Наталья Жеваго: «Лучше всего у нас получается заинтересовывать людей искусством и объединять их в этом интересе»

«Культурный проект» - одна из наиболее активно развивающихся культурных институций Киева. Всего за два года их лекции успели стать местом встречи всех, кто интересуется искусством – от широкой публики до профессионалов. На днях «Культурный проект» объявил о запуске нового направления своей образовательной деятельности – инновационной программы для современных художников, которая стартует весной будущего года.

О переломном моменте в развитии «Культурного проекта», о будущей арт-школе, а также об особенностях работы с профессиональной аудиторией журналу ART UKRAINE рассказала основательница «Культурного проекта» Наталья Жеваго.

Наталья Жеваго. Фото: Максим Белоусов

 

Анастасия Платонова Наталья, расскажите, пожалуйста, как изменился «Культурный проект» в течение последнего года? Какие новые направления вы запустили? Появилось ли что-то принципиально новое?

Наталья Жеваго Прошлый сезон стал для «Культурного проекта» испытанием на прочность, долговечность. Потому что новый проект, как ребенок: когда он только родился, это вызывает исключительно положительные эмоции. А потом возникает вопрос, состоялся ли проект. Станет ли это институцией, а не просто кратковременным курсом. Весь прошедший год мы, по сути, занимались переосмыслением того, чем мы занимаемся, что у нас получается лучше всего, куда мы движемся. Чем мы являемся больше – образованием или развлечением? Мы переживали, сомневались, думали даже о возможной смене формата.

Мы пользовались самыми разными инструментами, чтобы адекватно оценить себя, провели серьезную исследовательскую работу. И поняли, что та ниша, которую мы заняли – лекции для широкой аудитории – и есть наш идеальный формат, в этом и есть наша уникальность. Это был важный Рубикон. Сегодня у нас есть сформированное видение проекта на ближайшие 5 лет.

То, что «Культурный проект» стал курсами для широкой аудитории, на самом деле дело случая. Потому что эта широкая аудитория сама проявила интерес, и стало понятно, что есть такая потребность. Я не очень верю, что такой проект можно «разворачивать», планировать. Он просто занял то место, которое должен был занять. Просто занял свою нишу, которая пустовала.

Мы поняли – и это тоже стало для нас своего рода откровением – что, как и большинство других культурных институций, будем объединяться с другими институциями, будем получать гранты и работать как некоммерческая институция. Хотя раньше мы всегда все делали сами. Сейчас мы поняли, что стоит объединять наши усилия, чтобы получать на выходе еще более качественный продукт.

На лекциях «Культурного проекта»

 

- Кто ваш идеальный слушатель? Опишите человека, которого команда «Культурного проекта» представляет себе идеальным клиентом?

- Сегодня «Культурный проект» совершенно точно видит своей аудиторией широкую публику, которой интересно, что такое искусство в Украине. Что такое визуальное искусство, философия искусства. Это те вопросы, которые являются «сырыми» для людей – на это есть запрос. Это те вопросы, ответы на которые мы освещаем в рамках нашего лектория.

При этом нам хотелось бы оставить за собой более узкую, экспертную «часть» о том, как жить в музейном и выставочном пространстве Киева.

 

- То есть, изначально вы создали продукт, который сам себе нашел широкую аудиторию. А уже более экспертную, профессиональную аудиторию вы осознанно планируете?

- Да, конечно. А что касается более широкой аудитории – для нас важно, чтобы люди, которые хотят жить культурной жизнью в Киеве, могли с нашей помощью делать это максимально качественно: посещать самые интересные выставки, общаться с по-настоящему интересными людьми. Мне кажется, это именно то, что у нас получается. И в рамках этой миссии в этом году у нас появился курс «Искусство ХХ-го века», который предполагает сертификацию. Преподаватель высылает слушателю тему, на которую слушателю предлагается написать эссе, получить обратную связь, и получить сертификат, удостоверяющий, что вы прослушали курс.

 

- В том, что вы ориентированы на массового слушателя, есть две стороны медали: с одной стороны, люди получают новые знания. Но вам не кажется, что эти знания могут создавать у них иллюзию ложной компетентности, ощущение, что они действительно стали экспертами в искусстве?

- Подобные иллюзии, конечно, могут быть. Но они всегда зависят исключительно от личной зрелости отдельного человека, а не от того, какие лекции он ходит слушать. Внутренне незрелый человек способен «назначить» себя экспертом, даже не приходя в «Культурный проект».

Во-первых, мы никого не обманываем. Мы не называем наши лекции курсом для профессионалов, как например, на «Винзаводе» (Центр современного искусства «Винзавод» в Москве – прим. авт.) это называется «Школой экспертов и коллекционеров». Мы просто даем нашим слушателям некую карту, схему, с которой им проще общаться с искусством.

 

- Если говорить о целях «Культурного проекта»: кроме того, что вы просто даете людям общее представление о предмете, заполняете пробелы в культурном образовании ваших слушателей, стремитесь ли вы дать им некие системные знания?

- Для меня «Культурный проект» - это шкаф с подписанными полочками. У каждого человека, который интересуется искусством, несомненно, уже есть свой багаж знаний. Мы просто помогаем его дополнять и систематизировать. На выходе человек получает удобную, четкую систему знаний – от Возрождения до наших дней.

Человеку становится легче общаться с искусством, просто размышлять о нем. Это еще одна причина, почему мы никогда не будем конкурентами НАОМА – там учат совершенно другим вещам.

На самом деле, вся история искусства до ХХ-го века – это совершенно четко оформленный объем знаний. Если говорить предметнее, то Гегель, например, на этом и завершил историю искусства – по нему ее можно считать законченной. Вот эту законченную систему мы и представляем нашему слушателю. Он может сам для себя решить, какой период или какой аспект для него наиболее интересен, и изучать его глубже. Наша же задача – дать ему общий контекст, цельное представление о явлении.

К нам приходят уже взрослые люди. Они образованы, у них отличный культурный бэкграунд. Некоторые темы они знают даже лучше, чем мы можем ожидать. Но нет ни одного слушателя, который бы не узнал у нас ничего нового! Конечно, всегда есть человек, которому мало, который просит дать больше знаний, углубиться в тему еще больше. И это прекрасно – значит, есть обратная связь, и мы работаем не зря.

 

- Вы наверняка задавались вопросом, будет ли этот проект успешен в цифровую эру, когда практически любая информация доступна онлайн из любой точки мира, на любом языке. Правильно ли я понимаю, что вы сделали сознательную ставку на самообразование как формат?

- Безусловно. Но это все же разные истории: узнавать информацию, получать знания и получить образование. Информацию действительно можно найти онлайн самостоятельно. Информация отличается от знаний тем, что она имеет одностороннюю направленность: ты ее получаешь, но тебе не с чем ее сравнить, а главное оценить, насколько правильно ты ее понимаешь. Знания – это то, что невербально передается от человека к человеку. Это то, что пробуждает вкус, интерес к информации, с которой вы имеете дело. И в этом сегменте «Культурный проект» никогда не будет вытеснен (улыбается). Потому что те люди, которые приходят делиться с нашими слушателями информацией, они реально заражают их интересом!

А что касается самообразования – это очень индивидуально. Потому что можно прийти в «Культурный проект», и просто провести здесь время. И это не станет самообразованием, если человек не поставил перед собой такую задачу. Самообразование – это путь, предполагающий наличие у человека конкретной цели. И такие слушатели у нас, конечно, есть. Но есть и такие, кто просто приходит хорошо провести время, кто искренне любит искусство. Это другая парадигма, но кайф от этого не меньше, и польза не меньше.

 

- Сейчас время повальной моды на искусство. Вам не кажется, что приток зрителей в галереи, а также слушателей на ваши лекции не в последнюю очередь можно объяснить именно тем, что искусство вдруг стало модно? Не схлынет ли эта волна так же быстро, как пришла? И что, по-вашему, будет дальше? Останется ли в Украине какой-то зрительский пласт, который успел воспитать в себе вкус к арту?

- Мне кажется, что процент людей, живущих культурной жизнью, посещающих выставки и культурные мероприятия, во все времена одинаков. Люди, которые ходят на концерты, говорят об искусстве и ведут интеллектуальные разговоры на кухнях и в галереях, всегда были и всегда будут. Это люди, для которых культурные потребности являются элементом качества жизни, внутренней необходимостью, чем-то постоянным, а не временным. Мы же никого не обращаем в свою веру. Мы не пополняем количество людей, которые ходят по галереям. Мы просто удовлетворяем эту потребность у тех, у кого она изначально есть.

Да, возможно, среди нашей аудитории есть часть людей, которая заинтересовалась искусством, просто следуя этому актуальному тренду. Да, она может «отвалиться» в процессе. Но это формирует у них новый интерес, новые потребности, меняет их взгляды.

Если честно, я вообще не очень верю, что искусство модно. Мне просто кажется, что сейчас эта среда в Киеве определенным образом активизировалась. Потому что после застоя, в котором она находилась определенное время, произошел взрыв всего нового! А потом все войдет в русло, будет развиваться дальше, все выровняется. Главное, что искусство в Украине есть – есть художники, есть зритель – и этот «ком» растет.

- На третьем году жизни «Культурного проекта» вы всерьез задумались о привлечении профессиональной аудитории. Можно ли говорить, что вы прилагаете какие-то системные усилия, чтобы в Украине выросли свои арт-критики, молодые кураторы, арт-журналисты?
- Мы просто поняли, что наш «Свободный лекторий» (бесплатные лекции «Культурного проекта» - прим. авт.) привлекает более профессиональную аудиторию. Мы в основном работаем с широкой аудиторий, но для нас важно не терять связь и с более профессиональной аудиторией.

Сегодня «Свободный лекторий» движется в сторону профессионального образования и профессиональной среды. Мы определили это так: «профессионалы говорят с профессионалами».

Мы не ставим перед собой сверхзадач, что мы вот сейчас решим, что в арт-среде остро не хватает кадров, и сразу возьмемся их ковать. Мы смотрим, какие потребности, запросы вызревают у аудитории, думаем, как можем этот запрос удовлетворить, и помогаем этому сбыться. Это и есть тот принцип, по которому мы работаем с нашей аудиторией.

 

- По вашим словам, «Культурный проект» движется в сторону некоммерческой организации. Какой вы представляете украинскую арт-среду через десять лет? И каким видите в ней «Культурный проект»? Чем он будет – по-прежнему обучающим курсом лекций для всех желающих или же чем-то совершенно другим?

- Я верю, что в ближайшем будущем в Украине появятся молодые художники, которые сами будут себя презентовать. Галерейное пространство перестанет быть единственной площадкой, где молодые художники смогут представлять свои работы.

Я думаю, что «Культурный проект» всегда будет лекциями по искусству. Это наша ниша, наш формат. «Культурный проект» - это вход в мир искусства для самых разных людей. Это, по сути, и есть наша функция. Хочет ли человек просто узнать что-то новое, или изучить что-то новое, или погрузиться в мир искусства с головой – у него есть все возможности. Возможно, ему интересно узнать, где можно провести время, где в Киеве происходят самые интересные события, какие культурные институции существуют. «Культурный проект» - это его проводник в этом мире.

Но чтобы это все случилось через 5 лет, «Культурный проект» должен стать гибкой системой – это должны быть небольшие мультифункциональные пространства, которых в Киеве будет несколько. Они должны быть очень мобильными, чтобы выполнять разные функции: сегодня там может быть лекция, завтра – концерт, послезавтра еще что-то. Это как клуб по интересам.

Наша некоммерческая составляющая будет иметь свое развитие в масштабе нескольких лет. Я думаю, что это направление тоже будет привязано к отдельной локации.

Нам еще предстоит понять, как мы будем кооперировать свои усилия с городом, с другими культурными институциями, с художниками. Для нас это будет совершенно новый опыт в ближайшие несколько лет.

Мы привлекаем и обучаем координаторов лекториев разных направлений. Таким образом, мы можем проводить большое количество разнонаправленных лекториев, координируя этот процесс из центрального офиса. Это, к чему мы идем – лекториев по интересам должно быть столько, сколько запроса существует, сколько интересно нашей аудитории.

Даже если не говорить пока глобально о модели нашей будущей Art School... Лучше всего у нас получается заинтересовывать людей искусством и объединять их в этом интересе.

 

- Возвращаясь к работе с профессиональной аудиторией. Проект «11 ключевых вопросов современного искусства», который прошел в рамках Первой Киевской биеннале современного искусства ARSENALE 2012, как раз был ориентирован на профессионалов медийного и арт-сообщества. Можно ли говорить о попытке «Культурного проекта» стать площадкой для профессиональной дискуссии?

- Мне кажется, что профессиональная арт-среда в Украине очень небольшая, и что называется, «крепко сбитая»: эти люди очень активно общаются между собой.

Поэтому если говорить о профессиональной дискуссии – в рамках «11 ключевых вопросов современного искусства» мы не ставили перед собой такой цели. Наверное, такие вещи всегда происходят спонтанно – ничего подобного нельзя создать искусственно. В данном случае все совпало – время, место, готовность аудитории к диалогу. Если у нас получилось, это здорово.

 

- Наталья, вы заговорили о будущей Art School «Культурного проекта». Что это будет - по-прежнему модульная система из нескольких лекционных локаций? Или это уже следующий шаг, новый образовательный формат?

- Это будет фундаментальное направление для «Культурного проекта». Это дело будущего, пока могу сказать только, что мы сначала попробуем создать гибкую, модульную систему из нескольких лекционных локаций – мы как раз сейчас разрабатываем этот формат, чтобы понять, как он будет функционировать, насколько это будет интересно нашей аудитории.

Art School не будет зафиксирована где-то в одном месте, она будет мигрировать между разными локациями. Но у нее будет очень серьезная база в Интернете.

Сейчас мы планируем первое направление Art School – серию лекций и мастер-классов для художников, которые хотели бы осваивать медиа как инструмент. Все лектории будут открытыми, а уже прикладные практические занятия будут для профессиональных художников, которые будут отобраны на конкурсной основе. Будут и домашние занятия, и практические задания. Параллельно мы будем вести переговоры с галереями, чтобы показать работы художников, прошедших обучение.

 

 

 

 

Анастасия Платонова