Образ, собранный из фрагментов: выставка Александра Гнилицкого в Национальном художественном музее Украины

Национальный художественный музей Украины, в последнее время нередко обращающийся именно к современному искусству, в течение сентября-октября 2011 представил выставку, посвященную 50-летию Александра Гнилицкого (1961–2009).

Ковер-самолет 

Статья из ART UKRAINE № 1(1) 2011 сентябрь-октябрьРубрика ПАНОРАМА.UA

Имя этого художника давно стало знаковым в новейшей истории актуального искусства Украины 1980–2000 годов. Однако, к сожалению, в постоянных экспозициях Киева работы художника увидеть невозможно. Посему целью выставки является возместить недостаток знакомства украинской публики с Александром Гнилицким, вписать художника в отечественную историю. Ведь в коллекции самого музея хранится лишь одна работа художника, которой, бесспорно, можно гордиться, но которой недостаточно для освещения его вклада в историю современного искусства. Именно поэтому чрезвычайно важным было участие родных художника и поддержка со стороны друзей, меценатов и коллекционеров. К организации выставки присоединилась семья Александра: Наталья Филоненко, Ксения Гнилицкая и Леся Заец. Коллекционеры Андрей Березняков и Анатолий Дымчук любезно предоставили на выставку работы из своих коллекций, как и друзья, и авторы работ о художнике.

Александр Гнилицкий за работой

Александр Гнилицкий — один из пионеров так называемой южной волны украинского искусства — получил известность в конце 80-х. Он оказался не первым художником в Украине, который отошел от небезразличной ему живописи и представил видеоарт. В его творчестве впервые встречаются разнообразные жанры современной визуальной практики: интерактивные инсталляции, произведения в режиме work in progress, growing art, кинетическая скульптура, анаморфозы, зоотроп, текстовые маргиналии, виджейские перфомансы. Следует помнить, что все это делалось во времена, когда технологический прогресс еще не дошел до нашей страны, и потому все произведения выполнены автором без помощи современных модных девайсов и компьютерных программ, а лишь благодаря его художественному таланту и изобретательности.

Александра Гнилицкого справедливо называют одним из самых непредсказуемых художников украинского арт-процесса. Будучи личностью креативной, изощренной и неоднозначной, художник неоднократно поражал зрителя многозначностью, обманчивостью своих произведений. Немалую роль в этом сыграло влияние абсурдности неодадаизма на рубеже веков. Но даже в период бытования трансавангарда в украинских пенатах стиль Гнилицкого переживает несколько этапов и модификаций: от «кудрявого стиля», зеленой «живописи волн», черно-белых гризайлей до модного в те времена «детского дискурса».

Автопортрет в виде Моцарта

Переломным пунктом для украинского «картиноцентризма» считается экспонирование Гнилицким в начале 90-х годов поэмы-акции «Спящая красавица в стеклянном гробу». Видеоряд, в котором Морфей, Эрос и Танатос слились в абсурдную феерию декаданса, сопровождался чтением автором одноименной поэмы. Видео «Кривые зеркала — живые картины» было создано лишь с помощью кривых зеркал из «комнаты смеха», купленных за бесценок. Однако выстроенная художником система искривленной оптики производила на удивление мощный поток галлюцинаторных образов.

В 2000 году творческий стиль Гнилицкого снова меняется. Художник начинает заниматься псевдонарративной живописью, перекодируя существующие мифологемы и семантику персонажей культовых мультфильмов, телесериалов, сказок и легенд (Чебурашка, Крокодил Гена, Штирлиц и Мюллер, Фантомас, Дракула, Русалочка). Кроме того, художник прибегает к своего рода «иконизации» мелких бытовых предметов, превращая их иллюзионистским, обманчивым способом письма в странные, загадочные вещи.

Автопортрет в автозеркале

В Национальном художественном музее были представлены работы Гнилицкого, охватывающие три десятилетия его творчества. Однако концепция этой первой выставки — не ретроспектива художника. Предложенная Лесей Заец идея выставки заключалась в формировании коллажного образа художника. Экспозиция состояла из автопортретов Гнилицкого, портретов, созданных друзьями, фрагментов, которые, словно многочисленные отражения, формируют представление о его фигуре. На выставке были и весьма личные снимки, сделанные близкими, и постановочные кадры, вроде «Золото Украины» Ильи Чичкана, фотографии Александра Друганова, Александра Шевчука, Василия Рябченко, Кирилла Проценко и других.

Чтобы предъявить публике целостный образ художника, организаторы смонтировали документальное видео с различными рабочими моментами подготовки его проектов.

Разумеется, не обошлось и без работ как самого художника, так и тех, в которых он участвовал. Наконец широкая общественность познакомилась со знаменитым видео «Кривые зеркала» (1993), фрагментом инсталляции, представленной на выставке «Парниковый эффект» в ЦСИ фонда Сороса (1997), и объектом-анаморфозом «Танец смерти» (1996). На выставке можно будет увидеть фотодокументацию перфоманса В. Цаголова «Карла Маркса — Пер-Лашез» (1993), эскиз фигуры Гнилицкого, выполненный А. Саем (нач. 2000-х), картину В. Трубиной «Юноши на берегу моря», на которой изображены А. Гнилицкий и О. Голосий (1992), услышать аудиоверсию стихотворения А. Ройтбурда о Гнилицком.

Люстра

То, что выставка предложила динамичный, неоднозначный образ художника, неслучайно. Ведь и сам Гнилицкий избегал в своем творчестве догматических и жанровых ограничений. Его работы постоянно предлагали игру на грани мифотворчества, смеси правды и вымысла. А мифотворчество вокруг художника развернулась еще при его жизни, оно было продуктом его среды, дружеского окружения. Ныне миф, окутывающий фигуру выдающегося художника, становится частью его наследия, неотъемлемым фактором для восприятия его произведений.

По словам куратора выставки Оксаны Башировой, для понимания творчества Александра Гнилицкого принципиальны его слова о том, что красота возможна лишь как чудо. Художник и был наделен этим даром — передавать красоту как случайность, чудо. «Его работы, независимо от темы или техники исполнения, были лишены агрессивности, а скорее открывали некую парадоксальную и неотвратительную удивительную суть вещей», — говорит Оксана Баршинова. В этом смысле особенно поражают его анаморфоз (1996), видео «Спящая красавица в стеклянном гробу» (1992) или медиаинсталляция «Медиакомфорт» (2005).

Кроме того, куратор выставки призналась: «Гнилицкий — прежде всего живописец, и именно тот редкий тип непревзойденного живописца, которого не могут тронуть никакие крики о неактуальности этого вида искусства, потому что настоящая живопись всегда будет поражать прямо в сердце».

Название выставки CADAVRE EXQUIS отсылает к концепту сюрреалистов, предполагающему использование несовместимых слов и изображений. В качестве основы этого термина взята игра, в которой участники пишут на бумаге слова, не зная, какое слово было предыдущим. Игра называлась по примеру одного такого бессмысленного предложения: Le-cadavre-exquis-boira-le-vin-nouveau (франц. «Изящный труп пьет новое вино»). Идея этой игры стал классическим концептом для практики сюрреалистов, которые, сочетая несочетаемое, создавали целостное произведение.

Также выставка предложила взглянуть на личность Александра Гнилицкого сквозь призму фрагментов его жизни, впечатлений его друзей и ряда произведений, которые удалось собрать в одном месте. Очерчивая контуры созданного художником мира, выставка предоставила целостный образ, собранный из тысячи отражений. В этом смысле она, скорее, представила творчество художника через множественный мир его ролей — отца, друга, художника, мистификатора, — ролей, которые приходится играть на протяжении жизни. Представила саму его жизнь, переплетенную с творчеством многочисленными мифами, интерпретациями и поисками красоты.

 

Анна Ландихова