Наука vs искусство. «Снег» в астрономической обсерватории

Художница Маша Павленко продолжает экспериментировать с выставочными пространствами и исследовать реакцию разных аудиторий украинцев на современное искусство. Ее проект «Город снега», который уже был презентован, как в рамках художественной институции – в Малой Галерее Мыстецкого Арсенала, так и в пространстве, не предназначенном для экспозиции – на заводе «Теплозвукоизоляция», теперь открылся в Музее Главной Астрономической Обсерватории НАН Украины. Маша обеспокоена глобальными экологическими проблемами, о которых говорит в своих работах. И, аппелируя посредством своего проекта «Город снега» к эко-сознательности людей, она, как Магомет, идущий к горе, выходит из музеев и галерей, и идет непосредственно к людям, вторгаясь в среду их обитания. 


Музей Главной Астрономической Обсерватория НАН Украины


«Город Снега» - так называемая самой Машей антиутопия, промышленная сказка о новом источнике энергии и цивилизации, которая возникнет вокруг него. Развитие ядерной энергетики привело к появлению разных теорий, предположений и фобий. Город Снега развивает образ порожденного ими мифа о ядерной зиме, который заостряет внимание на энергетической ловушке, в которой оказалось человечество: энергетические ресурсы ограничены и исчерпаемы, их добыча и переработка не всегда безопасна, в то время как распределение ресурсов определяет распределение власти и капитала как в пределах мира, так и отдельной страны:

«Город Снега – город будущего, который воздвигнут люди, пережившие ядерную зиму. Он окружен глубокой Рекой, скрытой под толстым слоем льда, и высокой Стеной, которая достигает небес. К Городу ведут Замерзшие Мосты. В самом центре Города на холме находятся Институты Снега, Телевышка и Почтампт. Они спрятаны в огромном Снежном Парке и окружены Замерзшими Озерами с Замерзшими Фонтанами. Возле центального входа в Парк находится Музей Снега, в котором представлены образцы Снега (Снежинки). На склонах холма нагромаждены Фабрики, которые производят Снег. Радиально от Фабрик расходятся железнодорожные пути, по которым Снег транспортируют к Снежным Станциям. На окраине в Промзоне на Снежных Станциях из Снега добывают Энергию, которую затем аккумулируют в Снежные Батареи. Промзона окружена колекторами с переработанным Снегом, который через отверстия в стене попадает за Город. Снежные отходы хоронят в Айсбергах.

За стенами Города простилается путынная и безграничная Долина Айсбергов. При хорошей погоде ее можно пересечь на Вертолетах. Но Долина изменчива, и под толстых шаром льда она прячет много обломоков. В периоды, когла лед в Долине местами ослабевает, ледоколы вывозят Снежные Батареи из Города».

 


Башни телескопа Главной Астрономической Обсерватория НАН Украины

 

Маша Павленко в музее Главной Астрономической Обсерватория НАН Украины


Маша Павленко: «Я адресую свое творчество жителям городов, которых сегодня большинство на планете, тем, с кем пребываю в одном пространстве. Сегодня художник должен пребывать в обществе, собственно, генерировать какие-то предложения, акции для общества: «давайте жить лучше, давайте думать о голодных детях, давайте будем делать вот так». Конкретно, мой проект «Город снега» – предложение подумать об энергетической ситуации, в которой сегодня пребывает мир. Человечество может выбросить в атмосферу какое-то определенное количество отходов – это называется эмиссия CO2 – а дальше настанет кризис. Эмиссия СО2 растет. Элементарная статистика говорит, через 20-30 лет цифра СО2 будет критической. Что нам остается – так это искать некие новые источники энергии, не задействованные до сих пор. И как художница я придумываю некую метафору со снегом. Я привлекаю внимание общества к этой проблеме». 


Телескоп в Музее Главной Астрономической Обсерватория НАН Украины


Центральным образом проекта «Город Снега» является грязный, серый снег. Он предстает в сказке главным героем, и собственно энергетическим ресурсом, предотвращающим экологический кризис в антиутопии. Грязный снег может иметь разные трактовки: как отсылать к потенциалу альтернативной, а именно криогенной энергии снега и льда, так и к внешней схожести с гидратом метана ("Fire Ice"), который является высокомолекулятным соединением метана с водой. По данным  FORBES (май 2011, сcылаясь на Департамент Энергии США), по приблизительным подсчетам, содержание энергии в метане в форме гидрата, превышает содержание энергии во всех видах энергоресурсов вместе.

 

Экспозиция инсталляции "Снег" в музее ГАО НАНУ

Именно серый снег изображен в одноименной инсталляции, которую Маша представила в Музее Главной Астрономической Обсерватории НАН Украины (дальше - ГАО НАНУ). 

 


 Экспозиция инсталляции "Снег" в музее ГАО НАНУ


Однако в большинстве своем сотрудники обсерватории восприняли большие серые шары из «Снега» сквозь призму астрономии – как планеты солнечной системы, зачем-то одинакового цвета и размера.

 

 Экспозиция инсталляции "Снег" в музее ГАО НАНУ

 

В такой интерпретации инсталляции собственно и кроется специфика восприятия объектов современного искусства неподготовленным зрителем, который по-прежнему воспринимает современное искусство как нечто игровое, несерьезное, и пытается найти аналоги арт-объектам в знакомой предметной сфере. Но если на Белицком заводе «Теплозвукоизоляция», по словам Анны Ландиховой, «к выставке отнеслись очень трепетно, а к работам с почти детским интересом», то сотрудники обсерватории восприняли ее скорее иронично. 

 

Мария Павленко с доктором физико-математических наук Я. Павленко (ведущий научный сотрудник ГАО НАНУ (ГАО НАНУ), отдел физики звезд и галактик) и доктором физико-математических наук Б. Гнатыком (профессор КНУ им. Т.Г. Шевченко, ведущий научный сотрудник отдела астрофизики Обсерватории КНУ им. Т. Г. Шевченко)

И не потому, что они не оценили саму инсталляцию – скорее наоборот, ее отсылки к химии, энергетике были приятны их интеллекту. Но само современное искусство сегодня для большинства украинских ученых-естественников, равно как и гуманитариев, не является адресантом. Сам же современный художник воспринимается не как достойный оппонент, а как заигравшийся ребенок. Так доктор физико-математических наук, профессор Валерий Шульга, посетивший открытие инсталляции, настаивал, что любое произведение искусства обязано иметь оптимистический лозунг. А доктор физико-математических наук Богдан Гнатык посоветовал художнице проинтерпретировать инсталляцию в контексте (MUT) - Multi Universe Theory – теории множественности миров, перекрасив один из шаров в светлый цвет. Таким образом, игнорируя концепцию проекта «Город снега» и его основное экологические послание, эти ученые по сути отказали проекту в праве на существование, а художнице – в праве на авторское высказывание.

 


Доктор физико-математических наук, профессор В. Шульга, академик НАНУ, заслуженый деятель науки и техники Украины

Эта ситуация в некоторой степени отсылает к трагической судьбе выставки «Украинское тело». Конечно, в последнем случае имел место произвол администрации университета. Но, не трудно предположить, какая участь ожидала бы эту выставку и в стенах Музея ГАО НАНУ. От непонимания прямой путь к неприятию. Но почему украинские интеллигенты, ученые физики-математики не понимают современное искусство? И кто в этом виноват?


Доктор физико-математических наук А. Кришталь (сотрудник ГАО НАНУ, зав. отделом физики космической плазмы)

Проблема в том, что современное искусство в Украине по-прежнему слишком далеко от людей. Его реципиентом оказывается на деле представитель все той же замкнутой арт-среды и неширокий круг ценителей искусства. Большинство же граждан заняты проблемой выживания в экономически тягостных условиях современной украинской бытности, или проблемой спасения дела своей жизни - украинской науки, которая, ни для кого не секрет, в большинстве случаев существует без полноценного финансирования на энтузиазме рядовых сотрудников. Видимо, познавать современное искусство им просто некогда. 

 



Кандидат физико-математических наук Б. Шахов (сотрудник ГАО НАНУ, зав. лаболаторией космических лучей, отдел физики космической плазмы)

Однако, нельзя все списывать лишь на социальные условия. Безусловно, имеет место и личный фактор – ведь с каждым днем количество посетителей выставок современного искусства в Украине растет.  В остальном же спасительной становится стратегия выхода самого современного искусства из художественных институций в публичное пространство, его вторжения в самые отдаленные и замкнутые «уголки родины».

 

Директор музея ГАО НАНУ кандидат физико-математических наук Г. Ковальчук, сотрудник ГАО НАНУ, отдел физики звезд и галактик

 

К слову, о самой обсерватории – о ней, затерянной в лесах Феофании, знают не многие. Самой же Маше идея представить «Снег» в музее обсерватории пришла по счастливому стечению обстоятельств – в обсерватории работают ее родители. Почему по счастливому? – при первом посещении становится понятно, что архитектура музейного помещения – башни для телескопа, соседство самого телескопа, винтовая лестница, сам интерьер с его округлостями соответствует визуальности проекта лучше любой галереи, впрочем как и контекст научной лаборатории концепции «Города Снега». 

 

Башня телескопа Главной Астрономической Обсерватория НАН Украины

 


Лабораторный корпус Главной Астрономической Обсерватория НАН Украины

 

 

 

Фото: Анна Туголукова и Мария Павленко


Анна Цыба