о забастовке студентов-скульпторов художественной академии, сколько о том, что  «искусство имеет своим первичным материалом событийную случайность формы». В мастерской изготавливается материал, который ждет своего времени для того чтобы, подчинившись идее, превратиться в форму. Форма – есть застывание идеи, также как искусство – застывание жизни. Французский философ Алан Бадью считает Истину искусства чувственной, это также означает, что «в искусстве происходит трансформация чувственного в событие Идеи». Люди, которые делают это искусство, преодолевая сопротивление вещества и заставляя подчиниться его своей идее, также находятся в состоянии некого ожидания. И если материал ждет человека, то чего или кого ждут люди?

В целом же, получается, что художник – это тот, над кем как проклятие довлеет потребность в созидании. И если теоретики авангарда воспевали эту способность как  нечто способное поставить человека на одну ступень с Богом, то в работах Агнешки художник, с уже данным ему желанием создавать, сам предстает как чей-то замысел.

Агнешка проникает в центр предмета, внутрь материи, в середину вещества. Усыпляет, завораживает монотонным ритмом, однако, всего лишь затем, чтобы заставить проснуться. Очнуться от оцепенения и очарованности созданным не нами миром и приступить к созиданию своего.

 

 

Александра Набиева

 

Фото: Сергей Ильин, PinchukArtCentre © 2012