Музей, как content-provider: IT в выставочном пространстве. Часть первая. Мобильные приложения

В 1952 году посетителей Государственного музея Амстердама ожидал культурно-технический шок. Желающим предлагалось одеть наушники, где монофонический голос рассказывал о картинах постоянной коллекции. Увесистые приборы выдавались на руки, и слушая запись, люди ходили по залам. Было ли это рекламным трюком, неотвратимым наступлением прогресса или простым желанием сэкономить на гидах – сегодня не ответит никто. Несомненно одно: с этого времени высокие технологии навсегда прописались в музейном пространстве.

В мире ежегодно проходит до десятка конференций по музейному маркетингу. Примерно половина из них посвящены исключительно вопросам интеграции IT в искусство. На остальных наибольшее внимание вызывают доклады, связанные с Интернет PR, социальными сетями и техническими новинками в музейной среде. Итогом последней из них, Communicating The Museum 2010, прошедшей в Вене, стало следующее заявление: «В XXI веке музей больше не имеет права быть зданием с четырьмя стенами. Музей – это, прежде всего, источник информации, content-provider».

В этой серии статей мы расскажем о том, как высокие технологии (Intellectual Technologies или IT) влияют на восприятие музейного пространства в наши дни. В чем их преимущества, есть ли недостатки – и главное, что ждет искусство в его неизбежной электронной эволюции? При подготовке этого материала автор активно консультировался с зарубежными специалистами данной сферы, иногда сам участвовал в обсуждениях и разработках.

Социальные сети, в которые сегодня играет почти каждый, оставим для второй статьи. Начнем с более простого и еще более распространенного. Мобильных телефонов, или, если правильно говорить, средств мобильной коммуникации.

Мобильный рынок сегодня – это 4 миллиарда пользователей, две трети которых живут в развивающихся странах. Мобильное покрытие доступно в регионах, где нет проводной связи, а иногда даже электричества. Специалисты утверждают: в 2013 году мобильные устройства станут самым распространенным способом доступа в Интернет. А уже к осени 2011 года количество проданных карманных гаджетов превысит количество стационарных компьютеров.

Их назначение в нашем безумном мире – доступ к информации ежесекундно, откуда бы то ни было, даже в движении, не привязываясь к кабелю и четырем стенам. Мы видим, что связь очевидна: музей тоже не хочет быть четырьмя стенами. Следовательно, музеям с гаджетами по пути? Но все складывалось не так просто.

Отношения между музеями и посетителями издревле сводились к двум простым вещам: приземленным нуждам музеев и высоко-духовным ожиданиям людей. Посетители всегда хотели играть более активную роль при посещении музеев и галерей – от выбора маршрута до возможности самостоятельного формирования экспозиции. Крупные музеи уровня Tate Gallery в Лондоне пользовались этим с начала 1990-х: там существовали guide-box’ы – специально разработанные устройства, позволявшие посетителю не только слушать аудиогид, но и получать другую информацию: текст, изображения, иногда видео. Появление мобильных приложений для музеев означало то, что посетитель принесет устройство с собой – следовательно, снизит расходы музея по приобретению, установке и обслуживанию устройств. Наряду с этим гаджеты открыли музеям свершено новую перспективу: вынести экспозицию за пределы здания.

Предвестниками мобильных приложений стало появление WAP-версий музейных сайтов – для более удобной загрузки и навигации через мобильные телефоны. Первыми свои сайты «упростили» Museum of Modern Art в Сан-Франциско и Poverhouse Museum в Сиднее. Количество посетителей, пришедших после изучения сайта музея через телефон, возросло. Впрочем, для осмотра всей коллекции через телефон требовалось немало времени, что подразумевало непрерывное нахождение online. Музеи поставили следующую задачу: единожды загрузив информацию, «отвязать» посетителя от сети Интернет.

Итак, основными причинами, по которым музеи обратились и продолжают обращаться к мобильным приложениям, являются:

  • возможность разнообразить систему получения информации посетителем;
  • двусторонний обмен информацией (например, создав виртуальную книгу отзывов);
  • привлечение молодежи, для которой мобильные технологии являются синонимом стиля и моды;
  • получение и обсуждение информации до и после выставки, а не только на ней.

Вот лишь некоторые примеры эволюции мобильных приложений. San Francisco Museum of Modern Art выдавал посетителям стационарный аудиогид, однако сделал возможным оставлять голосовые комментарии. Museum of Modern Art (MоMA) в Нью-Йорке создал страничку на официальном сайте музея с возможностью закачивания podcast аудио-лекций в обычный mp3-плеер. Indianapolis Museum of Art создал приложение для iPod Touch (музыкального плеера), который выдавался в музее, а затем выпустил загружаемое из Интернета продолжение экскурсии.

Было также предпринято несколько попыток разработать универсальное приложение, которое бы устроило все музеи и их посетителей, и различалось только контентом. Ни один из разработчиков не сумел охватить сколько-нибудь значительное количество музеев, и все переключились на обслуживание индивидуальных заказов.

По своему содержанию приложения можно условно поделить на:

  • посвященные музею в целом. Включают в себя карту, навигацию, историю музея, основные работы постоянной экспозиции;
  • посвященные временным выставкам. Состоят из аудиогида, информации о выставке, сроках и режиме работы, а также партнерах проекта;
  • комбинированные app’ы. В них информация о деятельности выставочной площадки регулярно обновляется через update версии. Как правило, сменяются временные выставки, либо подается информация в развитии (в случае научных исследований, например);
  • игровые приложения. Например, требуется собрать puzzle из шедевров собрания музея, самому нарисовать картину или определить место ее написания на географической карте. Конченая цель везде одинакова – привлечь человека в конкретную точку соприкосновения с искусством.

Для иллюстрации сказанного мы взяли за основу четыре приложения для платформы iPhone. Надеемся, вы не остановитесь, и продолжите собственный мобильный experience.

Название: Yours, Vincent 

Год релиза: 2010

Заказчик: Van Gogh Museum, Амстердам

Разработчик: Pentimento

 

Голландцы, как и в 1952 году, вновь оказались впереди, выпустив первое приложение для iPhone, посвященное временной выставке. Приложение Yours, Vincent вошло в TOP-10 среди скачиваемых образовательных программ, а сама выставка стала сверхуспешной в Европе во многом благодаря своему app’у.

Большая часть приложения построена на специально созданном видео с архивными материалами и дикторским озвучением.

Название: Musee du Louvre

Год релиза: 2009

Заказчик: Louvre, Париж

Разработчик: Proxima mobile

 

Приложение Musee du Louvre является типичным «музейным» приложением. Отличие от других – в том, что это за музей, и как это сделано. Лувр как всегда на высоте – панорамные снимки, удобная навигация, доступные карты. Приятно возвращаться к приложению, даже вне стен музея. Естественно, на это оно и рассчитано!

Название: Frida Kahlo

Год релиза: 2010

Заказчик: Bank Austria Kunstforum, Вена

Разработчик: Nous

 

А вот пример конфликта IT и музейных реалий: в приложении нет ни одного изображения картины, один аудиогид. Но не спешите обвинять разработчиков: международные выставки, подобные этой, готовятся годами, и картины Фриды Кало съезжаются из коллекций от Токио до Сан-Пауло. Кто мог ожидать еще пару лет назад, при оформлении отношений с владельцами, что изображения картин могут понадобиться для мобильного приложения? В считанные месяцы до открытия выставки сделать app можно, а вот заново договориться со всеми – гораздо сложнее. Музеям на заметку.

Название: Konchalovsky

Год релиза: 2010

Заказчик: Фонд Петра Кончаловского, Москва

Разработчик: Jack Patterson/Petr Konchalovsky Foundation

 

Единственный представитель «нашего» художника на мировом электронном рынке – хотя бы потому, что авангардист Петр Кончаловский родился в Славянске. В 2010 году Фонд, созданный его наследниками, провел большую выставку в Санкт-Петербурге и Москве. К последней, проходившей в Третьяковской галерее, было выпущено приложение Konchalovsky – содержащее не только информацию об экспозиции с аудиогидом, интервью с мировыми искусствоведами о художнике и выставке, но также полным электронным каталогом-резоне художника. Ведя работу по поиску и систематизации творчества художника, Фонд Петра Кончаловского пообещал регулярно обновлять приложение, как только будут найдены и атрибутированы новые картины.

Чтобы не дразнить тех посетителей, у которых нет iPhone, было выпущено аналогичное приложение для платформы iPad, которые были вмонтированы в специальные столы на выставке. Сам Владимир Путин внимательно изучил app на iPad во время посещения выставки Кончаловского в Третьяковке.

У вас наверняка возник вопрос: почему мы берем только iPhone, а не другие гаджеты?

iPhone не монополист, но ответ очевиден. Хотя количество людей, использующих различные смартфоны и достаточно велико, сама разработка программы под каждую платформу себя не оправдывает. Также, не обладая стационарной программой, облегчающей закачку извне (наподобие iTunes), пользователь смартфона должен либо искать сеть wi-fi, либо закачивать через оператора мобильной связи. В большинстве случаев это и неудобно, и дорого. Не забываем про объем мультимедийных приложений – он достаточно велик, а память большинства смартфонов не выдерживает такого объема информации.

И последний аргумент. По словам Стива Джобса, его гаджет создан для того, чтобы приносить радость. А разве музеи работают не с той же целью?

Правда, у iPhone приложений до недавнего времени был весомый конкурент – платформа Android (работающая на Acer, HTC, LG, Motorola, Sony-Ericsson). Однако многое решил выход на рынок iPad, и последовавших двух его возможностей: увидеть произведения искусства в значительно лучшем качестве (при этом не теряя мобильности девайса), и закачать единое приложение для обоих гаджетов –  iPhone и iPad.

Следует признать, что наряду с яркими и запоминающимися приложениями существуют и более консервативные варианты использования мобильного телефона. Например, в Museum Kunst Palast в Дюссельдорфе посетителям предлагаются услуги аудиогида через собственный телефон. Необходимо лишь отправить sms-сообщение на определенный номер. Так же регулируется и книга отзывов, и предварительный заказ билетов.

 Не так давно музей современного искусства KUMU в Таллине разрешил посетителям фотографировать свои картины, а затем провел конкурс на лучшую мобильную фотографию. MоMA в Нью-Йорке пошел еще дальше, и организовал для каждого «мобильного фотографа» свой profile на официальном сайте. Таким образом все обсуждения были перенесены на поле музея, куда были введены модераторы, тем самым создав подобие первой art-социальной сети…

 О социальных сетях, и роли в продвижении музеев «большой четверки» – Facebook, Twitter, YouTube, Flicker – речь пойдет в следующий раз.