Новые технологии в музеях

В начале ХХ века французский ученый Феликс-Луи Реньо создал план энциклопедического этнографического архива, который очень напоминает современное видение мультимедийных музеев. В проекте этнографического музея Реньо с помощью щелчка переключателя можно было получить доступ к текстам, аудиозаписям, динамичным и статичным изображениям. В 1901 году музей Метрополитен собирал сотни посетителей благодаря интерактивному экспонату, который давал возможность дистанционно листать страницы книги.

Сегодня вряд ли удастся удивить кого-то виртуальными музейными экскурсиями. Модель традиционного музея как "хранилища раритетов" постоянно трансформируется, привлекая новые методики как к формированию коллекции, так и к социальному позиционированию. Британский музей недавно анонсировал первую в своей истории прямую трансляцию с выставки «Жизнь и смерть в Помпеях», которая пройдет с 28 марта по 29 сентября. Трансляция будет организована в крупнейших кинотеатрах Великобритании, оборудованных новыми аудио и видео системами. Ранее такие мероприятия организовывали только оперные и балетные компании.

Балансирование между исторической миссией и экономическими реалиями создает сложную ситуацию для руководителей музеев. Потребность привлечения новых медиа в музей происходит на фоне общей технологизации современной культуры. Так называемый процесс «демократизации знаний», который начался еще в середине 1980-х годов, для музеев означает, в первую очередь, оцифровку архивных данных и размещение информации в интернете. Конечно, все эти процессы требуют дополнительного финансирования, в условиях отсутствия последнего инициатива целиком перекладывается на плечи сотрудников музея. К их многочисленным задачам добавляется необходимость создания сложных электронных баз данных, систем учета произведений искусства, наполнение сайтов и активный пиар в социальных сетях.

Тем не менее, осознание потребностей модернизации дает импульс к поиску новых технологий для предоставления развернутой информации об экспонатах, донесения до публики исторических и идейных смыслов, заложенных в произведениях искусства, а также расширения взаимодействия с посетителями.

Сегодня наиболее распространенными инновациями становятся разнообразные приложения для смартфонов. «DailyArt» - это программа для Android устройств. С ее помощью пользователь ежедневно получает изображение одного из шедевров искусства с историей его создания. Профессиональные искусствоведы специально для этого проекта готовят эксклюзивные статьи и интервью с художниками и кураторами музеев. Приложение имеет тысячи пользователей во всем мире, большинство которых из США (в январе 2013 было зафиксировано 20 000 скачиваний). Это приложение было объявлено одной из «12 лучших образовательных программ 2012 года». Пока оно доступно только на английском языке.

Цель мобильного приложения Artfinder - устроить революцию в процессе купли-продажи предметов искусства и сделать инвестиционно привлекательные картины более доступными. При покупке произведений искусства с помощью приложения Artfinder представители сервиса гарантируют вернуть средства в течение 30 дней в случае, если картина, например, выглядит лучше на экране смартфона, чем в жизни. Джонас Алмгрен, основатель и генеральный директор Artfinder, отмечает, что с помощью этого приложения они намерены «предоставить уникальный опыт миллионам людей, которые хотят покупать произведения искусства с помощью смартфонов».

Также существует тенденция к выходу экскурсий за пределы музейного пространства. С помощью GPS-систем выставки превращаются в своеобразный квест. Например, Музей истории польских евреев отправил желающих ознакомиться с биографией писателя и педагога Януша Корчака в прогулку по городу. Специальная программа, которая загружается в телефон, включает в себя два тематических маршрута, объединяющих 49 точек, расположенных на карте Варшавы. С помощью сочетания архивных фотографий и сенсорного экрана, создается эффект «взгляда в прошлое» и, таким образом, воссоздается атмосфера старого города.

Такие же маршруты разработаны и для самостоятельных экскурсий в музеях. Посетители отмечают экспонаты, которые хотят увидеть, а музейные GPS-системы прокладывают оптимальные тематические маршруты. Учитывая все целевые аудитории, МоМА предложилааудио-тур, созданный детьми, где каждое произведение искусства анализируют эксперты в возрасте 3-10 лет. Они делятся своими уникальными взглядами на такие вещи, как композиция, техника и содержание произведений.

Конечно, все эти системы предполагают наличие у посетителей смартфонов и высокоскоростного Wi-Fi в музее. Однако в некоторых старых зданиях это превращается в довольно трудную задачу. Например, в Лувре интерьеры украшены золотом, и потому в определенных точках Wi-Fi-сигналы отсутствуют. Такая же проблема и с военно-историческими музеями, которые размещены в бетонных бункерах.

Сенсорные экраны - ещё одна распространенная технология в музейной практике. Кроме развернутых комментариев к экспонатам, они могут содержать функцию максимального приближения деталей работы, 3-D анимацию, возможность просмотреть различные живописные слои и рентгеновские снимки. Иногда несколько экранов объединяются в видео-стены и «умные указательные знаки» - цифровые центры ориентации. В некоторых специально созданных виртуальных студиях посетители могут проектировать собственные изображения на скульптуры или произведения искусства.

Сегодня в музеях на информационных табличках, кроме общих данных, размещают и QR-коды. Иногда экспозиции дополняют TouchPad, с помощью которых посетители могут пообщаться с автором в Twitter.

Еще в 1901 году научный сотрудник одного из музеев в Лондоне Кейт Холл, говорила о том, что кинетическо-тактильное ощущение не менее важно, чем визуальное. Поэтому в современных музеях существует программа «Hands-On», которая предусматривает возможность трогать музейные экспонаты. На прошлой неделе, во время конференции TED в Лос-Анджелесе были представлены прозрачные компьютеры, которые позволяют попасть "внутрь" экрана и самостоятельно управлять 3D-объектами. Исследователь Джинха Ли (Jinha Lee) объяснил, что рабочий 3D-стол дает возможность работать с электронными устройствами на другом уровне, способствуя более интуитивному процессу взаимодействия. Ли разработал систему, которая сочетает в себе прозрачный дисплей со встроенными камерами. Одна камера используется для фиксирования движений пальцев, другие отслеживают положение головы, чтобы отразить угол зрения и перенести коррекцию на 3D-графику. Таким образом, пользователи могут манипулировать виртуальными элементами. Этой технологией заинтересовалось уже немало институций, в том числе и музеи.

Некоторые наблюдатели опасаются, что цифровые технологии сотрут грань между музеем, развлекательными тематическими парками и торговыми комплексами. Традиционалисты предупреждают о "Диснеификации" музеев. Уже сейчас музеи и художественные выставки превращаются в площадку для PR-компаний той или иной технологии. Существуют опасения, что эффект мультимедийного доступа к музею повлияет на уменьшение реального количества посетителей.

Несмотря на педагогическую ценность электронных артефактов, некоторые музееведы считают, что технологические устройства могут «затмевать реальные объекты». Существует мало доказательств того, что интерактивные экспонаты способны оказывать длительный эффект на посетителей выставки или углублять понимание темы. Председатель Лондонского совета по вопросам охраны объектов культурного наследия Тим Каултон отметил: «Аргументы в пользу интерактивных выставок могут быть убедительными, но доказательства этого на сегодняшний день неоднозначны и имеют в основном эпизодический характер. Интерактивные выставки остаются мало использованной площадкой системных исследований того, как люди способны учиться в неформальной обстановке».

По статистическим данным посетители музеев проводят перед каждым произведением искусства в среднем восемь секунд. Это означает, что процесс посещения музеев, в большинстве случаев, похож на марафонский пробег. Вследствие этого разные музеи по всему миру стали проводить акцию под названием «Медленный день», в ходе которой посетителям разрешается посмотреть лишь пять экспонатов. Поэтому, возможно, со временем музеи превратятся в некие пространства «непосредственного восприятия», свободные от использования технологий.

 

По материалам: moiseum.com, wired.co.uk, mashable.com, dezeen.com, web.mit.edu