Новый язык борьбы

27 октября 2011 в Малой Галерее Мыстецкого Арсенала открылась групповая выставка художников: Ульяны Быченковой, Гомера, Лады Наконечной, Никиты Кадана, Тараса Каменного, Владимира Кузнецова, Сергея Попова, Алексея Салманова и Николая Ридного, выступающего в качестве куратора. Название выставки «Новояз» - термин, заимствованный из легендарного романа Джорджа Оруэлла. Именно так в антиутопии «1984» называется лексикон тоталитаризма и фашизма, изуродованный партийно-бюрократическими оборотами, в котором слова теряют свой первоначальный смысл и означают нечто противоположное.

Само название уже свидетельствует о некоторой интеллектуальной претензии авторов проекта. И действительно концептуальное наполнение проекта «Новояз» значительно преобладает над визуальным. Объектом насмешек и критики для группы художников стали закрепленные в современной масс-культуре визуальные ярлыки, власть в ее одиозных проявлениях, манипуляции религией, преклонение перед капиталом. В поисках собственного языка, который бы противостоял масс-медийному мусору, художники избирают такую своеобразную форму выражения своих идей, что выставка выглядит немного похожей на набор призывов в максимально редуцированном виде.

Таким, к примеру, является объект «киевский» Алексея Салманова.

Алексей Салманов объект "Киевский"

Критически-ироническая видео-инсталляция Лады Наконечной, или работа «100% качество» Гомера - примеры фаунд-арта, идейный смысл которого намеренно не проговорен и должен быть понят «sapienti sat».

Гомер (Саша Кумраз) «100% качество»

Лада показывет нам идиллическую картину деревни в Полтавской области, вся «идилличность» которой перечеркивается звуками радио, реально висящего там на одном из деревьев. Чудовищный в своей бессмысленности и банальности звукоряд действительно громко разносится по всей деревне, по словам художницы. Люди живут в таком информационном шуме, возможно, и до сих пор.

Лада Наконечна "Идиллия"

Критика проектов городской застройки Никитой Каданом - «Серийные примеры (для Киева)» производит впечатление степенью своей язвительности. Когда все призывы, убеждения, протесты не работают, остается только создать арт-объект – план города, на котором аккуратно изобразить искалеченные городской застройкой места. Подписи, сопровождающие изображение, ни к чему не призывают и опять же ничего не сообщают тем, кто не в курсе.

Никита Кадан «Серийные примеры (для Киева)»

Напротив «Черных понятий» Сергея Попова в качестве языкового противоядия висят «Глаголы» Владимира Кузнецова.

Сергей Попов "Черные понятия"

Владимир Кузнецов "Глаголы"

Гнетущее ощущение от того, что художники окончательно отказались от визуальной экспрессии и решили давать нам «чистые» смыслы без художественного налета, все же исчезает при виде работ Николая Ридного «Груз бумаг» и Ульяны Быченковой «Незащищенные оболочки».

Николай Ридный "Груз бумаг"

 

Ульяна Быченкова "Незащищенные оболочки"

А также «Государственный тренажер» Тараса Каменного как раз является хорошим примером удачного сочетания концептуальности и графичности. 

Тарас Каменной "Государственный тренажер"

 

 

Анна Ландихова