Мусор, вторсырье или альтернатива кистям и краскам?

Это не мусор, а вторсырье, а значит деньги, много денег.

Из фильма «Свалка» Вик Мунис

Искусство, материалом для которого послужил мусор, очень разнообразно. Почти все стили и жанры  современного искусства, так или иначе, имеют представителей, которые воплощают свои идеи, используя то, что можно найти на любой свалке. В этой статье я расскажу о наиболее ярких представителях трэш-арт или recycling art,  постаравшись подогнать их под рамки наиболее распространенных стилей ХХ и XXI веков 

Статья из ART UKRAINE № 6-1(25-26) декабрь 2011 - февраль 2012. Рубрика ТРЕНД

 

Реализм

Сложно проследить, когда же началась мания собирать узнаваемые и более-менее реалистичные образы из «всего, что под руку попадется». Портреты знаменитостей и просто портреты складывали из крышечек от пива, из винных пробок, из  цветов, из таблеток, из карандашей, из детских игрушек, ложек-вилок и т.д.  Такие работы, как правило, впечатляют (если впечатляют, конечно) масштабом затраченных  усилий.  И, как правило, художники стандартно отмечают, что их работа призвана привлечь внимание к засорению окружающей среды. Ознакомиться поближе с такого рода искусством можно на примере работ Тома Дейнингера (Tom Deininger). Мы видим ракушку из окурков, его автопортрет, рот. Эти и многие другие работы можно найти на сайте художника tomdeiningerart.com и внимательно рассмотреть, из чего же они сделаны.

Немного отдельно стоит пара британских художников Тим Нобл и Сью Вебстер (Tim Noble и Sue Webster). У них все те же кучи хлама, но узнаваемые и реалистичные образы нужно искать не в этой куче, а на стене, на которую отбрасывает тень этот мусор. Спаривающиеся крысы, писающая  парочка, отрезанные головы – образы, которые наверняка призваны шокировать и удивлять обывателя. Может быть, авторы намекают, что за грудами мусора скрываются еще более глубокие проблемы – антисанитария, жестокость, безразличие. Или же нас просто  призывают более внимательно  присматриваться к постоянной игре света и тени, отражений и  бликов... Как бы там ни было, но работы дуэта заслуживают внимания.

 

Абстракционизм

Уже весьма традиционный и распространенный абстракционизм тоже нашел своих приверженцев среди любителей покопаться в мусоре. Эл Анацуи (El Anatsui)  является признанным классиком – его удивительные панно из алюминиевых крышечек от бутылок находятся на постоянной экспозиции во многих музеях мира, среди которых Центр Помпиду и Британский музей.  Благодаря тому, что на панно нет традиционных и узнаваемых образов, несущих смысловую нагрузку, зритель может отдаться своим ощущениям от созерцания блеска и яркого цвета, которыми переливаются работы художника, а может и задуматься о глобализации и массовом потреблении, колонизации Африки (художник родом из Ганы и Нигерии) и прочих занимательных вещах, о которых написано в пресс-релизах. Еще одна из многих художниц, создающих абстрактные инсталляции из вторсырья - Аврора Робсон (Aurora Robson). Одна из самых грандиозных работ автора - инсталляция «The Great Indoors», состоит из 15 тысяч бутылок!

 

Перформанс

Художники, работающие в сфере одного из наиболее некоммерческих видов искусства – искусстве перформанса – тоже нередко используют мусор в своих творческих целях. И неудивительно – ведь мусор ничего не стоит, но благодаря творческому порыву может превратиться в удивительные декорации и замысловатые костюмы, что позволит более рельефно выразить основную идею или замаскировать ее отсутствие. Перформансов такого рода довольно много, и сложно что-либо выделить. Чтобы далеко не ходить, в качестве примера можно вспомнить группу Penoplast, которая радовала своими зажигательными выступлениями киевскую публику в начале двухтысячных.   

 

Стрит-арт

В последнее время было уже немало обзоров стрит-арт культуры. Как правило, когда упоминают стрит-арт, то подразумевается граффити и уличные акции. Но recycling art имеет своих героев и в этом направлении. Скульптуры из мусора могут быть как временными, созданными во время какой-либо экологической акции, так и постоянными, которые на протяжении долгого времени  располагаются в городе, что бывает реже. Тут можно вспомнить работы киевского художника Константина Скретуцкого, чей котик из вилок и ежик в тумане уже успели полюбиться киевлянам и гостям города. Более масштабные скульптуры из мусора можно встретить в Берлине на улице Аугуст-штрассе (August straße). Там на дерево «забрался» не котик, но мамонт, который сделан из разного рода остатков мебели и ткани. Рядышком пасется бизон, тоже выполненный подобным образом. Автора, к сожалению, не знаю. Интересные динамические скульптуры можно увидеть в Нью-Йорке. Джошуа Ален Харрис (Joshua Allen Harris) создает животных и монстров из мусорных пакетов и привязывает их к вентиляционным отверстиям метро. Когда внизу проходит состав, потоки воздуха надувают эти причудливые фигуры. Наиболее идейными получились белые медведи, которые очень эффектно сдуваются, словно умирая… еще раз напоминая нам о глобальном потеплении и таянии ледников.

Примером постоянства временного является масштабный и длительный проект Ханс-Юргена Шульта (Hans-Jürgen Schult). Тысячи человеческих фигур, созданных из мусора, путешествуют по миру уже 10 лет, за это время они «украшали» Красную площадь в Москве, пустыню рядом с Пирамидами, снега Северного полюса и так далее.  

 

Арт-брют

Художник-самоучка Нек Чанд Саини (Nec Chand), чьи работы подпадают под категорию Арт-брют  (Искусства, лежащего за рамками мейнстрима и интереса пафосных дорогих галерей), тоже, как и Ханс Шульт, создал огромнейшее количество человеческих фигур из мусора. Но его человечки выполнены в наивном стиле из строительного мусора и очень скрупулезно декорированы крышечками от различных напитков. Эти все человечки находятся в парке в городе Chandigarh (Индия), который создавался автором нелегально, и чуть не был уничтожен, когда его обнаружили. Но город отстояла общественность и сохранила для всеобщего посещения. Также обязательно стоит упомянуть о Докторе Эверморе (Dr. Evermore, настоящее имя — Том Эвери). По легенде, этот чудак строил космический корабль из металлолома у себя во дворе. В космос этот корабль не полетел, но конструкция все равно получилась впечатляющая – высотой более 15 метров, а весом свыше 320 тонн. Кроме этого сооружения, в парке находится множество других произведений Доктора, среди них «Bird Band and Orchestra», состоящий из 70 птиц различных размеров из различных музыкальных инструментов.

 

Социально ангажированное искусство

Так или иначе, все художники, работающие в сфере recycling art, затрагивают проблему засорения окружающей среды, непомерного массового потребления и необходимости переработки отходов. Все их творчество нацелено на привлечение внимания к данным проблемам. Наиболее продуманно это получается у американской художницы Крис Джордан. Крис делает акцент не столько на том, что работы сделаны из мусора, сколько на цифры, которые стоят за этим. Ее работы являются своеобразной наглядной статистикой – например, панно с репродукцией Сера,  состоит из  400 000 пластиковых крышечек от бутылок, что равно среднему числу пластиковых бутылок, потребляемых в США каждую минуту.

Следующий художник, которого никак нельзя не упомянуть в данном обзоре, – Вик Мунис. Он не просто составляет изображения из мусора на протяжении многих лет, но и пытается помочь категории населения, очень тесно связанной с сортировкой мусора. В его новом проекте «Свалка» сборщики мусора активно участвуют в создании произведения искусства: раскладывают мусор на земле поверх проекции собственных фото, которые предварительно сделал Мунис. Затем созданное таким образом изображение фотографируется и продается, вырученные деньги  отдаются сборщикам мусора. Действительно ли удалось художнику изменить жизнь простых людей или нет, это отдельный вопрос. Но то, что благодаря его проекту нам удалось больше узнать о мусоре как вторсырье и мусоре как материале для творчества, бесспорно, факт.

Еще очень много треш-арт художников и стилей искусства остались за рамками нашего скромного исследования. Но тем не менее на примере показанных здесь работ можно убедиться в красочности и разнообразии мусорного искусства и, возможно, чуть более внимательно присмотреться к тому, что собирались выбросить в мусорное ведро – а вдруг из этого может получиться произведение искусства? 

 

 

Алина Копица