Национальная галерея Австралии, Канберра

Особенная страна, сумевшая соединить в себе черты различных культур, не придумала возможности лучше и совершенней, чтобы выразить свою оригинальность, чем создать национальную картинную галерею. Этим Австралия засвидетельствовала свой статус не мировой провинции и не колониального континента, а отдельной самостоятельной нации, и создание галереи в столице, полностью спланированной на планшете архитектора, для Австралии –  символичный акт закрепления менталитета и традиций. О галерее, с которой связана история австралийского парламентаризма и ее коллекции, далее в Art Ukraine.


Автор этой остроумной идеи – закрепить национальное самоопределение созданием музея – Том Робертс, художник, с четырнадцатилетнего возраста воспитывавшийся в культурном центре Австралии Мельбурне. Робертс изучал живопись в школе при старейшей на континенте национальной галерее Виктории и анатомию в Мельбурнском университете. Из стен этого учебного заведения «лиги песчаника» вышло много ярких общественных фигур Австралии, включая самого заметного премьер-министра Австралии Роберта Мензиса, не менее колоритного и не менее «легендарного», чем австралийский премьер Черчилль.

Том Робертс, Автопортрет (1924)

Все изображения предоставлены автором


Важной составляющей учебы и жизни в Мельбурне стало для художника чувство абсолютного духовного родства с этой удивительной землей. Когда, с образованием Австралийского союза усилилось соперничество между Мельбурном и Сиднеем за звание столичного центра, было принято решение создать отдельную столичную территорию. И название новой столицы «Канберра» с древнего языка местного племени переводится как «место собраний». С решением создать под государственные нужды отдельный город, где расположатся и правительство, и парламент, идея Робертса получила поддержку и одобрение.

 

Культурная независимость от Британии

Создание национальной галереи в дополнение к самостоятельному правительству и парламенту для Австралии не простая формальность – это был интуитивный шаг к созданию условий самостоятельного развития в границах национальной культуры, возможность, не считаясь с предубеждениями далекой, но требовательной Англии, сформировать свой интеллектуальный и духовный потенциал. Следующим сопоставимым по масштабу шагом станет основание Австралийской академии наук в середине 50-х XX века, а затем признание аборигенного искусства, находившегося в изоляции. Такую дорогу открыл Робертс своей идеей.

Гироламо Нерли "Пляж около Мельбурна"

 

Дорогу национального самоопределения, оказывается, открывает не политика, а искусство. Даже рассматривался вариант создания треугольника: правительство, парламент и галерея. Нигде, пожалуй, в мире у национальных галерей нет такого высокого статуса. Осознание тонкости взаимоотношений Австралии и Англии придает общению с  «прекрасным» особенную пикантность в стенах галереи. У Лондона есть своя галерея. И важно заметить эту грань, когда галерея противопоставлена имперскому смыслу музея.

 

Такую «перспективу» открыл художник Робертс, кисти которого принадлежат немало выразительных портретов австралийских политиков и пейзажей, а так же историческое полотно, по своему значению для австралийской культуры сопоставимое с  работой –  «Стрижка овец», хранящаяся в родной для Робертса галерее штата Виктория. И в ней благополучие Австралии – этот фрегат выдержит все шторма и бури. Есть распространенная характеристика Австралии: эта страна, как страус Эму и Кенгуру, движется только вперед.

Том Робертс "Стрижка овец". Из собрания национальной галереи Виктория.

 

Современный стиль архитектуры

Грубый необработанный бетон, получивший в мире название «брутализм». Страна, не знавшая тоталитаризма, по-другому воспринимает эстетику бетона. Если в архитектуре самой Канберры преобладает белый оттенок, у здания галереи узнаваемый серый цвет или тон асфальта, а с высоты птичьего полета напоминает бункер с элементами замка аттракционов. Австралия, как это ни грустно, устала от викторианского стиля, когда под бронзовый купол встают строгие линии колонн. Ей хотелось нового, и она выбрала этот стиль. Ле Корбюзье подарил миру эксплуатацию бетона в тех масштабах, которых не знал Рим. 

 

Стиль современных австралийских городов многими библиотеками и общественными зданиями приобщен к брутализму, и это тем естественнее для Австралии, что ей никогда не была близка чопорность классического фасада. Она и от брутализма отошла потому что Ле Корбюзье уже тоже стал классикой. Украшением любой архитектуре здесь служит природа и ухоженность «интерьерного облика» общественных пространств.Невозможно представить Австралию нечистоплотной: газоны посыпаны древесной стружкой, и соответствующие запахи изменяют восприятие бетона, наполняя его ароматами кофе, лаванды и мускатного ореха.

Артур Стритон "Золотая осень", 1889.

 

В Австралии нет агрессивной городской среды 

Национальная галерея, как продолжение путешествия в «неизведанное». Непроницаемые солнцезащитные стекла пропускают в себя посетителей через стеклянные двери. И ничего внутри не усложняет восприятие экспонатов, не отделяет посетителя от них. Как в Мельбурне университет – продолжение галереи, так и здесь. Это общая концепция жизни как единого образовательного пространства, в его центре – аборигенный мемориал, множество бревен, напоминающих гигантские мундштуки, раскрашенные втрадиционные цвета аборигенов.

 

На английском языке их название звучит: «hollowlogtombs» (полые бревенчатые надгробья). В искусстве австралийских художников европейцев очень много солнца. Овцы, колосья пшеницы или сухая трава, краски золотой осени. Артур Стритон, один из соратников Томаса Робертса по гейдельберской школе, названной так по предместью Мельбурна, где работали оба художника, сумел передать это настроение австралийской жизни посреди не самой плодородной земли. У него есть и понимание солнца: оно не так дружелюбно, как хочет казаться, художник ставит пастушка среди стада овец в тени. Периодически в Австралии возникает чувство, что это земля, на которой европеец не должен был появиться.

Аборигенный мемориал

 

Его проникновению на континент посвящена эта галерея, в которой более 120 тысяч экспонатов со всего света. Здесь много австралийских импрессионистов. Очень традиционно  этот стиль представлен у Гироламо Нерли, на полотне с изображением пляжа около Мельбурна и дама с зонтиком, как воплощенная утонченность европейской культуры, прохаживается вдоль побережья, которое помнит киль корабля капитана Артура Филиппа. Необъятность географии и глубина исторических пластов способны повергнуть в шок и отчаяние от невозможности быть везде и постичь всё, но «всё» не требуется, нужно быть избирательнее. Австралия сочетает в себе безмятежную созерцательность с этой философией.