О дивный новый мир

Его называют субпродуктом художественной литературы, говорят, что текст в нем играет незначительную роль… а обвинения в легкомысленности ставит комикс на один уровень с первичным кинематографом, мол, он прост и понятен, и не стимулирует мозг читателя. Но так ли все просто на самом деле? Перекладывание слов на картинку?

Сюжет комикса, как правило, вместительный, динамичный и довольно прост. Обобщенное проявятся в конкретном. Сюжет строится вокруг героев, развивается в их деятельности. Поэтому герой, стоящий в центре - это активный деятель, с четкой жизненной позицией, экспрессивный и яркий.

Разница между кино и комиксом невелика, только фильм требует того, чтобы жить лирическими сценами, монологами, зафиксировать взгляд зрителя на конкретной сцене дольше, чем на других, погрузиться в нее. Комикс же нуждается в этом в меньшей степени, потому, трансформируясь в кинофильм, комикс углубляется на всех смысловых уровнях, а также находит зрителя, начинает соучаствовать. А вопрос о том, что важнее в комиксе: визуальная или текстовая сторона, решается примерно так же, как и в кино, где зрительный ряд обязателен, текст - факультативен, он стремится к самосокращению, иногда ограничивается выкриками. То, что в кино передается звуками, в комиксе передается звукоподражанием. Языки с богатым набором звукоподражательных конструкций, такие, как японский, охотно используют в комиксах весь свой набор.

Истории в картинках существовали и раньше, но развитие жанра пришлось именно на последние сто лет. Лубочная традиция восходит еще к XVI и XVII векам. Чаще всего такие картинки имели религиозную тематику, которые народ превращал в свое оружие. С их помощью люд боролся с чиновниками, отстаивал свои традиции, свои мечты и вкусы. Лубок был не только настенным украшением крестьянского дома, но всегда еще содержал и совершенно особый текст: веселый, крепкий, саркастический.

Родиной комикса как такового по праву считается Америка. Первый американский комикс «Мишки и тигр» вышел в 1892 году. Изначально комиксы носили чисто юмористический характер, во многом это объясняется этимологией английского слова, которое определило их название. Коренным образом эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (Superman). Это было началом так называемого золотого века, который длился с 1938 по 1956 годы. В этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои как Бэтмен и Капитан Америка. В целом, именно с тех пор проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах - супергерои и другие миры.

В 60-х на мировую арену выходит компания Мarvel. Небезызвестные Джек Кирби и Стэн Ли создают самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четверка, Серебряный Серфер, Тор, Невероятный Халк, Люди Икс, Железный Человек и, конечно же, Человек-Паук. Главным центром индустрии комиксов остается США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются, кроме вышеупомянутой Marvel, DC, Dark Horse и Image Comics. На сегодняшний день существует множество видов комиксов: они различаются по форме, содержанию, тематике и проблематике.

Долгие годы "Великая двойка" - Марвел и DC, публиковали только истории про выдуманных ими персонажей: если Марвел, как и раньше, печатает "своих героев", то DC выдает много авторских комиксов, Vertigo специализируется на утонченных ужасах (Preacher, Sandman, Hellblazer), Paradox Press публикует документальные антологии. В период 80-90 гг. комиксы впервые стали восприниматься как явление искусства, стали появляться исследовательские работы. И все же, книгоиздатели не знали как себя вести с комиксами, в каком виде печатать, как рекламировать, а комиксо-издательства не знали, как угодить подростковой аудитории, рассчитанной, к тому же, в большинстве своем на мальчиков.

Однако не все комиксы выглядят так, как мы привыкли их представлять, в общем, есть много ветвей этой отрасли - американский комикс, европейская рисованная история, японская манга.

По сути, комикс - жанр-мутант. Веками человечество училось письменности, чтобы, подытожив опыт, заменить ее рисунком. И если раньше образ иллюстрировал (прояснял) собой текст, то ныне же текст отягощает собой образ, обременяет его культурой, моралью, воображением. Человек любит знаки и любит, чтоб они были ясными и потому комикс, и кинокомикс иже с ним, есть прекрасным сколком анонимных сообщений, мифов общества.

В принципе, охарактеризовать некоторое общество легче и надежнее через анализ его кодов, чем через анализ его означаемых, относящихся не столько к истории как таковой, сколько к антропологической основе человека. Пресса, реклама, товары массового потребления (кинематограф в том числе) позволяют уловить тончайшие материи, раскрыть мифическую, коварную завесу, используемую нашим обществом для самоуспокоения.

В том-то и заключается секрет популярности комиксов о супергероях, что в самых удачных из них отражаются наиболее актуальные образы коллективного бессознательного. Ошибочно говорить о том, что комиксы обязаны своей популярностью только потому, что отражают теневые стороны души читателей. Герои суперпопулярных рисованных историй Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина отвечают другой коллективной бессознательной установке: добро, хотя и с кулаками, должно действовать только во имя добра.

Постепенно комикс-кинокомикс стал очеловечиваться. Убавилось пафоса и пропаганды, как, например, во времена холодной войны. Книгоиздатели решили проблему и жанровые грани расширились. Появились комиксы, которые рисовались уже после выхода фильма, такие как «Назад в будущее» (фильм-мультфильм-комикс), «Чужой», «Хищник».

Рок-музыка - еще одна тема, которая встречается в комиксах 90-х годов, истории в картинках изданы практически про всех рок-звезд.

По характеру повествования комиксы приближаются к кинематографу, вызывая при этом более высокую степень погружения в историю, за счет влияния на ассоциативное восприятие читателя и, в конце концов, режиссер может использовать комикс как раскадровку.

Кинокомикс - долгое время выглядел каким-то очень условным, в худшем случае - ироничным, в лучшем - сказкой. Супермен в красных трусах. Подростковые проблемы Человека-паука. Но со временем к нему стали относиться по-другому.

И то, что кинокомикс может приносить деньги (и немалые) было также доказано в 1989 году. Этот год стал 50-той годовщиной Бэтмена. Для этого года был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм «Бэтмен» Тима Бартона, в котором участвовали такие первоклассные актеры как Майкл Китон (Брюс Уэйн) и непревзойденный Джек Николсон (Джокер), все было продумано до мелочей, фильм стал самым кассовым в списке американского проката за всю историю кино в текущий год.

Вторя Алану Муру, который (пришел в DC в 1983) в своих работах один из первых начал поднимать темы сексуальной нетерпимости, насилия, терроризма и т.д., Бартон скрестил в фильме комикс с нуаром, в котором не то, что супергероев, но и просто положительных героев быть не может. А далее пошло по нарастающей...Уже в «Халке» Энга Ли детская травма персонажа занимала больше экранного времени, чем экшн-сцены. В третьем фильме про «Человека-паука» герой бился со своей черной стороной, и его главным противником оказывался он сам же. Потом появился «Железный человек», где первая треть фильма вообще выглядит как военная драма, а все остальное - как попытка современного, нормального мужика жить своей жизнью, правда, сердце у него снаружи. И снова - «Невероятный Халк», где реальность сгустилась так плотно, что пришлось объяснять зрителям, почему на Халке не рвутся штаны, когда он из субтильного Эдварда Нортона становится гигантской зеленой машиной для убийств, ведь история про него - это история каждого человека, которому есть на что злиться.

Уместно вспомнить и про положение женщин-супергероинь в комиксах-кинокомиксах. Если в США в связи с целевой аудиторией - мальчики и взрослые одинокие мужчины - всегда женская сексуальность преподносилась негласно, то в «рисованных историях» Европы сексуальность становилось оружием женщин. Примечательна история появления на свет Чудо-женщины. Героиня была придумана во время Второй мировой войны не художником, а профессиональным психологом, который решил, что американским женщинам, эмансипированным войной, нужен адаптированный на современный лад аналог греческих и римских богинь. Он придумал фантастическую амазонку, которая приехала в Штаты бороться за права женщин, и попал в яблочко. Именно с Чудо-женщины начинается многочисленный ряд вооруженных и полуобнаженных красоток в комиксах и кинофильмах, при помощи силы восстанавливающих справедливость, попранную мужчинами. Такими женщинами были «Девушка-танк» Рейчел Телалай, «Бэтмен возвращается» Мишель Пфайфер, «Колючая проволока» Дэвида Хогана. Между прочим, в последней из них Памела Андерсон играет воинственную женщину будущего, которая называется Барб или в полном написании - Барбарой, одновременно напоминая и куклу Барби, и героиню комиксов Барбареллу, почти 20 лет назад представленную на экране Джейн Фондой по благословению французского режиссера Роже Вадима.

Вообще показательно, что для участия в комиксовых фильмах приглашаются известные манекенщицы, певицы, фотомодели, красотки «Плейбоя».

Как было заявлено издательством DC Comics: «2010 год – станет годом перерождения кинокомикса», издательство поставило на конвейер сразу несколько крупных проектов. Окрыленные не финансовым, но жанровым успехом «​​Хранителей», продюсеры обещают подарить жизнь «Аквамену», «Вспышке», «Чудо-женщине» и целой лиге супергероев сразу. Ведь еще не остыл экран от «Люди Икс: Первый класс» и «Тора», как Леонардо Ди Каприо уже примеряет на себя роль короля Атлантиды, а головорез Джош Бролин сразится с Джоном Малковичем за звание самого крутого на Диком Западе.

И как хорошо, что под целиной условности, которую дарит нам кинокомикс, мы еще раз можем посмеяться-поплакать над нашими социально-культурными, идеологическими, моральными достижениями и ляпами.