Музей Крёллер-Мюллер в парке Де-Хоге-Велюве

Есть версия, что перед тем, как угаснуть, мозг выдает самую счастливую картинку, и, если спросить себя, что ты хочешь увидеть, то ответ очевиден  –  национальный парк Де-Хоге-Велюве провинции Гелдерленд, Нидерланды. Основавшая его чета Крёллеров достойна кисти Ван Эйка. Словно желая подчеркнуть это, архитектором одного из павильонов судьбе угодно было выбрать однофамильца прославленного художника. О музее, ставшем одновременно и раем, и картинной галерей, далее в ART UKRAINE.


Связь скульптуры, живописи и природы навсегда поселяется в музее Крёллер-Мюллер с 1938 года, когда один из верных слуг модерна Анри Ван де Велде заканчивает строительство здания музея. А еще раньше Елена Крёллер-Мюллер (1869-1939) и ее супруг с необычным для голландца именем Антон завещают свою коллекцию  государству в обмен на обещание построить здесь музей. Антон Крёллер (1862-1941) любил охоту, а собирательство картин – страсть жены, им разделяемая и подогреваемая.

 

Вместе им удается собрать коллекцию обширную в метафизическом плане, как территория заповедника. Природа освежает связь с историей, и музей Крёллер-Мюллер самим ландшафтом и необъятностью пространств поставлен вне времени. Ощущение дали создают ветер и высохшее дерево. Когда-то здесь водились кенгуру, на память о мощных ударах их лап - песчаные дюны. Человек, имеющий представление о дюнах и немного дотошный характер, скажет: «это похоже на дюны, но это не дюны». Песок мельче и ощущаются колебания.

 

Оставляя велосипед, сходишь на его горячую поверхность, и сколько хватает глаз до  горизонта – солнечный свет осыпается в мелкую пыль (Голландия не изменяет своей привычке и в заповеднике предусмотрена стоянка бесплатных велосипедов). Жизнерадостное удовольствие почтальона Ван Гога передается его увядшим спиленным подсолнухам, когда в окружении расплавленного спокойствия проплывает стройная пожилая пара на двойном велосипеде, и солнечная пыльца с бороды почтальона распространяется по залам экспозиции.

 

Этот музей – плод взаимной привязанности


Дети переносят Ван Гога к себе в альбом. Приятно оформленные залы создают впечатление домашней коллекции. У четы Крёллеров было много Ван Гога: в музее даже есть «таймлайн», по годам, сколько на него уходило из семейного бюджета от малых сумм до колоссальных. Ван Гога не стало в 1890, он не успел оценить размах и щедрость, зато не пришлось долго дожидаться посмертной славы.

 

Все изображения предоставлены автором

 

Благотворительность – чаще спонтанная реакция и нерегулярная. Меценаты Крёллер-Мюллеры не изменяли своей любви ни в богатстве, ни в бедности. Даже когда произошел крах на нью-йоркской бирже, эту историю рассказывают экскурсоводы перед картиной «Ночная терраса кафе» (1888), Елена Крёллер-Мюллер не соблазнилась возможностью продать всего одну картину и нормально жить. И Ван Гога бы удивило ее настойчивое желание сохранить его у себя.

 

Экскурсоводы ей по-женски сочувствуют. Можно себе представить, чем убеждал Антон своих кредиторов. Известно, что еще в детстве Елена увлеклась фарфором – мечтой о коллекции, едва ли не большей, чем у Виктора Гюго, посвятившего стенку своей парижской квартиры, намного более скромной, этому благородному искусству. Скромность и благородство  – то, чему учит Виктор Гюго, навсегда стало духом музея Крёллер-Мюллер.

 

Любовь к искусству не обесценивается


На все уговоры хозяйка дома Крёллер-Мюллеров неизменно отвечала: «моя коллекция завершенная». Ни один из супругов не стремился поправить свои дела за счет Ван Гога, Ван Хоха, как его называют голландцы, или ценой расставания с другими из, чудом соединившихся под одной крышей, художников модерна. Музей богат и мастерами Ренессанса, а среди них есть яркие имена: Кранах, Ханс Бальдунг Гриен, Хенрик ван Клиф, прославившийся другим взглядом на Вавилонскую башню, отличным от Брейгеля-старшего.  

 

По сравнению с Брейгелем, башня Клифа ровная, ее гладкие своды скрепляет договоренность вавилонян – версия оптимистична и соответствует концепции музея. На схеме музей выглядит буквой «Т» и спроектирован по идеалу модерна – смысл времени утилитарен – публика вдыхает сразу все стили и эпохи, проникая через тонкий внутренний коридор.

 

 

От музейных касс коридор уводит к Пикассо, ставшему, особенно для людей, которым выбор предоставлен не был – воплощением свободы. Кумир протестной Франции, его отец имел дело с металлом и во власти сына оказался материал века. Пикассо увидел в груде железа детали и его заметили, собиравшего из этих деталей поделки. В зале музея Крёллер-Мюллер стоит экспонат, который словно оплакивает свою участь превратиться в груду металла.

 

Сегодня писать концентрированно и личностно не принято, принято из двух-трех идей собирать книгу. Пикассо – лаконичный художник и его лаконизм востребован. Его это сближает с Ван Гогом. Возможно, сами художники подсказали чем отблагодарить мадам Крёллер-Мюллер. Музей приобрел «Вазу с цветами», и сразу появились сомнения в авторстве, так всегда бывает, когда трепетно относишься к подарку.

 

Музей Крёллер-Мюллер достоин Лувра


И своей таинственностью – только в 2012 году рентген показал под слоем краски ван-гоговский почерк, там обнаружилась композиция «Борцы», о которых Ван Гог писал брату Тео. И тем, что в Лувре Жана-Батиста Камиля Коро надо рассматривать в лупу, а здесь он большего размера и это засчитывается за дополнительный зал антикварных редкостей. И можно помедитировать перед, лучащимся нежным спокойствием полотном, пятьдесят процентов которого занимает небо.

 

Падение акций. Депрессия. Госпожа Крёллер-Мюллер могла облагодетельствовать Лувр. Экскурсоводы выглядят растерянно, их одновременно и восхищает, и удивляет эта выдержка. Посетителю среднего достатка почти невозможно себе представить, что потеряв состояние можно решиться сохранить коллекцию. Теперь, как говорят музейщики, - она бесценна; естественно, на черном рынке взвесят и определят, но одна ее владелица знала шедеврам настоящую цену.

 

 

Каждый экспонат в отдельности дороже всего состояния. «Моя коллекция завершенная». И сам жест определенно заявляет: «совершенна».  Можно попытаться представить, как она убеждала своего супруга не рассматривать коллекцию в качестве актива: «давай будем сохранять нашу любовь сейчас, а не когда одному из нас это уже будет не нужно». Разве драма не достойна Лувра? И глубже проникаешься «Венерами» Гриена и Кранаха. У первого купидон на шаре, у второго  – с пчелками.

 

Купидон, он же – Амур, он же – Эрос… он же сын Венеры


Неразумный малыш, который ничего не может серьезного решить, для усиления эффекта художник завязал ему глаза, сидит, хитро улыбается, на шаре ощущение неустойчивости. Совсем другой Амур в ногах у второй Венеры, здесь можно сразу художника узнать, Венера-лисичка Кранаха-старшего. Кранах маркетолог, состоявшийся бизнесмен, как Антон Крёллер.

 

Чуть-чуть после Ренессанса, Кранах (1472-1553) профессиональный художник и владелец доходной аптеки и по аптечным каналам заказывает себе краски. Кранах – предприимчив, успешен, не стыдясь, перенимает идеи и совершенствуется. К патенту отношение такое же, как к рецепту, особенно к чужому. Если рецепт существует, значит Кранах его должен знать.

 

Кранах понял, как Дюрер делает гравюры и использовал его технику, но запомнился дружбой с Лютером. Протестантская этика в Кранахе уже играет, в его пчелках, вьющихся над Амуром. Лицо Кранаха очень современно, если смотреть на его «Автопортрет» из галереи Уффици. Говорят, был плут, и такое плутоватое выражение передал своим «Венерам», сделав характерной чертой Кранахов лисью мордочку. Его обвиняли. Он оправдывался.

 

 

Высоко ставил технику «сфумато», когда изображение готово растаять, и недооценил им же созданную, ту, что запатентовал Уго де Карпи и назвал «кьяроскуро» или светотенью. Вышедшие из средневековья художники пишут свечение, и Кранах добивается его. У девушек Кранаха очень красивый оттенок кожи, светящееся изнутри лицо. Кранах, лакируя лисью мордочку, подчеркивает этот эффект. И в его успехе не обошлось без драматической развязки.     

 

Сын Кранаха-отца, Ганс умирает и Кранах, ставший бургомистром, знавший Короля, обросший связями, жалуется всему городу, сохраняя гордое молчание. У очень многих богатейших жителей на видном месте хранились его полотна, где в углу дракончик с крылышками вверх. Боль утраты изменяет подпись отца. Крылья – это то, что подает надежды и не знает старости.

 

У Кранаха был широкий «размах крыльев» и соответствующее чувство юмора, его купидон жалуется Венере на покусанный пчелками лоб. У человека, способного подолгу стоять перед понравившейся картиной, от подобного юмора настроение улучшается. Дракон, переживший большое горе, опускает крылья – таким его заполнил «Автопортрет». Несгибаемым…

 

 

Как лепестки железные листвы


Кранах приезжал в Нидерланды за четыреста лет до сада скульптур, ему бы могла понравится, созданная из железных пластин инсталляция, в которую входишь как в цветок или в пламя. Горящие стрелы желания больно ранят, как пчелы. Укравший мед сейчас вкусит свое же оружие. И виден латинский тест, Кранах сравнивает боль от ужаливания с болью разбитого сердца… На полотне картины, купленной уже после смерти хозяйки,  дракон складывает крылья. 

 

Большая часть коллекции музея Крёллер-Мюллер вынуждено спрятана в хранилище – соотношение внешнего и внутреннего – повсеместная аналогия. В саду скульптур больше ста и у каждой своя немыслимая история. Все устроено так, чтобы рассказывать не о том, что видишь. Лестница в небо – поднимаешься в тупик, но в очень красивый тупик, перед человеком открывается обзорная панорама парка Де-Хоге-Велюве. 

 

Сплетение металла кажется черепахой для колки орехов, а на самом деле – это влюбленные, эффект «Gestalt Switch». Другая скульптура – Служанка, Юдифь и Олоферн, держащийся за голову. Олоферна, готового торжествовать победу над Иудеей, покорила Юдифь, опоила и отрезала голову (обычно Олоферна изображают обезглавленным – с головой отдельно).

 

 

Еще инсталяция – убежище, стена. Ощущение безопасности и защищенности, заходишь в арку, а там - ничего. Обман – что стены тебя защитят. В саду есть и современный художник Ян Фабр, изобразивший себя в виде разных позолоченных животных (он даже себя в виде осла изобразил, чтобы ему не говорили, что он хочет прославиться), и есть Роден.

 

Девушка с разведенными коленями – Роден встречает, вышедшего из галереи в сад. Женщина сидит на кусочке камня, отвернувшись и обняв колени. Во внутреннем дворе над фонтаном установлена композиция из двух, вращающихся угольников – две грани авангарда, на внешней стороне царствует Роден. И наводит на мысль о том, что нельзя устраивать из семейной жизни бред терпеливого осла. Роден смешивается с Фабром – это интересное сочетание.